Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Архангельская епархия

Протодиакон Андрей Кураев дал архангельским педагогам рекомендации по курсу основ религиозной культуры и светской этики и посоветовал не стесняться отходить от программы. Своими мыслями по введению нового предмета отец Андрей поделился на семинаре 27 октября в последний день визита в Архангельск.

Курс предлагает выбор одного из нескольких модулей обучения: основ православной, мусульманской, иудейской, буддистской культуры, а также светской этики. Автор учебника по ОПК отец Андрей Кураев подчеркнул, что субъектом выбора является родитель, а не директор школы. Как бы ни было это неудобно для завуча и директора, но классы, вероятнее всего, придется разделять по учебным группам. «Идея, политический замысел эксперимента состоит в том, чтобы наши дети научились жить в пестром обществе, знать, что мы разные, но при этом жить в одном коллективе, - разъяснил профессор. - Когда под давлением учителя, директора или даже губернатора весь класс выбирает, скажем, светскую этику – понятно, это легче. И для учителя знакомый материал, и класс не надо делить, и расписание легче составить. Но в таком случае теряется смысл курса, потому что дети не приобретают навык плюрализма».

Отец Андрей также пояснил, почему курс рассчитан на младших школьников. Сделано это с целью «предупредить появление скинхедов»: «Для того, чтобы пока не проявилась в детях подростковая агрессивность, научить их воспринимать разнообразие народов Российской Федерации как разнообразие религиозных культур и как некую данность. Это река, это гора, это мечеть, это храм - и это не повод для войны».

Ключевые понятия курса - культура и религия. Богословов дал определение этим терминам и предложил вести занятия, исходя из предложенных формулировок. «Культура – это вся деятельность человека, которая не может быть объяснена, исходя из его анатомии и физиологии. Вроде, банальное определение, но из него следует несколько небанальных выводов. Первый: культура и искусство – не одно и то же. Поэтому не стоит ожидать, что курс будет искусствоведческим, дубляжом курса мировой художественной культуры. Это не подготовка гидов по Эрмитажу. Материал искусства – стихи, картины или храмы будут привлекаться в качестве иллюстративного материала к идеям, но не наоборот – рассказать об идее, чтобы помочь понять картину. Второй вывод из такого определения культуры: с этого слова надо снять нимб. Культура не означает «хорошо». Она обозначает «сделано человечеством», а человечество кое-что делает коряво и плохо. Есть, к примеру, культура тюремной татуировки, шансона, есть утонченная культура Третьего рейха. Согласитесь, что красивее формы гестаповцев в истории мировой военной формы не было – красиво, культурненько, но не хотелось бы общаться с этими людьми... Третий вывод: носителями культуры являются просто люди. Не гении создают, несут и передают культуру, а обычные люди. Поэтому разговор о культуре – это разговор о мире человека», - отметил профессор.

Религия, по мнению отца Андрея, это «деятельность человека, исходящего из предположения о существовании надчеловеческого духовного мира». Одно дело – размышлять о Христе и Евангелии, другое – молиться Ему.

Отец Андрей заострил внимание педагогов на том, что учебник ОПК не есть учебник Закона Божия и порекомендовал придерживаться нескольких правил. «Педагог не должен впадать в иллюзию конфессиональной монолитности аудитории. Даже если у вас группа ОПК это не означает, что в классе православные дети. Мотивы выбора родителей могут быть самыми разными. Отсюда вывод: речь педагога должна быть инклюзивной, а не эксклюзивной. То есть любое «мы» не должно исключать кого бы то ни было из учеников. Нельзя говорить «мы православные», можно только «мы, граждане России, или мы, люди»», - сказал миссионер.

Второй запрет он выразил стихотворными строками одного из казахских поэтов: «Я хотел бы возвысить степь, не унижая горы». Это табу касается критики других религий. «Дети «Свидетелей Иеговы» ничем не хуже наших, а слезинка ребенка есть слезинка ребенка», - сказал миссионер. Кроме того, он посоветовал не использовать религиозных императивов в общении с детьми («помолитесь, попоститесь») и исключить интонации проповедника.