Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

о нравственном значении подвига новомученников и исповедников российских для воспитания молодежи
доклад прочитанный андрей михайловичем лесовиченко на конференции «российские новомученики и исповедники хх века», посвященная дню памяти новомучеников и исповедников российских в новосибирской епархии 23.10.2011 г.


в 40-х годах хх века преподобный лаврентий черниговский сказал пророческие слова: «просиял велий полк мучеников и исповедников, начиная от высшего духовного и гражданского чина, митрополита и царя, священника и монаха, младенца и даже грудного дитяти, кончая мирским человеком. все они умоляют господа бога царя сил, царя царствующих, в пресвятой троице славимого отца и сына и святого духа» [1]. в 2000 году собором русской православной церкви были канонизированы около 1000 новых святых от безбожной власти пострадавших.

невозможно осознать, в полной мере, величие их подвига, но надо попытаться опереться на их протянутые нам руки, чтобы выйти на верную дорогу ко спасению, не заблудиться самим и не дать заблудиться ближним. именно этого хотели новомученники в земной жизни, к этому призывали, ради этого принимали страдания.

что заставило простого человека степана наливайко громко прокричать в апреле 1923 года людям собравшимся на похороны великого архидиакона константина розова такие слова: «время сейчас очень трудное, тяжёлое, но это время избавления народа от греха, поэтому прошу вас – не забывайте бога. крестите детей. не живите невенчанными. а. главное, живите по совести. настанет время, когда православные христиане воспрянут. бог этих богоненасвистников свергнет [2]. с этого выступления начался крестный путь мученика степана, который закончился через 22 года голодной смертью в норильском лагере. в его порыве не было ничего личного. у него не было даже обязанности о ком-то заботиться. он был мирянином. была только любовь к ближним.

так, или иначе, все документы о новомучениках доносят стремление этих людей не дать сбить наш народ с пути божьей правды.

строго говоря, все святые, любых времён, в самых разных землях просиявшие заботились о том же, умирали, не посрамив своей веры, и тем побеждали своих мучителей. однако для нас подвиг новомучеников российских хх века значим по-особому важно, что это наши современники, для кого-то даже родственники, важно, что их много и подвиг каждого особый. но особенно важно, что они противостояли силе, которая и сейчас продолжает смущать очень многих наших соотечественников, тормозит восстановление подлинной духовности нашего народа

имеет значение кто именно был мучителем того или иного святого. первые мученики как протодиакон стефан пострадали от иудеев. огромный сонм мучеников – от римских языческих властей. мы помним страдания христиан от язычников и в более поздние времена, в частности, наших русских святых – варяга феодора и сына его иоанна, благоверного князя михаила черниговского и боярина его феодора. можем назвать пострадавших от мусульман – например, новомучеников балканских. есть мученики от инославных христиан, в их числе 26 зографских мучеников, пострадавших от католиков. наконец, нельзя не вспомнить страстотерпцев, замученных своими единоверцами, как наши первые святые – князья борис и глеб.

при всех различиях, этих мучителей объединяет то, что они были верующими людьми, признававшими живую сверхсущность. во многих случаях их гонения на христиан обусловлены иным понимание природы бога.

совсем другое дело – гонения от безбожных властей. никогда прежде не было святых, гонителями которых были бы атеисты, люди отрицающие существование бога вообще. казалось бы, если ты точно знаешь, что бога нет, какой смысл оказывать физическое и моральное давление на верующих. докажи им их заблуждение и все спокойно пойдут с тобой. ну, а если не можешь доказать – прими, что верующие такие какие есть и оставь их в покое: какой смысл тратить энергию на борьбу с тем чего нет? собственно говоря, в пропагандистских целях атеисты и сейчас любят цитировать д.дидро, некогда сказавшего: «философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах, но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов»[3].

новомученики и исповедники российские пострадали именно от «философов». в этом заключается, на мой взгляд, особая значимость изучения и возможность использования житийных примеров наших новомучеников в воспитательной работе с современной молодёжью.

установление советской власти с первого дня породило жесточайшую антицерковную агрессию, потому что она была заложена изначально в идеологии коммунистов. в письме к а. руге к. маркс писал: «религия сама по себе лишена содержания, её истоки находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращённой реальности, теоретическим выражением которой она является, она гибнет сама по себе» [4]. согласно известному тезису о фейербахе, по которому «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [5], - надо полагать, «уничтожение извращённой реальности» должно ложиться именно на «философов».

так, и произошло. в. ленин был последовательным марксистом. в качестве философа он заявлял, что «всякая религиозная идея и всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость, самая опасная мерзость, самая гнусная зараза» [6]. в качестве переделывателя мира он даёт конкретное задание ф. дзержинскому 1 мая 1919 года: «необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. и как можно больше. церкви подлежат закрытию»[7].

через несколько лет во время страшного голода в поволжье 19.03.22 он даёт распоряжение в. молотову: «именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей и с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления». «чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше»[8]. вот, чем был озабочен «дедушка ленин» вместо того, чтобы кормить голодных детей.

жертвами этого страшного задания и стали российские новомученики на многие десятилетия.

следующий «философ» - и. сталин – был верным ленинцем: «партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведёт антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религия есть нечто противоположное науке… подавили ли мы духовенство? да, подавили. беда только, что оно не вполне ещё ликвидировано»[9].

можно ли считать все эти высказывания показателем представлений о боге как о несуществующей в реальности фантазии заблуждающихся людей? большой вопрос. здесь скорее можно говорить о ненависти к богу и к его служителям, непризнании установленных им законов. трудно ожидать такой ярости по отношению к недействительному. хорошо заметил в. аксючиц: «ленинизм – это антихристианское вероучение, диктующее образ существования. тип ленинца-атеиста – не бесстрастный кабинетный учёный, а одержимый фантик, горящий ненавистью к основам бытия» [10]. о. владимир зелинский делает другое наблюдение: «ленинско-сталинская власть была подобием церкви и пародией на неё: у неё были свои основатели, своя доктрина, свои обряды, даже отчасти таинства, свои жрецы, своя каста посвящённых, свои святые, свои иконы» [11].

всё это плохо вяжется с атеистической установкой об идее бога, как неимеющей под собой реального основания. может быть, маркс немного проговорился об источнике своих идей в юношеском стихотворении «скрипач» (написано в 1837 году, когда ему было 19 лет). там есть такие строки: «адские испарения поднимаются и наполняют мой мозг. пока не сойду с ума и моё сердце не переменится. видишь этот меч? князь тьмы продал мне его?» [12]/ может быть, по своей сути, атеизм не продукт научных рефлексий, а разновидность сатанизма?

если это так, нет ничего удивительного в садистском обращении со священнослужителями и простыми верующими. нет ничего странного, например, в том, что возле д. волчанка доволенском районе новосибирской области, на месте казни священнослужителей найден череп человека, в лобную кость которого вплавлен нательный крестик.

как бы то ни было, на такой «философии» воспитывались три поколения советских людей.

рухнул советский союз, кончилась пропаганда, все пошли креститься, назвали себя православными, но борьба не прекратилась. и сейчас образовательная система продолжает, пусть не так прямолинейно, репродуцировать советские идеологические стереотипы.

сплошным потоком в новейших учебниках и учебных пособиях продолжает утверждаться противоположность религии и науки, враждебность церкви образованию, неграмотность, аморальность верующих. особая ненависть воспитывается к церковным институтам, монахам и всем священнослужителям, которые представляются непонятным атавизмом средневековья. репродуцируются давно преодолённые в науке домыслы о несуществовании ветхозаветных пророков, иисуса христа, апостолов. (например, о зарождении христианства во ii-1 веках до рождества христова). средневековье трактуется только как мрачное время, провал в истории, где не было ничего кроме костров и пыток инквизиции. эпоха возрождения лучше, но исключительно потому, что здесь были гуманисты, которые боролись с церковью. русь крестили никак иначе, но только огнём и мечём, петр 1 был чуть ли не атеистом, поскольку, заведя технические учебные заведения начального звена противопоставлял истину вере. деятели искусства, выполняя заказы церкви, спали и видели, как бы им поскорее освободиться от оков этой самой церкви. отношение к церковным институтам по-прежнему формируются на мнениях н. добролюбова и д. писарева, но никак не с.т. аксакова, а.с. хомякова или и. с. шмелёва. н. я. данилевский и к.н. леонтьев, как и раньше, считаются реакционерами. для многих религиоведов главный авторитет – всё тот же ф. энгельс. не уходит рассмотрение советской эпохи с позиций восхваления её лидеров, деятельность которых продолжает подаваться, в основном, с положительной стороны.

слава богу, в современной образовательной практике есть и другие примеры. учебников много и они разные, но, судя по тестам, которые прислали в этом году для проверки остаточных знаний, для большинства преподавателей советские стереотипы вполне актуальны. атеистическая система ценностей в большинстве случаев воспроизводится без больших изменений.

учитывая сохранение памятников советской эпохи, названий улиц и городов, в головах части молодых людей не может не возникнуть ералаш. г. зюганов торжественно сообщил, что в прошлом году лично принял в комсомол 7000 человек. немудрено, что в такой обстановке появляются молодые люди, получившие православное воспитание, но поверившие атеистическим лозунгам.

для того, чтобы убедительно выступать с критикой всего происходящего в образовании, очень важно иметь материал для созидания новой концепции, учитывающей опыт разных эпох нашей истории. вряд ли стоит добиваться повсеместного демонтажа памятников ленину, но показывать весь ужас проводимой им политики нужно. вот, здесь жития новомучеников и исповедников российских могут быть успешно применены.

мне представляется сильным примером история отрока сергия - обыкновенного школьника серёжи конева, который был воспитанником священномученика гермогена, епископа тобольского. однажды он сказал в школе (события 1918 года), что у него дедушку арестовали только за то, что он в бога верит. дети закричали: «он про бога говорит!» мальчика схватили и засекли шашками. наверняка серёжа не думал о последствиях, когда говорил о владыке. вряд ли он в этот момент ощущал своё противостояние богоборцам. но какой должна была быть сатанинская ненависть у людей, устроивших такую расправу над ребёнком![13]

удивительную стойкость проявляли мученики и исповедники на допросах. можно вспомнить исповедничество патриарха тихона и мученичество патриаршего местоблюстителя, петра, митр. крутицкого и коломенского. двое святых нашей епархии – николай и иннокентий новосибирские – показывают в этом образец мужества. [14]

очень важно видеть, что новомученики шли на заклание с истинно христианским смирением. это видно, например, в житиях царя-мученика николая и членов его семьи, священномученика сильвестра,архиеп. омского, священноисповедников, николая, митроп. алмаатинского или варсонофия, протоиерея херсонского. те же, кто принимали духовный сан после революции, прекрасно осознавали, какой крест они выбирают. очень показательно, в этом смысле, житие священномученника иллариона, архиеп. верейского.

для любителей обвинять священнослужителей в стяжательстве ответом служат примеры бессеребряничества фактически всех новомучеников и исповедников. можно обратиться к поразительным свидетельствам из житий священномучеников прокопия, одесского или онуфрия харьковского.

особая проблема – соотношение религии и науки. в сущности, это главный пункт критики атеистов. никак большинство из них не хотят согласиться, что научный поиск не зависит от вероисповедальных установок исследователя. профессиональный разговор учёных не меняется от того, общаются ли только православные или к ним присоединяются атеисты, буддисты и агностики. живыми свидетелями высокой научной компетентности и глубокой веры служат жития священноисповедника луки, архиеп. симферопольского, выдающегося хирурга, профессора (войно-ясенецкого) и мученика иоанна профессора – замечательного богослова, философа, историка и лингвиста ивана владимировича попова, блестящего исследователя ранней патристики для студентов было бы поучительно, если бы среди домовых церквей в учебных заведениях, наряду с посвящениями влкмч. татианы, св. равноап. братьям кириллу и мефодию было бы посвящение профессору иоанну.

сонм новомучеников и исповедников велик и разнообразен. здесь есть люди самых разных возрастов и профессий, разного сословного происхождения и жизненного пути. одни были казнены быстро, других долго пытали, третьи годы, иногда десятки лет скитались по вязницам и лагерям, умирали от истощения, но везде мы видим горячую веру, несгибаемую волю, глубокую убеждённость и готовность идти до конца.

это те качества, которых так не хватает всем в нашем теплохладном, уютном и изнеженном мирке. не хватает сложившимся людям. тем более, они ценны формирующимся юношам. «мы нуждаемся в молитвенном предстательстве пред богом святых новомученников, потому что и в настоящее время наша вера проходит различные испытания. сегодня особенно необходимо, чтобы духовные плоды подвигов новомучеников и исповедников российских послужили современной жизни нашего общества» [15].

слава богу, нам есть за кого держаться. за тех, кто стройно поёт господу сил ангельским хором в царствии небесном о сохранении страны нашей российстей в православии до скончания века.

святые новомученики и исповедники, молите бога о нас!

примечания:
1. преп. лаврентий черниговский: житие, акафист, поучения. – б.м., б.г. – с. 151.
2. дмитрук а., прот. – патерик сибирских святых. – единец, 2006. – с. 242
3. дидро д. // citaty.info|man|deni-didro
4. маркс к., энгельс ф. соч. изд.2. т.27, с. 371.
5. маркс к., энгельс ф. соч. т. 4. с. 205.
6. ленин в. и. псс. т.48. с. 226.
7. латышев а. о рассекречивании трудов ленина // www/lindex.lenin.ru
8. ленин в. и. // bg-znnie.ru
9. сталин и в. // petrograd.biz/ stalin/1-2php
10. аксючиц в. //pravoslavie.ru
11. зелинский в., свящ. сталин как религия // portal-credo.ru
12. маркс к.. //www.liveinternet.ru
13. дмитрук а., прот. цит. раб., с. 274.
14. новомученики и исповедники сибирские: житие священномучеников николая ермолова и иннокентия кикина, пресвитеров новосибирских. – новосибирск, 2011.
15. послание высокопреосвященнейшего тихона, архиепископа новосибирского и бердского, ко дню первого общеепархиального празднования памяти священномучеников николая и иннокентия, пресвитеров новосибирских // новосибирский епархиальный вестник, 2011, октябрь.

образование и православие / а. м. лесовиченко

(голосов: 2)

версия для печати просмотров: 0

Яндекс.Метрика