Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Прийти и поиграть с сиротами в детском доме – это, наверное, первая мысль, которая приходит в голову каждому молодому человеку, решившему заняться добровольчеством. Малыши, проводящие практически всю жизнь в четырех стенах, безусловно, будут рады гостям, да и сами добровольцы с удовольствием проведут время с благодарными и счастливыми детьми.

Однако, как показывает практика, последствия воплощения в жизнь этих благих в основе своей рассуждений часто приводит к бесполезным, а то и вовсе вредным последствиям. Беспорядочные визиты не решают основных проблем сирот, не помогают им адаптироваться к жизни за пределами интерната, и уж точно не помогают им обрести семью…

О том, как действительно помочь воспитанникам детских домов, и какой должна быть системная работа с ними, рассуждали участники прошедшего в екатеринбургском храме в честь Вознесения Господня круглого стола «Сохраним цветы жизни»: педагоги, добровольцы и представители детских учреждений.

Заведующая библиотекой детского дома №3 Анна Николаевна Соломеина рассказала:

«Наши дети прекрасно воспринимают занятия, которые с ними проводят волонтеры добровольческого центра «Парус». Они с удовольствием отмечают дни рождения друг друга, особенно когда подарки нужно сделать своими руками, им нравится терпеливое отношение к ним, которое проявляют руководители театрального кружка. Только вот беда в том, что все равно вырастают они у нас потребителями…»

По словам Анны Николаевны, с 10-12 лет эти дети уже самостоятельно ходят по району и вполне представляют себе, что происходит на почте, а что – в магазине. Однако и это не помогает их полноценной социализации: слишком уж сироты привыкают к тому, что стол к обеду оказывается накрытым сам собой, посуду после еды моет кухонный работник, и даже в школе нет необходимости заботиться о себе, так как в случае трудностей всегда может прийти и побеспокоиться воспитатель.

К чести детского дома стоит сказать, что воспитатели своими силами стремятся переломить ситуацию. Создан клуб «Подружки», где девочек учат шить и готовить. Администрация детского дома отслеживает также судьбу своих выпускников вплоть до устройства на работу (в среднем 17-19 лет). А вот приучить воспитанников к труду достаточно сложно, и виной тому во многом является действующее законодательство.

По словам воспитателей, заставить ребенка поработать на приусадебном участке или даже дежурить по детскому дому – незаконно, а замотивировать детей к тому, чтобы они сами захотели потрудиться, очень сложно.

В связи с этим участники круглого стола попытались отобрать максимально эффективные программы, которые могли бы реализовать добровольцы, решившие заниматься системной работой в детском доме.

Александра, помощник настоятеля Вознесенского храма по социальной работе, представила проекты социализации, которые успешно реализует с воспитанниками и выпускниками детских домов Александр Гезалов, сам прошедший в свое время через «соленое детство» советского интерната.

Основная задача добровольцев, по мнению участников круглого стола в Екатеринбурге – это научить детей общаться с людьми из «внешнего мира».

«У мальчиков перед глазами должен быть образ настоящего мужчины, а у девочек - женщины-матери», – подчеркнул психолог, директор коррекционной школы Марк Ицкович.

«Бессмысленно учить детей шить или готовить, если вокруг них нет соответствующей семейной атмосферы, погружения в семейную среду», – уверен помощник настоятеля Вознесенского прихода по работе с молодежью Иннокентий Григорьев.

Оптимальным способам для создания такой атмосферы является гостевой режим, притом брать ребенка в гости может как одна конкретная семья, так и несколько. При этом детдомовец должен попробовать свои силы, посильно участвуя в делах семьи, что само по себе является лучшей формой социальной экскурсии.

Для получения навыков общения с «трудными» детьми необходимы школы приемных родителей. Помочь же семьям в обучении и адаптации детей, по мнению участников круглого стола, вполне могут и несемейные добровольцы.

pravural.ru