Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 00:07

Великий пост предваряют подготовительные Недели (воскресенья) и седмицы. В Неделю (воскресенье) о блудном сыне нам в назидание предлагается евангельская притча (Лк.15,11-32), от которой получила название и сама Неделя. Притча показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с раскаянием обращаются к Богу. Ниже публикуем проповедь недавно почившего протоиерея Вячеслава Резникова.

Сегодня, как и в прошлое воскресенье, перед нами два человека: два сына одного отца. Детство и юность провели они в отчем доме, были воспитаны настолько хорошо и правильно, насколько это вообще возможно. Воспитание играет огромную роль.

Но приходит время, когда с родителей снимается ответственность за детей, когда молодой человек сам должен сделать свободный выбор и нести за него ответ. И выбор этот может быть вопреки всему, что можно было бы ожидать, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону. Так сделал свой выбор младший сын.

Сначала он сказал: "Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение". А "по прошествии нескольких дней", "собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно".

А что же отец? Конечно, когда сын потребовал свою часть, он знал, что последует далее. Но он ничего не говорит, ни от чего не предостерегает, не бранится и не употребляет силы. Если вся предыдущая жизнь, совместные труды и молитвы не смогли предопределить благого выбора, то что смогут сделать еще несколько слов?

Далее - закономерный путь падения. Все промотал, погрузился в нужду, почувствовал необходимость за кого-то уцепиться в чужой земле. А тот - ничего более достойного не придумал, как послать его "пасти свиней". И вот, пределом мечты стало - "наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи".

Что впереди? Судя по обычному ходу вещей, - только бороться за свое "законное право" есть из свиного корыта и изощрять ум для достижения этой цели.

Но тут случилось чудо. Блуждавший до сих пор по чужой стороне вдруг пришел... Не куда-то, а "в себя"! В себя самого.

Пришел к исходной точке своих странствий, в то место, откуда вышло его желание пойти путем греха. И тут - словно ожило и заработало все, что было получено в родительском доме. "Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".

Решил и пошел. А отец уже с полпути выбежал навстречу, не дал даже договорить, а приказал одеть в лучшую одежду и устроить пир.

Тут выходит на сцену старший сын, который никуда не уходил, отчей воли не нарушал, ни в чем дурном замечен не был.

Этот сын, возвращаясь с трудов, услышал о причине праздничного шума и до глубины души возмутился такой несправедливостью. Он отказался войти и принять участия в общей радости, что брат его "был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Поведение этого сына тоже довольно неожиданно.

Оказывается, и он в доме отца не научился главному, не научился любить. Поистине, нет на земле Царствия Божия, и даже в идеальных условиях не вырастают идеальные люди. Время этой жизни отпущено для познания и для изживания своих грехов.

Но - что теперь старший сын? Войдет ли он все-таки в общую радость, или тоже уйдет странствовать "на страну далече", расточать все приобретенное былым трудом? Но если уйдет он, то уже - не в телесные, а в духовные, богоборческие блудилища, где хулят Бога, говорят: "нет правды на земле, но правды нет и выше"! Ведь отец этих двух братьев — еще и наш общий Небесный Отец.

Эта притча - для всех. И - чтобы удержать от плотских падений: смотри, непременно дойдешь до свиного корыта. И - чтобы сказать тем, кто все же пал: главное - не отчаивайся! Небесный Отец всегда ждет, и всегда на небесах радость "и о едином грешнике кающемся".

И - чтобы тот, кто не пал, не возгордился бы и не проникся презрением к тому, кто смиренно просит прощения, и к тому, кто от всего сердца прощает.
Рассказана эта притча и для тех отцов и матерей, чьи дети все же пошли "на чужую сторону". Надо верить и в силу всего доброго, вложенного в детей, и в любовь Небесного Отца, Который всегда рядом с заблудшим, и все делает, чтобы обратить и спасти его.

Будь только сам готов принять своего заблудшего сына в любой момент и в любом виде, в котором он к тебе возвратится.

Священник Вячеслав Резников

Из книги:
Прот. Вячеслав Резников. Полный круг проповедей на ежедневные Апостольские и Евангельские церковные чтения. М., 2005.