Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Беседы о греховных страстях. Чревоугодие [Ижевская епархия]

13.03.2012
Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1145



Опубликовано leonty в Втр, 13/03/2012 - 16:36


Статья подготовлена для Липецких епархиальных ведомостей,
опубликована в №6 за 2011 год


БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
Чревоугодие

Откуда в человеке появляются греховные страсти?
Многие полагают, что мы такими созданы. Недаром объедение, похотливость, жажда похвал, раздражительность, леность хотя и не одобряются в обществе, но вместе с тем снисходительно оцениваются как естественные слабости, свойственные человеческой природе. А может быть во всем виноваты злые демоны? Ведь давно подмечено, что никогда кипение страстей не обходится без их коварного участия. Не иначе, как бесовским наваждением, объясняют причину своих абсурдных поступков люди, когда, успокоившись, начинают трезво анализировать содеянное. В немалой степени зарождению греховных страстей способствуют дурные обычаи, получившие распространение в обществе. Став привычными и не вызывая осуждения окружающих, такие обычаи как зараза передаются от одного к другому. Оказавшись, например, в коллективе, где нецензурная и злобная ругань превратилась в норму, человек незаметно для себя и сам становится злоречивым.
Во всех трех суждениях относительно возникновения греховных страстей есть своя правда. Опыт жизни христианских подвижников со всей определенностью свидетельствует, что каждый человек находится под воздействием со стороны трех источников искушений – мира, плоти и диавола. Отсюда становится понятной стратегия поведения святых людей: мирских соблазнов они избегали уходом в уединенную монашескую жизнь, искушения плоти преодолевали строгим воздержанием, а от диавольских наваждений защищались постом и молитвой. Тем не менее, даже сведя к минимуму все искушения, они всё еще не обретали для души безмятежного и блаженного покоя. Перед ними вставала необходимость полного переустройства своей внутренней жизни.
Во внутренней жизни человека, в его самоопределении таится ключ к пониманию причин правильного или греховного поведения. Библия возвещает нам, что в мире, созданном Богом, «все хорошо весьма» (Быт. 1:31). Даже диавол первоначально был светлым ангелом, пока самопроизвольно себя не исказил. Вот и греховные страсти, при всей своей отвратительности, большей частью представляют собой испорченные человеком добрые свойства, дарованные ему изначально Самим Богом. Наглядным примером тому является греховная страсть чревоугодия.
Зачем нужна вкусная пища
Бог Творец наделил человека потребностью питаться, чтобы тот в пище находил необходимую энергию для своего телесного роста и мог двигаться, трудиться, жить. Поскольку сам процесс поедания пищи и последующего переваривания имеет малопривлекательный вид (вспомните, как выглядит пережеванная во рту съестная масса, если ее выплюнуть, или пища уже перевариваемая в желудке, если ее изблевать), то, чтобы побудить человека не отказываться от еды, Творец соединил с приемом пищи приятные вкусовые ощущения и чувство насыщения. С этой целью Бог предназначенным в пищу человеку растительным плодам – ягодам, фруктам – дал привлекательный вид и вкус. Испытываемые человеком приятные ощущения, вызываемые вкусной едой, примирили его с необходимостью такого способа приема пищи, который уравнивает его с животными. Однако со своей стороны человечество постаралось облагородить этот процесс, сформировав культуру вкушения пищи. Сюда относится изобретение всевозможных способов приготовления пищи, внешнего оформления и украшения блюд, пользование различными столовыми приборами, выработка правил поведения за трапезой. Итак, в соответствии с замыслом Божиим, нет ничего греховного в употреблении вкусной и приятной пищи.
В чем суть греха чревоугодия
Грех начинается тогда, когда человек по самолюбию злоупотребляет потребностью питаться и ест не для подкрепления своих жизненных сил и здоровья, а исключительно ради получения приятных вкусовых ощущений и удовольствия своего чрева. Происходит коварная подмена, меняются местами цели и средства. Вкус из средства побуждения к приему пищи становится самоцелью, а пища превращается в средство доставления приятных ощущений. В результате чревоугодник, в отличие от животных, которые едят ровно столько, сколько нужно для поддержания сил, поглощает пищи намного больше, чем требуется. Ведь целью для него стало наслаждение, и не важно, сколько для этого будет израсходовано природных ресурсов. Но такое поведение не правильно. Человек должен есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы только есть.
Различают три вида чревоугодия:
1) чревобесие – страсть к обжорству (прием пищи прежде времени, торопливость и неумеренность в приеме пищи);
2) гортанобесие – страсть к лакомству, гурманство;
3) пьянство.
Вред чревоугодия
Чревоугодник грешит перед Богом
Любители многоедения не мыслят жизни без возможности поглощать множество обильной и вкусной пищи. Она для них – все. Поэтому они готовы угождать чреву больше, нежели Богу. О чревоугодниках апостол Павел метко сказал: «их бог – чрево» (Фил. 3:19). В их представлении источником жизни является не Бог, а еда. От ее наличия зависит благополучие, здоровье и счастье, а без нее они страшатся остаться даже на час. Чрево диктует им правила поведения, заменяя совесть.
Чревоугодник наносит вред окружающим. Ссоры из-за еды возникают уже в детском возрасте. Дети капризничают, отнимают друг у друга сладости, едят в тайне от всех, не желая ни с кем делиться. С годами это приобретает все более уродливые и опасные формы. Сытый чревоугодник равнодушен и ленив, голодный – не остановится ни перед чем ради насыщения. Ради чревоугодия хищнически истребляется огромное количество животных, птиц, рыб, растений.
Первый раз я испытал шок от убийства живого существа, когда в пятилетнем возрасте увидел метавшуюся по деревенскому двору курицу, которой отсекли голову. После этого долгое время взрослые не могли меня заставить есть мясо. Другой более сильный шок я пережил, будучи студентом мединститута, когда нас отправили на сельхозработы, и нашей группе досталось работать на мясокомбинате. Ведомый на бойню скот неделями не кормили («зачем кормить, все равно скоро сдохнут»), изможденным и напуганным животным забойщики пробивали череп стальным стержнем, к которому был подведен электрический ток, и, подвесив на крюки, сдирали кожу. Случалось, что подвешенные животные приходили в себя, ревели и мучались в диких конвульсиях. На все это невозможно было смотреть, душу выворачивало наизнанку. Но разве можно остановить конвейер смерти? Как же оставить без лакомого блюда любителей буженины или сервелата?
Что уж говорить о некоторых мясных деликатесах китайской или корейской кухни, когда ради острых ощущений гурмана в его присутствии повар из еще живого животного готовит кушанье. Европейски воспитанному человеку становится муторно от тех изуверств, которые приняты в восточной кухне. Даже не верится, каким немыслимым страданиям готово чревоугодие подвергнуть свою жертву в погоне за вкусовыми наслаждениями.
Не меньше гурманства тиранит природу обжорство, которому вечно не хватает еды, которое никогда не скажет: «Хватит». В поисках любых способов умножения пищи, генетиками производятся сомнительные эксперименты по искусственному воздействию на наследственные механизмы растительной и животной природы. Чем это обернется, мало кого интересует, лишь бы еды стало больше.
Однако в природе действует принцип: что посеешь, то и пожнешь. За жестокое отношение к себе природа мстит людям также жестоко. На основании ряда научных исследований стало известно, что перед смертью организм мучимых и убиваемых животных вырабатывает особые вещества, оказывающие вредное влияние на здоровье и нервную систему тех, кто употребляет в пищу мясо этих животных. Множатся примеры гибельных последствий от еды, приготовленной из геномодифицированных продуктов.
Чревоугодник вредит самому себе
Объедением человек расстраивает свое собственное здоровье, ибо «от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли», – говорит премудрый Сирах (Сир. 37:32). Во времена Калигулы и Нерона римские патриции на многочасовых пиршествах обязаны были доказывать свое превосходство над плебсом способностью поглощать огромное количество пищи. Наевшись «до отвала», они время от времени выходили из пиршественного зала, искусственно вызывали у себя рвоту и изрыгали всё съеденное наружу, потом возвращались к застолью и набивали желудок новой едой. Так повторялось десятки раз. На императорских празднествах нужно было перепробовать все блюда, не пропуская ни одного, пусть даже организм от такого извращения приходит в полное расстройство.
Чревоугодник, требуя себе много дорогой, всякий раз новой и необычной пищи, истощает средства к жизни, растрачивает свое имущество, расстраивает всё внешнее благосостояние, доводит себя до нищеты (Притч. 21:17). Ни в чем не отказывая своему чреву и становясь все более тучным, он подавляет свою душевную деятельность, притупляет разум, огрубляет сердце, истребляет стыд и всякое высокое чувство, делает сердце холодным и нечувствительным к добру, дух свой порабощает плоти, опускается ниже скотского состояния, выглядит смешным в глазах других людей.
Связанные с чревоугодием грубые чувственные увеселения, непристойные песни, зрелища, пляски, шутки, смех, разжигают похоть и увлекают человека в грех сладострастия.
Внешние признаки чревоугодия
Грех проникает в нашу жизнь постепенно, чтобы не спугнуть и не вызвать с нашей стороны своевременного отпора. Чревоугодие, предлагая душе сделать то одно, то другое маленькое послабление для плоти, незаметно шаг за шагом захватывает господствующее положение в душе. Если мы не хотим допустить тиранического господства плоти над духом, то по некоторым внешним признакам можем заметить начинающееся зарождение этой греховной страсти.
1. Желание постоянно что-то есть.
2. Ночные пиршества в одиночестве (тайноедение).
3. Склонность к уменьшению физических нагрузок, сокращение пешей ходьбы, уклонение от выполнения домашних дел.
4. Увеличение веса более чем на 5% в течение месяца.
5. Одышка при подъеме на 4-й этаж в среднем темпе.
6. Частые периоды плохого настроения.
7. Чувство бессилия от невозможности победить начавшееся ожирение.
Средства борьбы с чревоугодием
Арсенал средств борьбы с чревоугодием обширен. В разное время акцент делался на разные способы его преодоления. Сегодня, например, модными стали диеты, научнообоснованные методики похудения, занятия в фитнесс-клубах, увлечение спортом. Во многих случаях они дают неплохие результаты. При этом в них порой не достает духовной составляющей. Главное внимание устремлено к телу, пусть даже и ради поддержания его в хорошей спортивной форме. Поэтому и тем, кто следит за фигурой, и тем, кому в силу обстоятельств не приемлемы диеты или занятия в спорт-клубах, полезным будет идейное подкрепление своего намерения властвовать над чревом, а не быть его слугой.
Для этого нужно:
1. Понимать маловажность, кратковременность и ничтожность удовольствий от объедения.
2. Знать о худых последствиях этого порока, как в земной жизни, так и в будущей. Помнить евангельскую притчу о богаче и нищем Лазаре, и о загробной участи того и другого (Лк. 16:19-31).
3. Осознать необходимость и пользу воздержания, пережить опыт радостного господства духа над плотью.
4. Приучить себя к умеренному употреблению самой простой пищи и к отказу от дорогой, лакомой еды.
5. Избегать пиршеств, разгула и любых поводов к невоздержности.
Универсальным средством преодоления чревоугодия является православный пост, который, в отличие от простой диеты, затрагивает духовные и нравственные аспекты жизни человека. Об этом не раз мы будем говорить в дальнейшем. А пока вот на что хотелось бы обратить внимание читателей.
Потребности и желания
Необходимо различать потребности человека и его желания. Потребностей у нас не так уж много. Главные телесные потребности – дыхание, питание, утоление жажды. Желаний же человеческих невозможно сосчитать. В чем тут дело? Дело в том, что каждое желание – это один из способов удовлетворения потребности. Потребность одна, а способов ее удовлетворения может быть сколько угодно. Когда, например, у грудного младенца возникает потребность в пище, мать кормит его своим молоком. Ребенок подрос, мать начинает прикармливать его соком, кашей. И теперь, когда у ребенка возникает потребность в пище, у него всякий раз всплывают из памяти способы, которыми потребность была удовлетворена, т.е. возникают желания грудного молока, сока или каши. Он делает между ними выбор и чему-либо одному отдает предпочтение. С годами способов удовлетворения потребности в пище и питье в нашем житейском опыте накапливается очень много. И когда появляется чувство голода, тысячи желаний разрывают нас на части: хочется супа, борща, ухи, пельменей, котлет, колбасы, шашлыка, жареной рыбы, жареной картошки, картофельного пюре, каши гречневой, перловой, манной, гороховой, молока, компота, кофе, чаю, морса, просто воды и т.д. и т.д. И как бывает трудно сделать между ними правильный выбор, сколько на это уходит напрасных средств, времени и сил. Каждое желание кричит нам, что оно самое лучшее, самое полезное, словно они и есть самое главное в нашей жизни. А ведь главные – не они, а реальные потребности. Многочисленные наши желания – просто способы утоления жажды или голода. Можно воспользоваться двадцатью способами, можно двумя. Результат будет все равно один – чувство жажды или голода пройдет.
Православные подвижники с помощью поста сводили к разумному минимуму количество своих желаний. Многие из них обходились простым хлебом и водой, свидетельствуя, что для поддержания телесной жизни требуется совсем немногое. Впрочем, преподобный Иоанн Лествичник рекомендовал не отказываться от разнообразной пищи, но употреблять ее умеренно. Этим советом богомудрого старца мы и завершим нашу беседу.
Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика