Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/510
опубликовано leonty в ср, 15/09/2010 - 17:55


беда нашего времени в том, что многие современные семьи и отдельные личности живут обособленно, одиноко.
основная цель социального проекта «православный семейный палаточный лагерь» епархиального духовного центра «возрождение» благородна и актуальна – помочь семьям преодолеть обособленность друг от друга, почувствовать дух соборности, который постигается совместной жизнью, трудом, молитвой, участием в таинствах церкви. помочь обрести христианские основы семейного бытия.
что удалось семьям – участникам необычного для нашего времени проекта за время проживания в православной общине? удалось ли в ограниченный период времени создать условия для формирования дружного коллектива детей и родителей, условия, способствующие их духовному росту, культурному и социально-психологическому становлению и самое главное – их воцерковлению?
смогли ли дети, окруженные дома бытовым комфортом, увлеченные в обычных условиях новейшими технологиями, приспособиться к достаточно «суровым» условиям жизни на природе и обратиться к богу, молитве?
ответы на эти вопросы я решила искать на «острове патмос» в селе конь-колодезь.

остров патмос – греческий остров, на котором, согласно священному писанию, любимый ученик иисуса христа иоанн богослов за короткое время обратил в христианство почти все население.
для участников первого в области православного семейного палаточного лагеря выбранное по благословению владыки никона, епископа липецкого и елецкого место на побережье дона в селе конь-колодезь хлевенского района, где вот уже второй год во время петровского поста он работает, стало настоящим «островом патмос». а свое название «иоанно богословский» он получил по действующему на этой территории храму в честь апостола любви, иоанна богослова.
с первой минуты пребывания на острове ощущаешь творческую, радостную, семейную атмосферу.
в центре поляны детишки и их родители увлеченно играли в волейбол через туго натянутую между деревьями веревку. другие «островитяне» устроили занимательный шахматный турнир. третьи – живо обсуждали только что закончившуюся интеллектуальную игру, подготовленную, как я позже узнала, папой андреем. под деревом вместе со своим руководителем надеждой николаевной минаковой репетировал ансамбль гитаристов «благовест». а под навесом, в разных местах длинного стола, добротно сколоченного взрослыми из досок и аккуратно покрытого клеенкой, работали кружки: прикладного искусства и оригами, рисования и лепки из теста. с особым удовольствием дети ждали творческих занятий с надеждой владимировной воиновой, очень талантливым педагогом, удивительно творческим и скромным человеком - учителем школы села конь- колодезь. надежда владимировна вот уже второй год любезно и безвозмездно делится с ними своим мастерством и душевным теплом.

как и в прошлом году, девчата и мальчишки с радостью посещали занятия по клиросному пению, которые проводила матушка инна, супруга настоятеля иоанна богословского храма и духовника лагеря протоиерея владимира силантьева.

представьте: на одной небольшой территории живут совершенно разные семьи, дети, которые приехали без родителей, вожатые, воспитатели. здесь нет компьютера, телевизора, привычных развлечений. даже сотовым телефоном, по уставу, разрешается пользоваться по необходимости. зато родители и дети проводят вместе гораздо больше времени. они находятся в постоянном общении, вместе трудятся, готовят еду, играют, молятся, вместе радуются успехам и переживают неудачи тоже вместе. это помогает каждому лучше познать себя, увидеть свои недостатки. а рядом – храм и духовник, который в любую минуту к каждому обратившемуся за советом придет на помощь.
«остров»,  продолжает елена юрьевна,  в буквальном смысле встретил нас огнем. не успели мы окончательно расположиться, как в нескольких метрах от нас по непонятной причине вспыхнула трава. огонь мгновенно распространился по побережью дона и сплошной стеной стал приближаться к палаткам. было страшновато. потрудиться пришлось всем. с огнем боролись и одеждой, и ветками, и даже бумажным веером, которым наша самая романтическая девочка ангелина пыталась спастись от настигающего ее пламени. а когда нам удалось справиться со стихией, мы увидели, что на месте, где стояла матушка инна и творила молитву, огонь отступил…
после этого события отец владимир устроил большой крестный ход вокруг храма и «острова патмос». кстати, крестные ходы стали доброй традицией этого православного лагеря. они утраивались не только после богослужений (а в этом году за две недели островитяне посетили 4-е божественные литургии, 4-е всенощных бдения и 3 молебна). но каждый вечер после совместного прочтения молитвенного правила совершали малый крестный ход вокруг своего городка. даже специальную дорожку прорубили для этого, а на пенечках мама наталья укрепила фонарики. по словам воспитателя 3-го отряда ники федотовой, студентки лг т у, общая молитва звучала сильнее. после нее сразу становилось спокойнее на душе. кстати, были ребята, для которых молитвенный опыт в лагере был первым, но им удалось сохранить его и по возвращению домой.
на трудовое послушание в лагере отводилось два – три часа. младшие дети отвечали за чистоту на территории острова, где, действительно, царил идеальный порядок. каждый день после завтрака они вместе с воспитателем очищали от различного рода мусора не только свой остров, но и всю территории возле него, дорогу по парку к храму. мужчины и старшие мальчики реставрировали и собирали привезенные из монастыря старые кровати, подбирали к ним матрацы и тумбочки  готовили спальную комнату для зимнего лагеря. другие дети с помощью взрослых разбивали цветочную клумбу и сажали цветы, третьи чистили и вымывали паласы и полы в столовой, другие несли послушание в храме.
общение с владыкой, по словам елены юрьевны, складывалось легко. дети и взрослые ловили каждое его слово. владыку интересовала вся лагерная жизнь. он познакомился с отрядами, посмотрел концерт, на котором ребята пели под гитару и баян. несмотря на «аномальную жару», легко согласился присутствовать на спортивных эстафетах. и хотя детишки вели себя на стадионе очень эмоционально (шуму было как на футбольном матче) наши гости выдержали и это испытание. а добрые и проницательные глаза отца трифона, который тоже приехал с владыкой, все время пребывания на острове были по детски задорными и излучали тихую радость и тепло.
мы долго еще беседовали с еленой юрьевной о лагерной жизни и патмосцах: об истории, связанной с рождением лагерных «семейных» традиций (во время проживания в лагере, в храме иоанно-богословском повенчались две семейные пары). о мальчике александре, который после лагеря расстался с прежними любимыми языческими увлечениями. о папе андрее бугакове, с которым «можно идти в разведку». о том, что в липецке нашлись добрые люди, которые помогали им и продуктами, и некоторым инвентарем, а к следующему открытию лагерной смены пообещали на территории лагеря установить спортивно-оздоровительный городок. об откровениях воспитателя 1-го отряда марийки пустоваловой, студентки липецкого филиала орловской академии, которая по просьбе подружки ники из-за «патмоса» не поехала на селигер. а теперь она и сама не представляет себя без этого «острова» и хочет обязательно вернуться туда. даже стихи сочинила о нем. а в завершение беседы поделилась размышлениями о ласточках, которые жили в гнезде, свитом над храмовой иконой иоанна богослова…
когда мы приехали в конь-колодезь,  заканчивает свой рассказ елена юрьевна,  каждый из нас мог наблюдать, как ласточка, беспокойно оглядываясь по сторонам, кормила в гнезде только что вылупившихся детенышей. на наших глазах птенцы подрастали, становились более смелыми, сильным, ловкими и, наконец, перед самым нашим отъездом они выпорхнули из гнезда и стали самостоятельно парить в воздушном пространстве, добывая себе пищу. мне думается, что вот так же и иоанн богослов собрал нас, как птица своих птенцов в «благодатном гнездышке», ограждал от опасностей, учил жить с молитвой, насыщал духовной пищей, чтобы, разлетевшись, мы в своей свободе могли самостоятельно стремиться к богу и находить его.