Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Вятская Епархия
началось служение молебнов в знаменской царево-константиновской церкви г.кирова

10 декабря 2011 г. в 9.00 в знаменской царево-константиновской церкви состоялся первый водосвятный молебен с акафистом в честь иконы божией матери "знамение" по случаю престольного праздника главного придела храма. по благословению архиепископа вятского и слободского марка богослужение состоялось в правом южном приделе в честь св. константина и елены.

на молебне присутствовало около 50 человек.

пока в храме будут служиться только водосвятные молебны с акафистами каждый день с 9.00 кроме понедельника, а литургии планируются начать к рождеству.

в скором будущем в знаменской царево-константиновской церкви будут совершаться особые богослужения на жестовом языке для людей с дефектами слуха и речи. настоятель храма отец игорь вот уже 5 лет окормляет православную епархиальную общину глухих и слабослышащих г. кирова и проповедует слово божие глухим людям на понятном им языке.

из истории храма…

22 февраля 1682 года посадские жители «били челом» преосвященному ионе «о разрешении им воздвигнуть» на московской улице на «купленном ими месте - огородниковском дворище» деревянную церковь во имя святых равноапостольных царей константина и елены. церковь строилась и «обзаводилась утварью усердием и трудами дьячка хлыновского богоявленского собора фёдора иванова попова и приношениями благочестивых жертвователей». к приходу церкви были приписаны жители, вновь поселившиеся на концах московской, никитской и морозовской улиц. в 1688 году церковь освятили, а через 8 лет, в 1696, она сгорела - ночью, «со всей утварью и имуществом». вынести успели только «святые евангелии и животворящий крест, да остался ещё после пожара образ знамения пресвятой богородицы, неизвестно кем спасённый от огня».

каменную царёво-константиновскую церковь начали строить взамен сгоревшей деревянной в 1697 году - 19 февраля была получена храмозданная грамота, а 31 мая состоялась закладка здания. строил церковь «своим коштом» крестьянин гаврила петров машковцев, незадолго до этого переселившийся в град хлынов из села кстинино.

19 марта 1699 года состоялось освящение царёвской церкви. в первой половине xviii века храм получил каменную колокольню - её поставили на северо-западном углу паперти.

в 1771 году здание решили перестроить: «церковь и колокольницу до нижних окон разобрать и вновь на том же фундаменте каменную о два апартамента в нижней оным великим царям константину и елене, а в верхнем во имя знамение пресвятыя богородицы церкви построить». по ряду объективных причин задуманная перестройка одноэтажной церкви в двухэтажную не состоялась, но в какой-то степени здание расширили - за счёт пристроя с юга от трапезной нового придела. в 1772 году в этот придел перенесли существовавший в храме престол, и приступили к переустройству холодной церкви. предписано было устроить над ней ярусное завершение по подобию хлыновской владимирской церкви (утрачена). контроль за ходом работ община возложила на избранного «строителем» купца петра романовича злыгостева.

15 июня 1778 года обновлённый холодный храм освятили в честь иконы «знамения пресвятой богородицы», уцелевшей при пожаре 1696 года. с этого времени церковь официально стала называться знаменской, но в народе продолжало бытовать её старое имя. даже улицу, проложенную по западной границе церковной площади при регулярной перепланировке города назвали царёво-константиновской. трапезная и колокольня были переложены ещё раз в 1816-1818 годах. работы по реконструкции храма велись по чертежам коллежского асессора андрея ивановича шестакова. кладку вёл опытный мастер из нижегородской губернии фёдор тюрин, который обязался «...окошки тёплой церкви (трапезной) обложить тёскою точно так же, как то сделано у холодной, равно над ними бровки, под кровлей карниз и над цоколем пояс».

при сооружении колокольни мастер должен был «непременно следовать фасадам архитекторским». при строительстве четырёхъярусной импозантной колокольни, несущей в своём художественном образе отголоски форм столичного барокко, был применен опочный камень: «на базы и капители колонн, на замки у слухов».

в тёплом храме после перестройки 1817 года существовало два придела: южный - царёво-константинов-ский, и северный - во имя великомученицы варвары.

церковная колокольня получилась настолько высокой, что какое-то время, во 2-ой половине xix века, она служила пожарной каланчей, пока не была построена настоящая пожарная каланча, на той же царевской улице. в советское время её верхние ярусы были разобраны.

храм интересен не только в архитектурном отношении. в xix веке церковь посещали писатели м. е. салтыков-щедрин и а. и. герцен, архитектор а. л. витберг. будучи гимназистами, сюда приходили к. э. циолковский, в. м. бехтерев, а. а. спицын, н. в. рудницкий, а. н. бакулев. здесь крестил своих детей фотограф с. а. лобовиков - его дом стоял по-соседству. в кладку северного фасада церкви заложена белокаменная надгробная плита купца москвитинова, представители рода которого на протяжении двух столетий вносили крупные пожертвования в церковную казну «на вечный упомин души своей». здесь крестились художник а. и. деньшин, мастерица дымковской игрушки а. а. мезрина, в 1914 году венчался художник н. н. румянцев. и ещё много-много вятчан, известных и неизвестных, стояли под сводами этой древней церкви.

в тридцатые годы храм был почти полностью разрушен, а в уцелевшием помещении долгие годы хозяйничали гаражи "скорой помощи" и автосервисы. храм запечатали со всех сторон сталинками и хрущевками, да так плотно, что сфотографировать его целиком почти невозможно. к началу девяностых мерзость запустения довела храм до того, что он начал разваливаться, и "скорая" его бросила.

в 2004 г. трудами настоятеля храма св. мцц. веры, надежды, любови и матери их софии протоиерея георгия купцова и мэра города в. а. киселёва, храм стали восстанавливать.

28 ноября 2011 г. указом архиепископа вятского и слободского марка на должность настоятеля знаменской царево-константиновской церкви назначен иерей игорь шиляев.

в знаменской церкви предстоит ещё много работы: установка иконостасов во все три придела, приобретение церковной утвари и многое другое.

материал подготовлен иереем игорем шиляевым