Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

архиепископ константин совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборе
27.02.2012

вечером 26 февраля 2012 года, в неделю сыропустную (прощеное воскресенье), архиепископ курганский и шадринский константин совершил вечерню с чином прощения в кафедральном александро-невском соборе.

его высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора, а также клирики свято-духовского архиерейского подворья в смолино.

за богослужением молились сотрудники курганского епархиального управления.

по окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

«сегодня святая церковь, вспоминая грехопадение прародителей и изгнание их из рая, велит нам просить друг у друга прощения. это повеление находит глубинный отклик в сердцах верующих людей, потому что голос совести обличает нас.

совесть у каждого человека пребывает в различном состоянии: она бывает чуткой и бесчувственной, чистой и оскверненной грехами, а встречаются люди, по выражению апостола, с прожженной совестью.

совесть подсказывает нам, что чистая и искренняя любовь в сердцах людей угашается, — теряется жертвенность. если же любовь и сохраняется, то постепенно превращается в самолюбие, самоутверждение и эгоизм. даже в семье люди становятся чужими друг другу, потому что истинная любовь не стесняет свободу другого человека. мы же любим так, что стараемся «подмять» под себя другого, самоутвердиться.
особенно это отчуждение в семье ранит чуткие и незакаленные сердца детей. сейчас мы переживаем волну подростковых самоубийств, которые вызываются смертным грехом уныния.

а божья любовь бесконечно выше и сильнее человеческой. она свята, свободна и жертвенна «ибо так возлюбил бог мир, что отдал сына своего единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (ин. 3: 16)

бог наделил человека своим образом и подобием. человек жил в раю, где призван был заниматься свободным, творческим трудом, превращая всю землю в рай. но ему, как наделенному образом божьим, была дана свобода выбора. в этом тоже проявляется божья любовь. создав человека, бог не запрограммировал его на любовь к самому себе, а дал свободу выбирать. "и заповедал господь бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь«.( быт. 2:16-17) адам и ева не нуждались в познании добра и зла; они сами были добром — образом и подобием всевышнего добра, самого бога.

поэтому и вкушать от древа познания добра и зла не было никакой необходимости. это было испытание человеческой воли. вкушая плод от древа познания, человек себе добра не прибавил, оно в нем уже было, а добавилось только зло. и это зло отравило его душу и сознание настолько, что первые люди внезапно ощутили себя нагими и устыдились, поняв, что не могут больше обращаться к богу непосредственно. гордый лжец — диавол, чтобы укрепить свое влияние на людей, внушает им оправдываться и даже хитро нападать на бога, обвиняя его в случившимся грехопадении. не просить прощения, а самооправдываться учит злобный дух адама и еву.

если бы человек, ум которого отравлен сатанинским ядом, остался в раю, где было также и древо жизни, то рай превратился бы в ад. потому что в нем размножались бы и копошились осатанелые люди, бессмертные как демоны.

но бог, по своей любви к людям не допустил этого и изгнал их в мир, чтобы человек постепенно осознал в полной мере то, что произошло.

тогда сатана был проклят, а люди окончательного проклятия не получили. увы, с каждым годом сатана, обольщающий всю вселенную, становится все более близким «другом» осатаневших людей. человечество постепенно злеет. конец света неизбежен и, безусловно, будет, когда земля переполнится этим злом и зло достигнет «критической массы». и тогда «придет же день господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». (2 пет. 3:10)

когда прошли тысячелетия со времен грехопадения и из глубины истосковавшегося человечества, которое ощутило свое бессилие бороться с грехом, к богу прорвались слова: «помилуй мя боже, по велицей милости твоей. и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое», земля стала способной принять спасителя.

две тысячи лет тому назад явился спаситель мира. он в своем человеческом образе полностью осуществил замысел бога о человеке. начиналось его служение с крещения и поста в пустыни. тогда сатана искушал его хлебами, властью и чудом.

каждого из нас во время великого поста подстерегают те же самые искушения хлебами, властью и чудом. смирение заключается в том, чтобы поститься и видеть свои грехи, не ожидая ни власти, ни чуда.

когда мы осуждаем брата — внимание отходит от собственных прегрешений, а свои грехи уходят на второй план. это подобно тому, как бы мы пришли ко врачу и стали жаловаться на болезни соседа, но абсолютно бессмысленно для нашего здоровья. шанс вылечиться будет, когда мы сконцентрируемся на собственных болезнях и исповедаемся у духовного врача — священника.
вот с каким настроением мы должны входить в этот пост. но начинаем мы с прощения, потому что пост это тяжелый подвиг и мы должны сбросить со своей души все гнетущее.

путь поста приведет нас к великой победе над злом, когда в пасхальную ночь запоет наше сердце: "и ненавидящим нас простим вся воскресением"», — заключил архиепископ константин

затем состоялся чин прощения.

 

пресс-служба курганской епархии.

< предыдущая следующая >
Яндекс.Метрика