Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

За последние двадцать с лишним лет в Екатеринбурге было построено около 40 новых храмов и часовен. В среднем – по два сооружения в год. Все они отличаются друг от друга по своей архитектуре. Так какой же он – уральский православный храм XXI века? Развернутое описание всех церквей Екатеринбурга и его окрестностей представила уральцам искусствовед Наталья Николаевна Мамаева. Презентация новой книги, выпущенной Информационно-издательским центром Екатеринбургской епархии, состоялось в областной библиотеке имени Белинского.

Каждой церкви посвящена отдельная статья-комментарий новой книги Натальи Николаевны. «Купола XXI века» - так она называется. Говорить только лишь о Екатеринбурге не получилось, не упомянуть, к примеру, храмы монастыря на Ганиной Яме, признается автор, она просто не смогла. Поэтому в подзаголовке значится – «Екатеринбург и окрестности». Эта книга – попытка осмыслить состояние современной православной архитектуры.

Ответственным редактором нового издания стала Елена Валентиновна Штубова, доцент Уральской архитектурной академии.

Деревянные церкви сейчас очень популярны. Из дерева построено больше половины новых уральских храмов. Их и возводить дешевле и вписывать в пространство современного города проще, говорят архитекторы.

Каменные же сооружения, как правило, берут за основу какой-либо образец (в основном, московский или ярославский) и следуют ему, лишь иногда прибегая к умеренному новаторству или очень осторожному экспериментированию с традицией.

Н.Н.Мамаева считает, что само понятие образца в храмостроении – тоже весьма спорно. Автор книги даже провела специальный опрос уральцев. Их просили оценить внешний вид екатеринбургских храмов. По результатам, лидеры голосования - церковь Ново-Тихвинского монастыря, уралмашевский храм Рождества Христова и Храм-на-Крови.

Как будет выглядеть православный храм конца нынешнего столетия, предположить трудно. Архитектурный стиль формируется десятки лет. Сами современные архитекторы, например, традиционалистами себя считают не всегда. Активный поиск новой формы для них очевиден.