Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

28 февраля 2012 года митрополит рязанский и михайловский павел возглавил великое повечерие с чтением великого канона преподобного андрея, архиепископа, критского в борисо-глебском соборе города рязани.

о великом покаянном каноне преподобного андрея критского:

на великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы великого поста поется и читается по частям, а на утрене четверга пятой седмицы того же поста в полном составе великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. "мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого андрея, составившего сей канон, православная церковь.
великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. в нем мы созерцаем события, описанные священным писанием ветхого и нового завета, в духовном свете. в тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на бога, всегда готового принять грешника.
нельзя научить тому, чего сам не умеешь. покаяние святого андрея глубокое и искреннее. через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "согрешил больше всех человек, един согрешил тебе, (господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо ты благоутробен". "благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. чем ближе человек к богу, тем больше видит свои грехи. этому учит нас в своем каноне святой андрей критский.
весь ветхий завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. но в великом каноне есть не только примеры из священного писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.
почему святая церковь в первые дни великого поста предлагает нам именно эти песнопения? потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.
творец этого, столь любимого православными людьми великого канона, преподобный андрей, архиепископ критский родился в городе дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан георгия и григории. из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных таин тела и крови христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. после этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. на четырнадцатом году жизни, святой андрей, был приведен родителями в иерусалим для служения богу в монастыре братства гроба господня. по пострижении в монашество святой андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. после 681 года, когда в константинополе происходили заседания vi вселенского собора, святой андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями собора всей полноты иерусалимской православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.
после окончания собора старцы-монахи возвратились обратно в иерусалим, а андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов церкви, императору и святым отцам, был оставлен в константинополе, получив навсегда прозвище "иерусалимита", т. е. "иерусалимлянина".
в столице империи он получил послушание возглавить дом для сирот при великой церкви святой софии с зачислением в клир главного храма византии.
20 лет служил он в сане диакона и трудился в доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. здесь же, в константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие святой церкви.
после двадцатилетнего дьяконского служения святой андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. здесь он был светильником миру, просвещающим христову церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. святой пастырь критский строил храмы божии , а также дома для сирот и престарелых. для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. не оставлял святой андрей и трудов по составлению церковных песнопений.
несколько раз святитель, оставив крит, посещал константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. там же выступил он в защиту святых икон, когда в византии началось иконоборчество. в свое последнее посещение столицы, святой андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. по дороге на крит он сильно заболел. тяжелый недуг заставил его остановиться на острове митилина в городке ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. в этот же день святая церковь и доныне совершает его память.
святитель андрей критский первый стал писать богослужебные каноны. его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме введения во храм пресвятой богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). великопостное богослужение, кроме великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. в рукописях сохранились каноны недели ваий, трипеснцы всех дней страстной седмицы, включая и великий пяток. в великую субботу исполнялся четверопеснец святого андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. косма маюмский, инокиня кассия, епископ марк отрантский. по количеству оригинальных мелодий-напевов святой андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный иоанн дамаскин. составляя октоих, святой иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя андрея критского.

/по материалам сайта orthodox.ru/