Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Радость-то какая! Пост начался! [Ижевская епархия]

01.03.2012
Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1108



опубликовано iwan в чт, 01/03/2012 - 20:00


своими размышлениями о великом посте делится настоятель храма в честь иконы божией матери «взыскание погибших» липецка, руководитель комиссии по пастырской работе среди молодежи липецкой и елецкой епархии и православного молодежного культурного центра «экклезиаст» протоиерей димитрий струев.
слава богу! снова мы с вами вступили в благословенное время великого поста. снова нам дается возможность отрешиться от житейской суеты, чревоугодия и опустошающих душу бессмысленных развлечений, уничтожить обиды и недоразумения с ближними взаимным прощением и стяжать утешение в покаянной молитве.
праздничные облачения в храмах меняются на черные, меняется строй служб, звучат иные напевы. черный – цвет покаяния. однако заблуждаются те, кто видит в черных облачениях и покаянных напевах тоску. нельзя путать плач о грехах и уныние: покаянный плач всегда несет в себе радость очищения, а уныние – это утрата надежды. ерм, автор книги «пастырь» (из так называемых писаний мужей апостольских) предупреждает нас: «молитва печального никогда не имеет силы восходить к престолу господню».
на наиболее древних иконах преображения господня сияние нетварного света, исходящее от спасителя, изображено черной краской: православные иконописцы понимали, что даже самый чистый белый цвет не будет соответствовать сиянию фаворского света, и черным цветом исповедовали его неизобразимость. подобную символику можно увидеть в черном цвете как знаке покаянной молитвы: очищение покаянием как путь к видению неизобразимого божественного сияния.
а о несовместимости поста и уныния, наипаче уныния показного, внешнего господь говорит нам в нагорной проповеди: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (мф 6,16) – и дальше господь учит, как надо поститься нелицемерно, «чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред отцом, который втайне».
для нас важность этих слов спасителя не только в разъяснении того, как надо и как не надо поститься. эти слова еще и напоминают нам о необходимости поста. священное писание свидетельствует, что пост является установлением божественным, а не человеческим. нам слова христовы помогут обличить заблуждения тех, кто именует себя христианами, но отвергает пост: как сектантов, так и формально-православных «верующих в душе». от последних часто приходится слышать высказывания типа «я лучше буду есть все подряд, зато буду в пост меньше осуждать, празднословить, и не буду делать людям гадости». говорится это, как правило, с гордостью, с превозношением над теми, у кого хватает веры соблюдать пост хотя бы в самом малом – в пище: те, мол, постятся неправильно. я слышал подобное от многих, но еще ни разу не видел того, кому бы это удалось выполнить. причины невозможности такого «поста» в следующем: «бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (i послание петра, 4, 5).
избавление от поименованных пороков, как и от всех прочих, совершается только с помощью божией, а эта помощь посылается тем, кто со смирением принимает заповеданное всем нам благое бремя поста, а не тем, кто по гордости, лености и плотоугодию отказывается поститься, да при этом еще и ищет поводы осуждать постящихся. на самом деле самое простое, что есть в посте – это ограничения в пище. научиться не осуждать, не гордиться, не гневаться, не празднословить, хранить сознание от постыдных помыслов гораздо труднее, чем перестать есть мясо. но мы начинаем с малого и стараемся идти к большему.
зачем же нужен пост? без понимания этого вряд ли кто-нибудь решился бы поститься, и бесполезно заставлять поститься тех, кто в посте для себя не видит смысла. «невольник не богомольник» - добавим к поговорке «и не постник». но сможем ли мы объяснить нашим ближним, в чем для нас заключается смысл поста?
многие путают пост с диетой и умиляются тому, как церковь заботится об очищении наших организмов. кто-то распространяет на пост заблуждения кришнаитского вегетарианства, думая, что православные хотя бы время от времени отказываются от поедания убитых животных. на самом деле христианство никогда не видело греха в том, что бессловесные создания божии выращиваются людьми для пищи, поскольку бог благословил вкушение мяса: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную, даю вам все» (бытие, 9, 3). и хотя пост действительно может быть полезен и для тела, эта польза – «побочный эффект». подлинное назначение поста – способствовать духовному возрастанию христианина.
во-первых, тело, принимающее только легкую пищу, растительную, дает возможность сознанию достигнуть большей ясности, духовной утонченности. в этом состоянии молитва становится более сосредоточенной и чистой, дается большее внимание в восприятии священного писания и иной духовной литературы. во-вторых, пост смиряет плотские страсти, помогая душе избавиться от той нечистоты, которая мешает духовной жизни. в-третьих, постные дни и многодневные посты входят в систему духовной дисциплины, обязательную для каждого христианина – к ней же относятся ежедневное молитвенное правило, регулярное участие в таинствах церкви, обязательное присутствие на божественной литургии в воскресные и праздничные дни.
заблуждаются те, кто считает второстепенным или даже необязательным следование этим предписаниям церкви, думая, что можно и без этого быть христианином. господь, обличая фарисеев за формальное следование закону без милости и веры, не объявил внешние предписания излишними, но сказал: «сие надлежало делать, и того не оставлять» (мф 23, 23). дело в том, что следование внешней духовной дисциплине, установленной церковью – это каркас духовной жизни, необходимый для внутренней собранности христианина. можно сравнить эту дисциплину со скелетом, на котором держатся остальные ткани организма; да, сердце и мозг важнее, но человеческий организм не смог бы существовать без скелета. неорганизованность, аморфность духовной жизни – это на самом деле ее отсутствие.
смысл именно великого поста, конечно, заключается в подготовке к встрече с воскресшим господом в праздник пасхи. «воскресение твое, христе спасе, ангели поют на небесех; и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити.» средством для очищения сердца и является покаянный путь святой четыредесятницы.
в древней церкви главным из дней, когда совершалось массовое крещение пришедших к христовой вере взрослых, была великая суббота. готовящиеся к таинству крещения соблюдали святую четыредесятницу, и вместе с ними постилась вся церковь. и это было и остается одним из смыслов великого поста: подготовка неофитов к вхождению в церковь и молитва церкви за них. памятью об этом остались молитвы о готовящихся ко просвещению на литургии преждеосвященных даров, совершаемой в среды и пятницы великого поста.
церковь со времен апостолов считает пост обязательным для своих членов. 69-е из апостольских правил: «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу перед пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. аще же мирянин: да будет отлучен».
внешние предписания поста таковы:
– воздержание от пищи животного происхождения – мяса, молока, яиц и рыбы. в великий пост рыба разрешается в праздники благовещения и входа господня в иерусалим (“вербное воскресенье”); в лазареву субботу разрешается рыбная икра. не разрешено употреблять спиртное – кроме субботних, воскресных и праздничных дней.
– воздержание от супружеских отношений.
– воздержание от всевозможных развлечений: христианин в пост не будет участвовать в дружеских вечеринках и прочих увеселениях, смотреть развлекательные телепередачи и тому подобное.
разумеется, пост заключается не только в соблюдении внешних предписаний; кроме того, наставления церкви о посте – это не только ограничения. неотъемлемыми составляющими поста являются любовь и мир в отношениях с ближними, милостыня и иная помощь тем, кто в этом нуждается, усиление молитвы и духовного чтения, более частые посещения служб и участие в таинствах исповеди и причащения. последнее особенно важно: таинство плоти и крови господних – сердце духовной жизни христианина, и без соединения с господом в этом таинстве, дающего благодатную помощь в воздержании, пост очень труден, да и лишен главного из своих смыслов.
полезно причаститься на первой же седмице поста, обязательно – в конце поста, на страстной, а сколько всего раз за пост причащаться – этот вопрос лучше всего каждому решать, соизмеряя собственную духовную потребность и благословение духовника. кто-то причащается еженедельно, кто-то – два, три, четыре раза за пост. (по поводу обязательности причащения следует сделать оговорку: исключая тех, кто, или живя в неисправляемых смертных грехах, или неся наложенную духовником епитимию, не может причащаться.).
таинство причастия великим постом совершается в храмах в среду, пятницу, субботу, воскресенье и в великие праздники; на страстной – все дни, кроме пятницы. причем по средам и пятницам, а так же в первые три дня страстной седмицы совершается особая великопостная служба – литургия преждеосвященных даров, на которой не совершается освящение святых даров (так называются хлеб и вино, становящиеся при освящении плотью и кровью христа), а происходит причащение дарами, освященными на предшествовавшей воскресной литургии.
также у духовника следует спрашивать благословения на послабления в посте, если они необходимы. такое благословение дается тем, кто не может поститься по общим правилам: тяжелобольные люди, беременные и кормящие женщины, дети от семи лет до подросткового возраста (раньше семи дети не постятся вовсе), люди, выполняющие тяжелый физический труд.
духовник определяет степень послабления: разрешение на мясо дается только в самых крайних ситуациях, а благословения – кого-то на вкушение рыбы в течение всего поста, кого-то на молочную пищу, для кого-то снимаются ограничения на растительное масло – даются во многих случаях. пост не должен наносить ущерба здоровью человека, умерщвление страстей и самоистязание – не одно и то же. необходимость в строгом посте отпадает, когда плоть и так смирена болезнью; болезнь в таком случае заменяет нам положенную строгость поста. так же приходится идти по пути меньшего греха, допуская послабления, когда в семье, где один из супругов неверующий, попытка супружеского воздержания означает угрозу развода.
устав великого поста, приведенный в богослужебных книгах, рассчитан преимущественно на монашествующих, и в современных условиях мирской жизни во всей своей строгости трудновыполним. он требует в будние дни в течение всего поста вкушения пищи один раз в сутки вечером, и без растительного масла. в русской православной церкви сложилась общепринятая традиция облегчения этого устава. без растительного масла мы стараемся обходиться в течение первых пяти дней поста, далее в течение поста в среду и пятницу.
некоторые еще воздерживаются от масла в седмицу крестопоклонной недели в середине поста: это благочестивая традиция, но она не является общепринятой. о вкушении рыбы, рыбной икры и вина было сказано выше. в страстную седмицу первые три дня без масла, в великий четверг устав разрешает вино и елей, великую пятницу, день крестных страданий господа, христиане (кроме «престарелых и многонемощных») стараются вовсе обходиться без пищи. в великую субботу устав разрешает вино, но пища без масла. именно таким уставом могут руководствоваться те из мирян, кто не имеет необходимости в благословении на еще более «щадящий» пост.
тем же, кто имеет усердие поститься по древним монастырским уставам, необходимо также спрашивать на это благословение духовника, чтобы усиленный пост не принес духовный вред вместо пользы: гордость по поводу строгости поста и превозношение над другими христианами, постящимися менее строго, полностью перечеркнет усердие самочинного постника.
собственно, этот же принцип относится к любому посту: нельзя допускать по поводу собственного воздержания горделивого самомнения и осуждения непостящихся. словами об этом апостола павла мы и закончим нашу беседу: «кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что бог принял его. кто ты, осуждающий чужого раба? перед своим господом стоит он, или падает. и будет восставлен; ибо силен бог восставить его» (рим. 14, 3-4).
протоиерей димитрий струев
фото: павел колобаев



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика