Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Два дня, 23 и 24 октября, сысертский приход в честь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы будет отмечать большой праздник – 275-летие со дня закладки первого здания храма.

В субботу, 23 октября будет отслужена Божественная литургия, которую возглавит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. На клиросе будет петь детский церковный хор «Октоих». Служба начнется в 9 часов утра. Сразу после нее – Крестный ход.

В воскресенье, 24 октября – в 9.00 Божественная литургия; в 11.00 праздничный молебен с акафистом.

В этот же день в 15.00 начнется праздничный концерт в Сысертском городском центре досуга. Выступят Валерий Топорков и детский хор «Октоих». Вход – по приглашениям, которые можно приобрести в киоске Симеоно-Аннинского храма.

Храмов с такой историей мало, особенно в Екатеринбургской епархии. И деревянный храм в Сысерти, и каменный намного старше большинства цекрвей, хотя в Арамили деревянный храм выстроен раньше сысертского. Зато каменный храм в Сысерти, построенный к декабрю 1787 года, старше, чем у соседей-арамильцев каменный.

Первый сысертский священник – Федор Яковлев – сын арамильского священника.

В 2010 году Екатеринбургской епархии исполнилось 125 лет. До ее образования уральские приходы относились к Пермской епархии, а до этого – к Тобольской митрополии. И строительство сысертского храма благословлял тобольский митрополит.

Вторая особенность храма в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в том, что он коронован. Почему именно он? Какие храмы удостаивались чести быть коронованными?

В некоторых источниках говорится о том, что храм коронован в честь императрицы Анны Иоановны. Но это – абсурд. Первое здание Симеоно-Аннинской церкви было деревянным (в ней служили 52 года), а короновали только каменные храмы, это уже годы правления Екатерины II.

Каменный храм Сысерти строился по проекту столичного архитектора. По преданию, за этим проектом  заводчик А.Ф.Турчанинов ездил в Санкт-Петербург. Турчанинов задумывал строить храм со столичным размахом, даже колонны в Италии заказывали (после его смерти храм достраивали потомки, отступая от проекта). А царственная роскошь – это корона. Это вторая версия. Есть и третья. Члены сысертской общины несколько раз были в Симеоно-Аннинском храме в Санкт-Петербурге. Он тоже коронован, только корона на его куполе намного меньше, чем у сысертского. Настоятель петербургского прихода считает, что коронован именно потому, что назван в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (кстати, храмов в честь этих святых очень мало в России, а в Екатеринбургской епархии – только один). Корона носит здесь духовный символический смысл.

Почему сысертский храм назван именно в честь Симеона и Анны? Сысертский завод строился в период правления императрицы Анны Иоановны. И посланник Петра I де Геннин решил назвать завод именем императрицы Анны Иоановны, небесной покровительницей которой была святая Анна Пророчица. Анна Иоановна, кстати, лично присутствовала в 1734 году на закладке каменной Симеоно-Аннинской церкви в Санкт-Петербурге.

Приехавшего в 1734 году на Урал Василия Никитича Татищева, человека очень верующего и благочестивого, смутило, что завод в Сысерти есть, а храма – нет. Он и позаботился о строительстве первой заводской церкви, направив запрос тобольскому митрополиту.

В 1735 году произошла закладка храма. А раз завод носил имя Анны Иоановны, то и храму присвоено имя Анны Пророчицы. В этом же, 1735 году, кстати, Анна Иоановна издала Указ, чтобы при каждой фабрике и заводе обязательно строились церкви и школы. Так в Сысерти, благодаря стараниям Татищева, появилась и первая цифирная школа.

Церковное здание построили быстро. В день его освящения, 16 февраля, Церковь прославляет святых Анну Пророчицу и Симеона Богоприимца (одна Анна Пророчица не прославляется). Первый документ, подтверждающий, что храм назван именно в честь двух святых, датирован 1748-м годом.

Деревянный храм простоял 52 года. Богатый, с золотой и серебряной утварью, с шестью колоколами, он не вмещал всех, ведь храм занимал тогда важное место в жизни каждого человека, был необходимостью.

Алексей Федорович Турчанинов, начиная с января 1759 года, поднял и расширил завод. Он внедрял передовые технологии, заботился об образовании, которое давалось работникам на средства завода, и о своих кадрах - иностранцы в Сысерти не работали.

В первые месяцы своего пребывания в Сысерти Алексей Федорович построил больницу. И через 12 лет начал строительство каменного храма, в котором было три придела (в деревянном – только один). Первый – Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Боковые – в честь честных вериг апостола Петра и Алексия, человека Божия.

На скорость строительства каменного храма сильно повлиял пугачевский бунт (его называли тогда второй чумой).

Турчанинов был очень предусмотрительным и предвидел, что Пугачев может пойти на Екатеринбург через Сысерть. С конца 1773 года строились ледяные валы, устанавливались железные ограждения. Было предусмотрено все. Надежные люди вошли в состав ополчения и им выдали винтовки. И строительство храма прекратилось, и завод остановился – все силы были направлены на обо¬рону.

Рабочие встали на защиту Сысертского завода – им было что терять. Пугачев впервые встретил на своем пути такое серьезное сопротивление. А завод с выпускаемым здесь вооружением ему был очень нужен. И если бы Пугачев Сысерть захватил, трудно пришлось бы и Екатеринбургу. Это понимали все, и Екатерина II по достоинству оценила заслуги Турчанинова: дала ему и его потомкам дворянство.

Основное сражение произошло на горе Караульной, захваченной пугачевцами. Она была переименована в Бессонову в честь сержанта Бессонова, который героически сражался, был смертельно ранен и похоронен на вершине горы. В 1786 году на средства рабочих здесь построили часовню во имя Святителя Николая Чудотворца, почитаемого на Руси во все времена. А может быть, того сержанта Николаем звали. С хранившейся здесь иконой святителя совершались Крестные ходы на «Николу летнего». В 1920-х годах часовня была разрушена.

Строительство Симеоно-Аннинского храма возобновилось только через 3,5 года после пугачевского бунта и велось десять лет.

Турчанинов, все, за что ни брался, делал очень добротно, все доводил до совершенства. Еще до начала всех работ на храме он построил кирпичный завод, где были внедрены самые высокие технологии: кирпич в результате выпускался самого высокого качества. Каменщиков на строительство храма Алексей Федорович привозил самых лучших, самых надежных, проверенных. Строил, как говорится, на века, чем и оставил о себе память благодарных потомков. Храм и взрывали, и в запустении держали, но стены его сохранились.

В декабре 1787 года строительные работы были закончены. 12 мая (29 апреля) 1788 года освящен правый придел – в честь честных вериг апостола Петра; 14 (1) мая 1788 года – левый придел – во имя преподобного Алексия, человека Божия. Центральный престол освящен 22 (9) сентября 1789 года. Благоукрашение храма продолжалось до начала ХХ века.

В новом каменном здании уже шли службы, а деревянная церковь стояла пустой. И в 1790-м году Фелицата Степановна, вдова А.Ф.Турчанинова, умершего в 1787 году, написала прошение, чтобы разобрать деревянную церковь, а из ее бревен построить церковь на кладбище.

В 1792 году Успенская церковь уже была построена и начала действовать. Позднее на средства сысертских купцов и рабочих была построена Успенская каменная церковь.

Факт, что в небольшой период времени в Сысертском заводе уже действовал каменный храм Святых Симеона и Анны и еще стояло старое здание, послужил поводом для ошибки в некоторых документах; и в том числе в книге «Род Турчаниновых», где говорится, что в 1789 году в Сысертском заводе – две иоанновских церкви. Церковь была одна – Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Храм был очень богатым, даже роскошным, с большим количеством золотой и серебряной церковной утвари. А звон 12 красивых мелодичных колоколов храма был слышен больше, чем на 25 верст. Самый большой колокол весил более 5 тонн. Это говорит о благочестии заводчиков, радевших о благоукрашении храма. Именно они, а не священнослужители заботились об этом.

К сожалению, сейчас все изменилось. Недавно один мальчик спросил: «Когда Вы свой храм построите?» (сысертская церковь восстанавливается на пожертвования, после разорения в советские годы и пожара, случившегося уже в наши дни).

Храм будет построен тогда, когда это будет нужно не только священству, но всем: и этому мальчику, и его родителям, и бабушкам-дедушкам. Когда ко всем нам придет осмысление, что храм нужен городу и его жителям не меньше, чем магазины. Когда храм будет занимать в нашей жизни важное место, и мы будем жить по-другому, и город - развиваться.

Матушка Татиана Костарева
газета Сысертского района «Маяк» № 76