Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

26 января 2011 года в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя под председательством архиепископа Рязанского и Касимовского Павла состоялась конференция XIX Международных Рождественских Образовательных чтений «Творческое наследие святителя Феофана Затворника - предмет соработничества церковной и светской науки».
С основным докладом на тему: "Аскетизм и спасение в понимании святителя Феофана Затворника" на конференции выступил Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, Председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка Климент в своем докладе выделил цели и задачи аскетического учения святителя Феофана, которые заключались в изложении аскетического учения отцов Церкви в качестве практического руководства не только для монашествующих, но и для мирян, в научении современного святителю светского человека основам православного подвижничества.


Далее с докладом выступил Председатель конференции, член Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Владыка Павел обратил внимание присутствующих на актуальность трудов святителя Феофана для людей, живущих в XXI веке: "Значение святителя Феофана для нашего времени трудно переоценить. Это обусловлено тем, что два периода времени: период деятельности святителя и постсоветское время - соотносятся между собой как время разрушения и время восстановления духовной жизни в России». Нынешнее воскрешение духовной жизни в России, которое, как отметил владыка, дается с большим трудом, связано, в первую очередь, с глубоким человеческим ниспадением, неверием и идолопоклонством. Можно привести 4 степени такого ниспадения, выделявшиеся святителем Феофаном: богозабвение, осуечение помышлений, омрачение сердца и поставление разума в качестве единой формы жизни.
Каждую из этих степеней ниспадения необходимо преодолевать, что предстоит делать современному человеку в тяжелых нынешних реалиях распространения псевдонаучных теорий, оккультных сект, в условиях, когда под видом толерантности предлагается "мириться со всякими родами нравственными беззакониями, с сектантской агрессией, с издевательством над нашей верой под видом произведений культуры. Великое противостояние в нашей стране между теми, кто желает угодить Богу и теми, кто борется с Ним, по-видимому, только нарастает и будет нарастать в дальнейшем. Велики силы внешних и внутренних ненавистников Православной Руси. Всячески стремятся они не допустить изучения Православной культуры в школах, изобретают разрушительные методики и технологии воздействия на сознание детей и молодежи, стремятся разрушить связь между поколениями через так называемые ювенальные законы и различные форсайт-проекты. Но не в силе Бог, а в Правде. А Правда в нашей Православной вере".
Архиепископ Павел отметил также невозможность решения общегосударственной задачи воспитания молодежи в отрыве от Церкви: "Воспитание молодежи России нельзя мыслить без обращения к святоотеческому наследию, к истории России, неразрывно связанной с Русской Православной Церковью, выдающимся светочем которой является святитель Феофан, Затворник Вышенский".
Председатель конференции и докладчики высказали единодушное мнение о необходимости объединить усилия лучших церковных и светских специалистов для более тщательной подготовки и выпуска первого научного издания «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника», приуроченного к 200-летнему юбилею святителя Феофана, который будет торжественно праздноваться на общецерковном уровне в 2015 году. Участниками конференции было поддержано предложение ее Председателя обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с прошением объявить 2015 г. годом святителя Феофана.
Также с докладами на форуме выступили:
- представитель Тамбовской епархии иерей Виктор Лисюнин зачитал доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия «Святитель Феофан Затворник и духовное просвещение в Тамбовской епархии»;
- Щербакова М.И., доктор филологических наук, профессор, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН им. А.М. Горького, заместитель председателя Совета по изданию собрания творений святителя Феофана Затворника, «Летопись жизни и творений святителя Феофана Затворника - круг вопросов»;
- игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия, заведующий библиотекой МДА, «Переводческие принципы святителя Феофана на примере трех сотниц преподобного Никиты Стифата из Добротолюбия»;
- игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, «Затвор как форма общественного служения святителя Феофана»;
- иерей Алексий Бурцев, кандидат богословия, исследователь богословского творчества святителя Феофана Затворника, «Личные взаимоотношения святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) в контексте их полемики о природе души и ангелов»;
- игумен Маркелл (Павук), кандидат богословия, преподаватель КДА, «Святитель Феофан Затворник как проповедник»;
- Каширина В.В., доктор филологических наук, сотрудник издательства Свято-Успенского Вышенского монастыря, «Проповедь на Тамбовской земле при святителе Феофане Затворнике (по материалам "Тамбовских епархиальных ведомостей")»;
- иеромонах Питирим (Творогов), преподаватель МДАиС, «Гомилетическое наследие святителя Феофана Затворника»;
- Битехтина Л.Д., доктор философских наук, профессор РПИ, «Методологические основы психологии в учении о духовной жизни святителя Феофана Затворника. (Специфика. Истоки. Развитие)»;
- иеромонах Геннадий (Поляков), преподаватель СПбДАиС, «Учение святителя Феофана Затворника о духовности ангелов и душ в свете святоотеческого богословия»;
- монахиня Иулиания (Муравьева), насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря, «Музей Феофана Затворника как непрекращающаяся проповедь святителя и живая связь его с современностью»;
- Горбатов Е.Н., ведущий сотрудник РГАДА, «Иеромонах Феофан (Говоров) в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме. 1847-1854 гг. (по документам Архива внешней политики Российской империи Историко-документального департамента МИД РФ)»;
- Лукьянова А.Е., член Русского генеалогического общества, «Свято-Успенская Вышенская пустынь Тамбовской епархии в эпоху затвора епископа Феофана (Говорова). 1872-1894 гг. (по материалам Государственного архива Рязанской области)»;
- Свирин А.Н., преподаватель РАО, «Темы духовного назидания в письмах епископа Феофана (Говорова) "к почитательнице". 1866 г. (по материалам Центрального исторического архива Москвы)»;
- Попов В.В., студент МДА, «Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий Брянчанинов: богословие и молитва».

Во время церемонии закрытия XIX Международных Рождественских образовательных чтений были награждены победители и призеры VI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». 3 место в номинации «Изобразительное искусство - ОСНОВНАЯ ТЕМА», возрастная категория - 13-17 лет занял Алексей Ошкин, картина «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с.Мервино), МОУ СОШ №7 (г.Рязань). Юного Рязанского художника памятными подарками наградил Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Зарайский Меркурий.

/смотреть фотографии/