Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://www.orthedu.ru/eparh/2841-11.html
приветственное слово благочинного юго-восточного округа иерея игоря затолокина участникам i конференции «духовно-нравственное воспитание детей - общая задача школы и церкви» в г. искитим новосибирской области

2 марта 2011 года

уважаемые участники конференции, отцы, братья и сестры!



рад приветствовать, от лица архиепископа новосибирского и бердского тихона, всех кто принимает участие в нынешнем форуме, посвященном обсуждению вопросов соработничества церкви и школы в решении общих задач. и передать его благословение на работу нашей конференции.

в настоящее время духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательной школе приобрело особую значимость. россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения «патриотизма преданности идеям социалистической родины». и весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.

нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. к сожалению, их реже слышишь сейчас. отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. не стало доверия друг к другу.

а ведь только … – «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (лук.6:45).

если же мы обратим свой взор к истории государства российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей родины всегда были такие понятия как - святость, духовность и любовь к родине.

многие видят выход из создавшегося положения именно в духовности как полноте бытия. и в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. и, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. в переломный исторический момент, когда рухнула советская государственная система, когда в умах многих наших сограждан поселились недоумение и страх за свою жизнь и судьбу детей, обращение к духовным истокам, к богу спасало от отчаяния, давало силы строить собственную жизнь и возрождать отечество.

ключевым вопросом церковно-государственных отношений в сфере образования является преподавание основ религиозной культуры в средней школе. прошедший 2010 год останется памятным для нас как год учителя, а также как год, когда в школах россии началось преподавание предмета «основы православной культуры», проходящее в рамках апробации нового комплексного учебного курса «основы религиозных культур и светской этики». по предложению лидеров традиционных религий президентом россии в 2009 году было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года.

«главная цель проекта — посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше общество знаний о глубинных корнях культуры российского народа. впервые после печально знаменитого декрета совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «об отделении церкви от государства и школы от церкви» учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность.

не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. российская федерация, как и другие страны русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих.

верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса». (из выступления святейшего патриарха кирилла на xix международных рождественских образовательных чтений.

общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. а есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане россии. ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. веками именно на семейный уклад оказывает воздействие религия. но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. а вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. в основе различных педагогических направлений, как правило, лежит поиск источника духовно-нравственного роста, этого идеала. в период атеизма мы формой, лишающей педагогическое мышление вдохновения и низводящей его до уровня элементарной причинности, – с натурализмом. натурализм осуществляет поиск движущих сил роста личности в природе, причем природу человека трактует в категориях сочетания биологических и социальных механизмов. натурализм абсолютизирует роль научного знания в педагогике, низводя все проявления духовной жизни к психологизму. натуралистический подход ограничивает горизонт возможностей человека интеллектуальным развитием, направляя его на трансформацию внешней природы, собственной биологической природы и социальных условий.

с точки зрения православной традиции такой горизонт слишком узок. человек свободно призван выйти за пределы самого себя. идеал совершенствования состоит в приобретении человеком иного качества – богочеловеческого. в православной традиции этот источник – бог, создавший мир, человека, даровав ему свободу. самовольное (анархическое, не принимавшее к исполнению заповедь послушания божественной воле) распоряжение свободой породило в человеке грех и смерть. но в боговоплощении человеческая природа усыновляется богу – источником духовно-нравственного становления человека становится энергия богоусыновления, божественная благодать. в таком понимании духовно-нравственное становление в православной традиции приобретает характер уникальности. в стремлении к святости. «церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина отечества небесного, совершенного божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь отечества земного».

современный национальный воспитательный идеал и школы и, и церкви – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин россии, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа российской федерации».

основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

надеюсь, что нынешний форум будет способствовать сотрудничеству церкви и школы в развитии отечественного образования — воспитание высоконравственного гражданина россии.
благодарю за внимание.

образование и православие / 2 марта 2011 года

(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 6

Яндекс.Метрика