Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Беседы о греховных страстях. Чревоугодие (пьянство) [Ижевская епархия]

14.03.2012
Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1148



Опубликовано leonty в Ср, 14/03/2012 - 15:33


Статья подготовлена для Липецких епархиальных ведомостей,
опубликована в №7 за 2011 год


БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
Чревоугодие (пьянство)

В предыдущей беседе мы говорили о вреде чревоугодия. Темой нынешней беседы будет разновидность этой греховной страсти – пьянство. Продолжающаяся алкоголизация нашего народа стала национальным бедствием. Из ежедневных криминальных новостей мы постоянно слышим, что причиной большинства преступлений является алкогольное опьянение их участников. Сегодня редко встретишь семью, в которой бы все ее члены вели трезвый образ жизни. Тяжелее всех живется тем, где пьющим является отец семейства.
Священные обязанности главы семьи
Со времен глубокой древности отец семейства был не только защитником жены и детей, добытчиком пищи для своих домочадцев, но еще и выполнял функции священника, был для них патриархом. От лица всего рода он совершал жертвоприношения, возносил молитвы к Богу, испрашивал Его благословение на жену и детей (Быт. 8:20; 27:27; 28:1; 31:54-55; 49:28). Поэтому авторитет отца в семье был непререкаем и носил священный характер.
До сих пор в ряде стран с традиционным укладом жизни религиозную жизнь семьи возглавляет отец. Кто, например, у мусульман ходит на молитву в мечеть? Мужчины. А у евреев – в синагогу? Опять мужчины. У христиан, женщина хотя и допущена к участию в церковной молитве, но по слову апостола Павла, в церкви она должна молчать (1 Кор. 14:35), а богослужение возглавляет не она, а священник (мужчина). В семье именно через отца, главу семейства Господь изливает Свои благословения на его супругу, детей, внуков и на весь его род. Отец – начальник в семье, но не в смысле командира, отдающего приказания, а в том смысле, что он первый начинает каждое доброе дело, именно он первый встает и начинает молитву, от него слышат домочадцы слова Священного Писания, принимают благословение. Отношение в семье к такому отцу бывает не только глубоко уважительное, но и трепетно-благоговейное.
К горькому сожалению, во многих современных семействах домочадцы зачастую видят в руках своего отца не Библию, а бутылку с водкой, слышат от него не слова молитв, а ругань, нецензурную брань и проклятия. Вместо благословения отцовская десница наносит им удары и раны. Члены семьи, не получая от своего главы ожидаемого благодатного питания, ниспосылаемого Богом, духовно голодают, страдают, теряют к отцу уважение. Семья распадается. И виной тому пьянство.
Пьяница тяжко согрешает пред Богом
«Пьяницы Царства Божия не наследуют», строго предупреждает апостол Павел (1Кор.6: 10). В состоянии опьянения человек ни телом, ни душой не владеет: на ногах не стоит, связать двух слов не может. Его разум притупляется, и он по отношению к Богу разрешает себе такие дерзости, которых в трезвом состоянии никогда бы не посмел даже помыслить.
Священники Надав и Авиуд, сыновья первосвященника Аарона, однажды будучи, так сказать, навеселе, при совершении богослужения в скинии проявили небрежность. Вместо благодатного огня, ниспосланного с неба, они употребили огонь, добываемый обычным способом, и в наказание сгорели. После чего Господь предупредил Аарона: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10: 8-10).
Царь Вавилонский Валтасар во время пира напился вина и высокомерно решил поглумиться над истинным Богом. По его приказу слуги «принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» (Дан. 5:3-4). За то, что опьяненный вином и вседозволенностью Валтасар вознесся против Господа небес, ему от Бога был вынесен приговор, начертанный таинственной кистью руки на стене: «Мене, текел, упарсин». Пророк Даниил объяснил напуганному царю значение написанного: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; упарсин – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:25-28). В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство.
Египетский фараон Птоломей Филопатор, разгоряченный вином во время пира, в отместку за то, что не был допущен Богом в Иерусалимский храм, приказал казнить всех александрийских иудеев с их семьями на арене городского стадиона. Для этого стадо боевых слонов напоили вином и направили на беззащитных людей, чтобы затоптать их насмерть. В честь предстоящей кровавой расправы фараон устроил пьяное пиршество. Но Ангел Божий защитил осужденных на смерть и направил слонов на сопровождавшие их вооруженные войска. Невинные люди были спасены, а безумство напившегося фараона было посрамлено (3 Мак. 1-7).
Царь Ирод на пьяную голову пообещал Саломее, дочери Иродиады, за танец на своем дне рождения дать все, что она попросит. По ее требованию он приказал обезглавить Иоанна Крестителя. В пьяном угаре Ирод легко решился сделать то, чего бы не посмел допустить в трезвом состоянии, так как побаивался Крестителя, опасался народного возмущения и Божьего наказания (Мр. 6:21-25).
«Пьянство — начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог»; «Избегай пьянства, чтобы оно более и более не отделило тебя от Бога»; «Пьянство не дает места Господу, пьянство отгоняет Святого Духа» (Свт. Василий Великий).
Пьяный приносит беду окружающим людям
Пьяница разоряет собственную семью, обижает домочадцев, оскорбляет родных и чужих, ввязывается в драку. Порученное дело выполняет как попало. Теряя бдительность и осторожность, делается виновником несчастных случаев, аварий, катастроф. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, становится чрезвычайно обидчивым, злобным и агрессивным.
В 2000 году в общежитии № 3 государственного университета Новосибирского Академгородка за столиком пили пиво и курили четыре студента четвертого курса математического факультета, а за соседним столиком так же сидели такие же студенты химического факультета. Они тоже пили и курили. У студентов-химиков закончилось курево, и они попросили его у математиков. Толи они не так попросили, толи им не так ответили, но вспыхнула ссора. В результате одного студента зарезали насмерть, трое искалеченных попали в реанимацию, а четверых пьяных арестовала милиция. Было уголовное дело, суд и приговор. Парням дали от 8 до 20 лет тюрьмы за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений. Спрашивается, откуда берутся такие изверги? Но по характеристикам в деканате, по результатам экзаменов ребята были лучшими студентами факультета. Однако пиво и сигареты вмиг превратили умнейших ребят в зверей, которые способны своих товарищей убить и искалечить.
В городе Минске 30 мая 1999 года, в день праздника Троицы, возле Дворца спорта устроили праздник пива. На площади организовали грандиозный рок-концерт. Собралось до 10 тысяч человек. Рекой лилось пиво, нарядные девушки назойливо предлагали бесплатные сигареты. Вдруг началась гроза с градом. Одуревшая от пива и сигарет молодежь разом бросилась в подземный переход станции метро «Немига» и насмерть растоптала 53 человека (42 молоденьких девушки, 2 сотрудника милиции, 9 парней), 150 человек получили травмы. Медэкспертиза показала, что погибшие тоже не были трезвыми. На третий день в Минске хоронили жертв трагедии. Стояли 53 гроба. Стоял президент Лукашенко со свечкой и плакал. Все правительство стояло со слезами. Пятьсот тысяч молодых людей со всего города и окрестностей приехали хоронить и тоже стоят, плачут. Вроде бы все – добрые отзывчивые люди. Но пиво и сигареты эту молодежь превратили и в дураков, и в зверей, которые своих девушек взяли и насмерть растоптали.
«Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу» (Свт. Василий Великий).
«Пьянство – всегда зло, но особенно в Святые праздники» (Свт. Иоанн Златоуст).
Пьяный причиняет вред своей жизни
«Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех...» (Свт. Иоанн Златоуст).
Неумеренным употреблением алкоголя пьяница отравляет свой организм, подрывает здоровье, сокращает жизнь. В пьяном состоянии он выглядит смешно и глупо, своими непристойными выходками вызывает отвращение у окружающих, унижает себя в их глазах. Будучи неспособным к аккуратности в труде, лишается работы, теряет уважение родных и друзей, физически и нравственно деградирует.
Утром 1 января 2000 года в Новосибирске милиция подняла 78 трупов замерзших людей по причине опьянения. В основном это были мужчины трудоспособного возраста, многие из них – главы семейств. А еще 180 человек навсегда отморозили либо руки, либо ноги. За десять лет чеченской войны из новосибирцев, командированных на Кавказ, погибло 8 человек, а здесь за одну новогоднюю ночь вином, пивом и водкой было убито в десять раз больше. Погибших в Чечне хоронили как героев, а об этих замерзших кто-нибудь вспомнит?
«Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными… Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства, и потому без покаяния (Свт. Тихон Задонский).
Смертельно опасный продукт
Пиво, вино, водку и сигареты круглые сутки на всех углах продают, рекламируют и пропагандируют. Неужели это такие необходимые для нашего народа продукты? На самом деле это никакие не продукты, это самые опаснейшие на земле наркотики, пущенные в нашей стране в свободную продажу, которые приносят нашим людям столько слез и столько горя.
В состав пива, вина и водки входит алкоголь – этиловый спирт. Его химическая формула C2H5OH. Это изучают на уроках химии в школе. Но, к сожалению, ни в школе, ни в вузе не говорят, что алкоголь является наркотическим смертельным ядом. Его смертельная доза для человека – больше 8 граммов на один килограмм веса. И если человеку весом в 70 кг дать выпить (8 х 70 = 560) чуть больше пол-литра чистого спирта, он от этого яда умрет. Этот яд является наркотиком. Его наркозная доза 4-6 грамм на килограмм веса. У часто пьющего человека неизбежно возникает алкогольная зависимость, требующая постоянного увеличения дозы, пусть даже и ценой собственной жизни.
Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкогольным ядом. Но в первую очередь самые сильные изменения происходят в головном мозге, потому что там этот алкогольный яд имеет свойство накапливаться. Спирт всасывается в кровь, с кровотоком идет в мозг, и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга. Попадая в кровь, алкоголь снимает с кровяных клеток (эритроцитов) слабый отрицательный заряд, и они вместо того, чтобы отталкиваться, начинают слипаться, образуя склейки. Но если для больших сосудов это не очень опасно, то для тончайших сосудов головного мозга это гибель. К каждой из 15 миллиардов нервных клеток (нейронов) подведен свой микрокапилляр. Он настолько тоненький, что в нем для нормального питания данного нейрона эритроциты могут протискиваться только в один ряд. Но когда к микрокапилляру подходит алкогольная склейка эритроцитов, она его наглухо закупоривает. Проходит 7-9 минут, и очередная мозговая клетка-нейрон у человека навсегда безвозвратно погибает. Мозг перестает нормально функционировать, попросту «дуреет». У одних поражается затылочная часть, вестибулярный аппарат, поэтому они идти не могут, падают. У других бывают повреждены участки, связанные с высшей нервной деятельностью – мыслительными и нравственными процессами. Человек под действием алкоголя становится сумасшедшим, не контролирующим свое поведение. У третьих разрушается память. Человек наутро после попойки не может ничего вспомнить. У него на месте клеточек, которые должны хранить память о минувших событиях, рубец в палец толщиной.
Что происходит с этими убитыми клетками? Они начинают гнить и разлагаться. Эти гниющие клетки головного мозга являются причиной головной боли с похмелья у пьяниц. Чтобы они не отравили весь мозг и не убили человека, организм вынужденно закачивает под череп большое количество жидкости, которая сдавливает как клещами голову пьяницы с похмелья. Она растворяет убитые клетки и наутро через мочу выводит их из организма. Тот, кто пьет вино и пиво, должен знать, что всякий раз наутро он мочится собственными мозгами.
После каждой даже самой умеренной выпивки у человека в голове появляется кладбище погибших нервных клеток-нейронов. И когда врачи после смерти умеренно пьющего человека вскрывают его череп, они всякий раз видят одну и ту же картину – сморщенный мозг, вся поверхность коры которого в микроязвах и рубцах. Когда же врачи вскрывают череп у погибшего алкоголика, они удивляются не тому, как разрушен его мозг, а тому, как он с таким мозгом жить мог. Таким образом, алкоголь – это самое мощнейшее средство, чтобы лишить человека разума.
Пьяное зачатие
Известно, что спирт – универсальный растворитель, он хорошо растворяет жиры (в технике спирт используется для обезжиривания поверхностей). Но ведь оболочки человеческих клеток сплошь состоят из жировых молекул. Когда через кровь алкоголь достигает поверхности любой клетки, он растворяет ее оболочку. Клетка получает повреждение. В мужском и женском организме есть очень важные клетки, те, через которые зачинается жизнь нового человека. Если такую клеточку повреждает алкоголь, то после оплодотворения получается ребенок-уродец, жертва пьяного зачатия. В Новосибирске у вполне нормальных родителей (оба с высшим образованием) родился ребенок с огромной головой, у которого есть только рот и уши, нет глаз и носа. Подобных примеров тысячи. Вот что бывает, когда перед зачатием родители принимают алкоголь (вино, пиво или водку, нет разницы). Теперь понятно, почему на свадьбе жениху и невесте в прежние времена категорически запрещали употреблять спиртное. Наши далекие предки, может быть, не особо разбирались в химических законах, но они хорошо знали, что после пьяного зачатия рождаются несчастные дети-дебилы, олигофрены, уроды.
Даже поросенку понятно, что нужно делать
В 1972 году студия Киевнаучфильм сняла научно-популярный фильм о поведенческих реакциях одномесячных поросят. В отдельный загон поместили десять поросят от разных свиноматок. Два дня поросята конфликтовали, а на третий день сбились в стаю во главе с вожаком. К корыту с кашей первым подходил вожак, затем второй, третий и так далее, все по порядку. Однажды экспериментаторы размешали в каше пиво и дали поросятам. Подошел вожак, долго нюхал, недоумевал, по сторонам смотрел, потом стал хлебать пойло, а за ним и вся стая. И сразу началась анархия! Самый маленький вдруг набросился на вожака. Писк, визг, драка – всё как у обычной пивной. Поросята все передрались, по углам разбежались, дрожат, друг друга боятся. Два дня у поросят проходило похмелье. На третий день они вновь сбились в стаю, вновь занял свое место вожак. Через несколько дней ученые опять решили повторить эксперимент. Снова в кашу налили пиво, размешали и поставили в загон к поросятам. Подошел вожак, нюхал-нюхал, вспоминал что-то, а потом своим пяточком взял да и опрокинул все корыто. Экспериментаторы подумали, что это случайность. Приготовили новую порцию. Вожак, как только нюхнул, так сразу и перевернул корыто с опасным содержимым. Даже одномесячному поросенку понятно, что с этим поганым алкогольным пойлом надо делать!
Как борются с недугом пьянства народы разных стран?
Большая часть населения планеты, а именно – две трети ее жителей – пока еще живут трезво. Более 600 больших и малых народов мира не употребляют алкоголь, не курят и не применяют другие наркотики. По сведениям Международной академии трезвости, в 41 государстве мира действует абсолютный сухой закон, употребление алкоголя ограничено в 85 странах. Например, в Швеции ни в одном из магазинов крупных городов не найти алкогольной продукции. Она продается в отдельных магазинах за пределами города не ежедневно, а в особые дни и часы. Продавцы фиксируют редких покупателей, записывают их паспортные данные и делают предупреждающий звонок в полицейское управление по месту жительства: такой-то ваш гражданин купил столько-то алкоголя, едет домой, будьте готовы, ждите приключений. Такая же картина в Норвегии. Населения всего несколько миллионов, а сколько у них чемпионов мира в спорте? И все благодаря здоровому, трезвому образу жизни в государстве.
Так что когда раздаются голоса, что русский народ всегда был пьющим, что правительственными мерами невозможно ничего исправить, – это ложь. Во всем мире правительства государств, которые заботятся о своем народе, делают многое необходимое для того, чтобы уберечь от этой беды население своих стран.
Церковные методы борьбы с недугом пьянства. Обет трезвости
Еще в 1898 году священник Александр Рождественский в помощь гибнущим от алкоголя людям основал знаменитое Александро-Невское общество трезвости, которое располагалось при Воскресенском храме у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. Число членов этого общества превышало 70 тысяч. Жизнь человека совершенно менялась после вступления в это общество. Этому событию предшествовало торжественное обещание – обет трезвости. Запись в члены общества трезвости проходила ежедневно после литургии и всенощного бдения. Перед иконой святого благоверного князя Александра Невского вступающие давали обещание не пить спиртного назначенный срок: три месяца, полгода, иные – целый год.
Отец Александр обращался к ним с пламенными, идущими от сердца, словами:
«Зловещим пламенем вспыхнула и загорелась родная страна. Стоном стонет от пьянства Русская земля. Гибнут святые человеческие души, как кровавые жертвы зеленому змию. Надо спешить на пожар. Надо залить ужасное пламя. Ведь пьяницы Царствия Божия не наследуют, для них закрыты врата райского блаженства.
Перекрестись, православный! Легче вздохни грудью своей богатырской. Скоро прибудут к тебе снова силы и здоровье, которое ты беспощадно топил в вине, скоро зазвенят твои добрые струнки сердца, как некогда звучали они в былые годы...
Жены! Бедные, несчастные жены! Вы, терпеливые, трудящиеся, безмерно скорбящие. Идите ко Христу. Все, все идите. Кто плачет, кто отчаивается, кто борется, кто злостраждет.
Пьяненькие, убогонькие, идите ко Христу. Идите, идите. Трезвитесь! Бодрствуйте!.. Вы добровольно дали обет, добровольно и держите его. Пусть он будет для вас игом благим. Не дай Бог кому-нибудь преступить обет. Это такой страшный грех!».
Священный лист трезвости торжественно вручался каждому вступавшему в Александро-Невское общество трезвости.
А батюшка продолжал: «Твердо ли ваше желание исправиться, начать новую, трезвую жизнь? Тогда повторяйте за мной:
«Господи, я раб Твой, сознав всю скверну пьянства и множества грехов, от него происходящих, даю обещание пред честным Твоим крестом и Евангелием и перед иконою святого благоверного князя Александра Невского не пить ни вина, ни водки, ни пива, никаких других охмеляющих напитков. Господи, помоги мне выполнить это мое обещание для спасения своей души и для благого примера другим».
Для поддержки бывших пьяниц в борьбе с их греховным недугом Церковь создавала общества трезвости. Каждое такое общество делилось на первичные группы трезвенников, числом не более семи человек. Во главе каждой группы стоял не священник, а такой же стремящийся к трезвой жизни мирянин, но который имел большой опыт трезвой жизни и был способен личным примером поддержать своих товарищей. Священник регулярно поддерживал связь с такими группами, но только как духовный руководитель. И одно дело, когда человек, впервые пришедший в общество, слышал наставление от священника, — это была для него всего лишь нотация. Но совсем другое дело, когда человек слышал дельный совет из уст собрата, который прошёл тот же ад и сумел выбраться на свет Божий. Такой руководитель группы заботился о своих подопечных, следил за тем, как протекает их жизнь, ограждал от опасности вернуться на прежний путь. Но самое главное, все члены общества принимали деятельное участие в жизни своего прихода, в церковных службах, в таинствах, в крестных ходах.
Большевики, закрывая храмы, закрыли и общества трезвости по всей стране. Но ничто не мешает нам сегодня возродить это могучее церковное движение.
Современник о. Александра Рождественского профессор С.А. Рачинский, знаменитый дореволюционный педагог, один из основателей Всероссийского общества трезвости говорил: «Если пьяный разум слишком часто заглушает в русском народе всякое движение духа; если в борьбе со всеобщим пьянством не произойдёт скорый, решительный поворот — то вечный позор всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания, печатного слова! Позор и проклятие нашему мёртвому образованию, нашей праздной болтовне, нашей духовной пустоте и бессилию!»
Это нам с вами – позор и проклятие, если мы не сделаем всё возможное, чтобы вытащить Россию из пьяного омута.
Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика