Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/2713
новости

27 марта 2011 г.

православный календарь: святой благоверный великий князь ростислав (михаил) киевский

святой ростислав, великий князь киевский, внук благочестивого мономаха, сын великого князя киевского святого мстислава великого, брат святого князя всеволода-гавриила, является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей руси середины xii века.
ростислав отличался как храбростью и подвигами мужества, так и высокими христианскими качествами: он был незлобив, уступчив и миролюбив. любовь к своим подчиненным, желание им всякого блага, забвение обид и постоянное памято¬вание о своих грехах составляли неотъемлемую принадлежность его души. с именем ростислава связано укрепление и возвышение смоленска, смоленского княжества и смоленской епархии.
до xii века смоленская земля была составной частью единого киевского государства. начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь мстислав великий, унаследовав от своего отца, владимира мономаха, киевский великокня¬жеский стол, отдал смоленск в держание своему сыну ростиславу (в крещении михаилу). благодаря трудам и подвигам святого ростислава смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела. каменный храм в честь святых князей бориса и глеба, построенный в 1145 г. на месте мученической кончины последнего, на смядыни, и в смоленске петропавловский храм – памятники благочестивого родоначальника князей смоленских.
после смерти брата изяслава (1154 г.) святой ростислав на короткое время стал великим князем киевским, но владел киевом совместно со своим дядей вячеславом владимировичем. после смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в смоленск, уступив киевское княжение другому своему дяде – юрию долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. вторично он занял киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти (в 1167 г.), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.
годы правления святого ростислава приходятся на один из самых сложных перио¬дов в истории русской церкви. старший брат ростислава, князь изяслав мстиславич, сторонник автокефалии русской церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока климента смолятича и повелел поставить его в митропо¬литы собором русских епископов, без обращения к константинопольскому патриарху. это произошло в 1147 году. русская иерархия в основном поддержала митрополита климента и князя изяслава в их борьбе за церковную независи¬мость от византии, но некоторые епископы во главе с нифонтом, святителем новгородским, не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округи. так поступил и епископ мануил смоленский. святой ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробленности руси. постоянная битва за киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же «битвой» за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.
предвидение святого ростислава полностью оправдалось. юрий долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году киев, немедленно изгнал митрополита климента и послал в царьград за новым митропо¬литом. им стал святой константин, но он прибыл на русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти юрия долгорукого.
а еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого ростислава мстислав изяславович, святитель константин должен был бежать из киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный климент смолятич. началась церковная смута – на руси стало два митрополита. вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших климента, климент запретил всех ставленников и сторонников грека. для прекращения соблазна святой ростислав и мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.
но сложности на этом не кончились. прибывший в киев осенью 1161 года митрополит феодор умер весной следующего года. по примеру святого андрея боголюбского, пытавшегося в это время провести в митрополиты своего подвижника епископа феодора, святой ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный климент смолятич.
князь ростислав никогда не искал власти, а только принимал ее, когда вручали, и притом как тя-жесть. незлобие его прощало все другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах перед богом и забывал о том, чем должны ему другие. святой ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям великого поста к своему столу печерского игумена с шестнадцатью иноками и сам им прислуживал. ему очень хотелось уклониться от сует жизни в печерскую обитель, не раз говорил он о том печерскому игумену. игумен останавливал его, указывая на то, что дело князя – ограждать покой людей правосудием и мечом, наконец предложил ему предоставить себя воле божией.
печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в древней руси, поддерживали в князе мысль о независимости русской церкви. но благочестивое желание святого ростислава добиться у патриарха благословения русского митрополита климента не осуществилось. греки считали право назначения митрополита на киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. в 1165 году в киев прибыл новый митрополит – грек иоанн iv, и святой ростислав из смирения и церковного послушания принял его. новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял русской церковью менее года. киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. единственным духовным утешением его было общение с игуменом поликарпом и святыми старцами киево-печерского монастыря и феодоровского монастыря в киеве, основанного его отцом.
в 1167 г., несмотря на старость свою, отправился он в новгород, чтобы утвердить там сына своего святослава. на дороге смоленские послы встретили его за 300 верст от смоленска; потом жители всех сословий приняли его с подарками: так любили добродетельного старца-князя в смоленске. в великих луках взял он клятву с послов новгородских забыть неудовольствия на сына его и разлучиться с ним одною смертью. больным прибыл он на обратном пути в смоленск. сестра и сын уговаривали его остаться в смоленске, чтобы быть погребенным в храме, им созданным. «везите меня в киев, – отвечал он, – если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у святого феодора, если бог исцелит меня молитвами пречистой своей матери и святого феодосия, постригусь в печерском монастыре».
блаженный князь скончался на пути в киев. «ныне отпусти раба своего, владыко, по глаголу твоему с миром», – были его последние слова. праведник почил 14 марта 1167 года. (в других источниках указан 1168 год.) тело его, согласно завещанию, было положено в киевском феодоровском монастыре.