Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/2793
новости

29 апреля 2011 г.

православный календарь: икона божией матери «живоносный источник»

ежегодно в пятницу пасхальной недели празднуется день чудотворной иконы богородицы «живоносный источник». празднование установлено в память реставрации храма в константинополе, именуемого «живоносным источником», и чудес, здесь совершенных. по уставу в этот день совершается чин освящения воды с пасхальным крестным ходом.
на иконе пресвятая богородица с богомладенцем изображена над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. у водоема, наполненного животворной водой, представлены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.
удивительное событие, послужившее поводом для возведения храма, произошло в v веке. в десяти верстах от константинополя была платановая роща, посвященная пресвятой богородице, посреди которой и был чудесный источник. но постепенно это место заросло.
однажды воин лев маркелл, прогуливаясь в этом месте, встретил слепорожденного. будучи добрым, сердобольным человеком, лев подал слепцу руку и повел его. солнце палило томительным жаром, и слепцу сильно хотелось пить. лев посадил слепца в тени и, обошел всю рощу в поисках воды, но тщетно.
вдруг он услышал голос: «лев! не ищи воды далеко, она здесь близко». удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «царь лев! пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. потом ты узнаешь, кто я, освящающая это место. я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».
действительно, когда лев принес слепому ил и воду и помазал ему глаза, слепорожденный прозрел и без проводника пошел в константинополь, прославляя богоматерь. это чудо совершилось при императоре маркиане (391-457).
лев маркелл (457-473) сменил императора маркиана. он вспомнил о явлении и предсказании божией матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь пресвятой богородицы. император лев назвал этот родник «живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать божией матери. в средине храма находился источник, к нему спускалось 25 ступеней, ширина источника была до 6 стоп, и в средине его окружал мраморный водоем, из которого удобно было черпать воду. в верхней части источника было мраморное круглое углубление, куда втекала влага, а затем чрез скважину изливалась в бассейн. наверху, среди храма, стояла круглая, каменная чаша, а кроме того, продолговатый водоем, из которого у алтаря черпали воду для народа. тогда же был написан и образ, изображающий пресвятую богородицу с богомладенцем в чаше.
в 527-565 гг. царствовал император юстиниан великий – человек, глубоко приверженный православной вере. он долго мучился водяной болезнью. однажды в полночь юстиниан услышал голос: «ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из моего источника». царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. тогда божия матерь явилась ему уже днем и сказала: «встань, царь, иди на мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». больной исполнил волю владычицы и вскоре выздоровел. благодарный император воздвиг около храма, устроенного львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.
в xv столетии известный храм «живоносного источника» был разрушен мусульманами. к развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. султану баязиду это надоело, и он лично решил осквернить источник богородицы, для чего бросил в священную воду полусгнивших золотых рыбок, которые погибли у него в бассейне. к своему ужасу он стал свидетелем чуда: рыбки ожили в воде! потрясенный султан в 1830 году разрешил христианам вновь пользоваться живоносным источником.
впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы.
так например, один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить живоносный источник. наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. желание его было исполнено, и у живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.
при султане махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над живоносным источником. в 1835 году с великим торжеством патриарх константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.
постепенно вокруг храма живоносного источника образовался монастырь, а местность получила название – балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели живоносного источника, были необычно красного цвета. монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в xviii-xx веках, а к самому источнику пускают редко: на светлой седмице и в другие особые дни. зато пузырьки с водой из живоносного источника стоят в большом количестве в притворе храма. притвор ведет в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.
множество чудес и исцелений произошло не только в платановой роще, но и в россии. глубоко почитал этот образ преподобный серафим саровский. всех приходивших к нему он увещевал молиться и искать утешения и исцеления перед этой богородичной, иконой. в середине xix столетия иеросхимонах иоанникий принес из константинополя в саровскую обитель чтимую икону, изображающую явление богоматери на живоносном источнике. в 1873 году в серафимо-понетаевском скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «живоносный источник». кроме саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий русской церкви.