Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Московская епархия
Адрес новости: http://www.mepar.ru/

6 апреля в спасо-влахернском женском монастыре в поселке деденево дмитровского района митрополит ювеналий совершил литургию преждеосвященных даров. ему сослужили епископ серпуховской роман, благочинный церквей дмитровского округа протоиерей афанасий чорногуз, иеромонах николай (летуновский) и духовенство обители. за богослужением молились настоятельница владычнего монастыря г. серпухова игумения алексия (петрова), настоятельница александровского женского монастыря игумения елизавета (семенова), глава дмитровского района в. в. гаврилов, л. в. тягачев, член правления «союза православных женщин» светлана тягачева и глава городского поселения деденево елена аничкина. на малом входе митрополит ювеналий возвел настоятельницу спасо-влахернского монастыря монахиню александру (балабанову) в сан игумении.

по окончании богослужения митрополит ювеналий обратился к присутствующим богомольцам с архипастырским словом:

«ваше преосвященство, всечестные матери игумении, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! сегодня в дивном сочетании празднуется за одним богослужением и благовещение пресвятой богородицы, и совершается литургия преждеосвященных даров, которой подобает быть в период святого и великого поста. это как бы напоминание всем нам о том, что радость, которую мы получаем от нашей веры, от нашей молитвы, происходит от очищения души, покаяния, молитвы. только ведь душа, просветленная покаянием, может зреть бога. в этой женской обители хочется сказать, что нам особенно следует подражать царице небесной, чье благовещение мы начинаем праздновать, в ее преданности сыну своему, господу нашему иисусу христу, ее чистоте, ее вере.

я с большим волнением переступил порог этого собора, потому что на моей памяти эта славная обитель была разорена, поругана, и трудно было представить, что настанет такое время, когда через много лет здесь вновь будут совершаться божественные службы, будут здесь вести свою подвижническую жизнь монахини, инокини спасо-влахернской обители. для меня, может быть, была исторической встреча в новодевичьем монастыре со светланой николаевной. она просила благословения открыть этот монастырь. этот термин применяется в обыденной жизни, когда мы возобновляем церковную жизнь в храме или монастыре, который передается церкви. она просила это не для того, чтобы стать здесь настоятельницей или насельницей, а чтобы взять на себя подвиг восстановления этой святыни. тогда, в те годы, многое передавалось и возвращалось церкви, но у нас не было материальных средств для их восстановления. и, оглядываясь назад, я могу вспомнить, что не отказался ни от одной святыни, которую можно было вернуть церкви. и господь так благословлял, что все восстанавливалось по лицу всего подмосковья жертвами наших людей, не только прихожан, не только верующих людей, но и патриотов россии, тех, которые за грехи отцов и дедов стремились, как их сыны и внуки, искупить грех богоборчества. и мы имеем сегодня сотни восстановленных святынь, которые стоят сейчас в более даже благолепном виде, чем были при сокрушении, осквернении и закрытии их. и я, помню, спросил светлану николаевну, на какие средства будем восстанавливать. а она с твердой верой ответила: „бог поможет“. и сегодня, стоя перед вами, я хотел бы сердечно поблагодарить и светлану николаевну, и ее супруга леонида васильевича, что они, ведя, с одной стороны, государственную, общественную деятельность, призрели на эту обитель, чтобы принять на себя подвиг, иначе это не назовешь, по ее восстановлению. по этим великолепным стенам можно судить, какое великолепие здесь было, и много еще, наверное, предстоит предпринять усилий и забот, чтобы восстановить эту порушенную красоту, нашу святыню. но труднее, наверное, гораздо труднее, чем восстанавливать стены храмов, строить монашескую жизнь, особенно после десятилетий атеизма, когда людям внушалось, что вера это заблуждение, что она отжила, она умирает. теперь, когда люди возвращаются к своим духовным корням, им порой необычно слышать призывы церкви к нравственности, к борьбе с абортами, с пьянством, игроманией, и всем, что унижает человеческое достоинство, что делает из человека животное. но святая церковь неутомимо, постоянно напоминает о вере христовой, что без веры невозможно жить на земле, что вера есть наша опора в жизни, надежда в нашей жизни. да, нелегко идет восстановление строя монашеской жизни, утеряны корни. и слава богу, что те первые монастыри, которые уже восстановили монашескую традицию, в новые места, где открываются монастыри, дают своих воспитанниц. в минувшие дни я двоих таких поставил в игумении, и сегодня третья, которую настоятельница серпуховского монастыря игумения алексия дала нам. и я рад, что матушка алексия сегодня молится вместе с нами, она не порывает духовных контактов, связей со своей воспитанницей духовной, ныне игуменией александрой, помогая ей и укрепляя ее на этом трудном и ответственном пути.

дорогая матушка игумения александра! сегодня мы начали светло праздновать благовещение, а в церкви продолжает звучать покаянная молитва преподобного ефрема: „господи и владыко живота моего! дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми“. это ведь не только для монахов молитва, это молитва для каждого православного христианина. но чтобы христианин видел пример, как ее воплощать в жизнь, необходимо воплотить ее в сердце иноков, инокинь, монашествующих, которые идут впереди, которые ведут ко спасению народ и показывают, как нельзя унывать, как нельзя пребывать в праздности, как нельзя бороться за превосходство перед людьми. „дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви“ — это тоже необходимые добродетели, но как важно сознавать свою греховность, в первую очередь, и не осуждать других, а показывать им пример покаянием, примеры любви, примеры служения ближним. все это мне хочется, дорогая игумения александра, повторить тебе при вручении игуменского жезла, как символа твоей духовной власти. эта власть служения, служения до самопожертвования, служения личным примером, потому что нельзя воспитать в этом паству и монашествующих, не исполняя сама того, чему учишь других. это место особенное, не только по славной истории, но и потому, что оно, можно сказать, находится на виду у всей россии, и очень важно, чтобы любой паломник, любой посетитель любого ранга, который будет посещать эту обитель, встречаться с тобой и сестрами, согревался душой, обретал веру, обретал любовь к ближним своим. вот какой путь тебе надлежит пройти в предстоящем служении твоем в этой святой обители, и с этими словами, всечестная игумения александра, прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему богу в дни суда».

затем с ответным словом к владыке митрополиту обратилась игумения александра. со словом приветствия обратились также глава дмитровского района в. в. гаврилов, с. н. тягачева и глава городского поселения деденево е. ю. аничкина.

по окончании богослужения состоялась общая монастырская трапеза.