Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1132
опубликовано leonty в ср, 07/03/2012 - 17:55


февральский выпуск журнала «липецкие епархиальные ведомости» представляет:
интервью высокопреосвященнейшего никона, архиепископа липецкого и елецкого.

– владыка, расскажите, пожалуйста, о начале своего служения.
– после окончания семинарии отец власий (болотов) благословил меня подавать документы в академию и писать прошение о рукоположении в дьяконы. и я написал. но ректор вызвал меня и сказал: «женись, тогда рукоположим!» меня как ледяной водой окатили! я готовился к постригу, а тут «женись»! ну, решили мы с отцом власием подождать. только спустя три года меня рукоположили в дьяконы, затем в иереи, я проходил испытание целибатом (целибат – от лат. «неженатый», в православии – обязательно безбрачие монашества. – ред.). но меня так и не постригли в монахи, а вместо этого после недели стажировки отправили служить на приход. когда местные бабушки увидели меня, воскликнули: «ой, да ему в храме только с тарелкой деньги собирать!» на этом приходе я прослужил четырнадцать лет. с божией помощью мы с прихожанами открыли столярную мастерскую, начали расписывать храм, обновлять фрески, вырезали иконостас, ремонтировали и всячески благоукрашали храм.
но ведь у господа все не просто так. в положенное время (спустя два года после назначения на этот приход) я принял монашеский постриг с именем никон в честь преподобного никона киево-печерского. а через год после пострига владыка ювеналий (тарасов) благословил меня поступать в академию. а мне так не хотелось, я развел такую бурную деятельность на приходе! но владыка настоял на своем. чтобы быстрее окончить академию, сдавал предметы экстерном и закончил ее за пять лет.

наш приход был один на всю округу, куда входили села воронежской, тамбовской и липецкой областей. мне приходилось ездить на требы по селам в разные концы края. бывало так, что выезжаешь с утра и приезжаешь затемно. на дому приходилось причащать по триста человек. потом со временем эти люди стали приезжать к нам в храм, и на литургии причащалось по 350 человек. дело в том, что наш приход находился в отдаленном месте и сведения о том, что у нас происходит, не доходили до «центра». поэтому к нам ездили очень многие работники областных структур, не боясь, что о них доложат «куда надо». однажды у меня одновременно крестилось 74 человека! слава богу!
– владыка никон, как вы смотрите на предложения о модернизации богослужения: введение русского языка, упрощение таинства исповеди, сокращение богослужений и постов?
– ни в коем случае нельзя вводить русский язык в богослужебную практику. люди, которые нам оставили эти тексты, были великими людьми, они были провидцами. они прекрасно знали и русский язык, но посчитали нужным составить богослужебные тексты на церковно-славянском. церковно-славянский язык очень красив, мелодичен, на нем прекрасно и пение, и чтение.

по поводу упрощения таинства исповеди. без покаяния и исповеди человек не спасется! праведный иоанн кронштадтский, который после общей исповеди разрешал около пяти тысяч человек, не имел возможности читать разрешительную молитву над каждым, ему бы не хватило и недели. сейчас, к сожалению, многие батюшки без особой нужды регулярно проводят общую исповедь и благословляют прихожан после нее причащаться, не накрыв голову каждого епитрахилью и не прочитав над каждым разрешительной молитвы. это недопустимо! обязательно нужно накрывать голову исповедника епитрахилью и читать над ним разрешительную молитву. для церковных треб святые отцы оставили нам молитвы, чины, и мы должны обязательно их соблюдать. я знаю примеры, когда священники во время таинства соборования исключают некоторые молитвы, чтение апостола – это категорически недопустимо.
все эти изменения и сокращения очень плохо повлияют на нашу духовную жизнь. мы через эти сокращения забудем бога и его «сократим». если мы не будем соблюдать церковные правила, мы не будем в церковной ограде. святые отцы приводят пример: если коня не поместить в ограду, он может сам себя покалечить. нашей оградой являются божии заповеди, установленные церковью правила.
полную версию интервью владыки никона читайте на страницах «липецких епархиальных ведомостей за февраль 2012 года.
новый номер «лев» посвящен воинству христову. о духовной брани, сопутствующей в жизни каждому человеку, на страницах издания размышляет главный редактор журнала, руководитель отдела епархиальных сми монахиня агафона (шнейдер):
дерни за веревочку!
он стал нашим составным - воздух конфликта в окружающем мире. он пронизал своей агрессией все. его оскал становится нормой жизни. в стадии войны находятся дети, родители, партии, государства. с перекошенными ртами мы мчимся по жизни в погоне «за благами», ради них сметая на своем пути кому что под силу: государства, партии, родителей, детей.
и церковь христова просит нас остановиться и увидеть то, что занятые собственными, искусственно нагнетаемыми проблемами, мы теряем наше отечество и русский дух, окормляемый только святым духом.
святитель филарет московский говорил:
- худой гражданин земного отечества и небесного недостоин.
святой праведный иоанн кронштадский ему вторил:
- помните, что отечество земное с его церковью есть преддверие отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить.
готовы ли мы сделать это сегодня? сомнительно, глядя на окружающий нас беспредел и смотрящие сквозь тебя лица людей на улицах и даже в храмах. очевидно, что у большинства дверцы душ закрыты наглухо. мы не в состоянии и свою то главную собственность – душу – не то что защитить, но и в собственном доме оградить от врага. до чего нас самость довела. мы все время забываем о предупреждении нас господом, что «… без меня не сможете творити ничесоже…»(ин. 15, 5).
порою кажется мы ее, душечку нашу, как красную шапочку (красивую и молодую), бездумно отправили в дикий лес без всякой охраны. а в лесу, как водится, хитрый и кровожадный волк – дьявол, всегда страстно желающий поглотить любую душу. его уловкам нет числа, особенно для молодых и красивых.
отправили душу с благими намерениями в мир, чтобы «накормить пирожками бабушку» то есть творить добро ближним, но осуетившись, застряла в жизненном лесу, все более увлекаясь безграничными «сладостями» земного бытия неопытная и беззащитная наша красная шапочка. какие там пирожки, а тем более не до дряхлой старушки! и конец этой сказки предрешен: ведут все залитые разноцветным неоном дороги в этом «лесу страстей» только в ад.
так как же не заблудиться в дебрях современных соблазнов? наша совесть - та единственная веревочка, за которую мы должны дергать каждый день, чтобы защитить свою душу.
отец наш небесный при крещении приставляет душам нашим ангела, называемого хранителем. помним ли мы об этом ложась спать, выходя из дому? если, ограждая себя крестным знамением, шепчем краткую молитовку: «святый ангеле божий, хранителю мой, моли бога о мне!» - значит живем с охраной.
постарайся заметить, что в лесу нашей жизни есть узкая тропинка и для тебя, которая обязательно приведет к берегу дивного озера ко дворцу спасения всех душ – иисусу христу.
а пока мы все чаще попадаем в перекошенные избушки с такими зверями, от которых спастись невозможно. потому что дергаем не за те веревочки!


кроме того читайте в свежем номере «липецких епархиальных ведомостей»:
- в рубрике «тема номера» протоиерей владимир стаднюк размышляет о роли русской православной церкви в становлении и укреплении нашего отечества.
- в рубрике «актуальное интервью» священник георгий брусник рассказывает об опыте духовного окормления спецподразделений мвд россии.
- в рубрике «жизнь епархии» священник илья азарин рассказывает о работе с вооруженными силами в липецкой и елецкой епархии.
- в рубрике «учимся жить со христом» протоиерей олег безруких продолжит свой разговор о греховных страстях и о том, как христианину с ними бороться.
- в рубрике «духовное наследие» валерий поляков в исторической ретроспективе размышляет о судьбе родного села двуречки.
это и многое другое читайте на страницах «липецких епархиальных ведомостей» за февраль 2012 года. журнал распространяется за пожертвование во всех приходах липецкой и елецкой епархии.
пресс-служба липецкой и елецкой епархии