Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Беседы о греховных страстях. Сребролюбие (часть 1) [Ижевская епархия]

24.03.2012
Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1180



Опубликовано leonty в Сб, 24/03/2012 - 17:07


Статья подготовлена для Липецких епархиальных ведомостей,
опубликована в №9 за 2011 год


БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
СРЕБРОЛЮБИЕ, часть 1 (Беседа 5)

Удивительным, особенным, отличающимся и от животных земных, и от Ангелов небесных сотворил человека Бог. Животные пребывают в гармонии с природой, умеют приспосабливаться к ней, но они не умеют ее совершенствовать. А в человека Творец вложил стремление совершенствовать бытие и для этого благословил человека иметь, сберегать и умножать Богом данное достояние: «И поселил Господь Бог человека в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15).
Неужели такое возможно? Сам Бог создал прекрасный райский сад! После Него возможно ли, чтобы кто-то мог сделать райский сад еще лучше? Оказалось, что возможно! Именно такое задание (заповедь) получил от Бога первозданный Адам, именно для этого он наделен был богоподобным свойством – творчеством, выделяющим его среди всех других творений Божиих и даже среди Ангелов. Желание человека преумножать Богом данное достояние - богатство, если подчинено разуму, не имеет в себе ничего худого, и умеренная забота об имуществе принадлежит даже к обязанностям человека.
Вспомним притчу Иисуса Христа о талантах. Господин трем рабам вручил свои деньги, чтобы они употребили их в дело и принесли прибыль. «И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф.25:15-18). Первых двух господин щедро наградил, а последнего, зарывшего талант, строго наказал за безделье.
Библейская, церковная и гражданская история знает имена многих богатых людей, которые, преумножая достояние, щедро делились с нуждающимися. Вспомним хотя бы некоторых: Авраам (Быт.18:1-8), Иов (Иов,1:1-8; 4:3-4), Товит (Тов.1:1-18), родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, святитель Иоанн Милостивый, св. Филарет Милостивый, св. Иулиания Лазоревская, Федор Михайлович Ртищев, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна. Восстановление в наше время многих разрушенных монастырей и храмов, строительство церковных приютов для сирот и одиноких стариков стало возможным благодаря щедрой денежной поддержке многих успешно трудящихся православных предпринимателей.
Но забота и любовь к имуществу обращается в порок, когда человек начинает желать и любить имущество, как имеющее внутреннюю ценность, и смотрит на богатство не как на средство для совершения добрых дел, а как на самоцель. Или хотя и смотрит на него как на средство, но желает его с жадностью. Или же бывает скуп и не употребляет вещи для тех целей, для которых они даны от Бога. Такая беспорядочная любовь к имуществу и к деньгам называется любостяжанием, которое разделяется на два вида: корыстолюбие – страсть к приобретению большего, нежели сколько требуется, и скупость – страсть приобретенное удерживать без употребления, несмотря на вопиющую нужду.
В чистом виде страсть сребролюбия проявляется в нумизматике (коллекционировании монет, денежных купюр). Нумизмат собирает старинные или редкие деньги не ради пользы, которую те могли бы принести, а потому, что он страстно любит эти деньги как таковые.
Но действие страсти сребролюбия не ограничивается только стремлением к обладанию деньгами. Язвы этой болезни мы видим также в жажде обладания любыми материальными благами.
К этому относится:
• любовь к деньгам, как средству обогащения имуществом движимым и недвижимым;
• страстное желание обогатиться, когда человек ни о чем другом не думает и не мечтает, как только о богатстве и о средствах к обогащению;
• панический страх лишиться привычного комфорта, боязнь старости, нечаянной нищеты, болезни из-за чрезмерной привязанности к тленным предметам, лишающим душу свободы;
• неверие Богу, сомнение в Его Промысле, ропот на Бога за свои неудачи и несбывшиеся мечты быстро разбогатеть;
• расточительность – желание расходовать (расточать) время и средства сверх потребного, сопровождаемое тщеславным стремлением похвалиться избытком своих возможностей;
• скупость – страстное желание удерживать приобретенное имущество без какого-либо употребления;
• жадность – желание приобретать любое имущество в неограниченном количестве;
• зависть – желание, чтобы окружающие люди не располагали тем, чего сам завистливый не имеет; святые говорят, что зависть – это нежелание добра ближнему.
• чрезмерная любовь к подаркам, к бесплатному, без труда получаемому;
• корыстолюбие (мшелоимство) – страсть к приобретению большего, нежели, сколько требуется для жизни, при помощи спекуляции;
• лихоимство – желание воспользоваться чьим-либо бедственным или затруднительным положением для получения собственной выгоды; из-за этого проистекает взяточничество, нажива с помощью принудительного разорения других людей и прочие незаконные деяния;
• воровство - тайное присвоение чужого;
• разбой (грабеж) – насильственное отнятие чужого имущества, даже путем убийства;
• жестокосердие к нищим и ко всем нуждающимся;
• предательство, измены, нарушение клятв ради получения выгоды.
Апостол Павел говорит: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим.6:9-10).
КОРЫСТОЛЮБИВЫЙ ГРЕШИТ ПЕРЕД БОГОМ
Корыстолюбец не верит в Бога, не благодарит Его, игнорирует все Его заповеди, потому что самой надежной опорой в жизни он считает богатство и деньги. Забывая простую истину, что нагим он пришел в этот мир, нагим и уйдет, корыстолюбивый в безумном помрачении объявляет своей собственностью предметы окружающей природы (реки, леса, поля, земные недра, родники, живые существа), которых он не создавал, которые созданы Творцом.
Он отвратителен для Бога, ибо сказано: «Никто не может служить двум господам: ибо, или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24). «Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу» (свт. Иоанн Златоуст).
Апостол Павел любостяжателя называет идолослужителем (Еф.5:5), не имеющим наследия в Царстве Христа и Бога.
КОРЫСТОЛЮБИВЫЙ ПРИЧИНЯЕТ ТЯЖКИЙ ВРЕД ДРУГИМ ЛЮДЯМ
Апостол слишком мягко выразился, потому что корыстолюбец хуже идолопоклонника. Этот на жертвеннике идолу сжигает плоды растений, мясо животных или птиц, а корыстолюбец приносит в жертву человеческие жизни. Вот как об этом говорит свт. Иоанн Златоуст: «Проклят жертвенник корыстолюбия! Если придешь к жертвеннику идолов Зевса или Аполлона, чувствуешь от него запах крови козлов и крови быков; если же подойдешь к жертвеннику любостяжания, почувствуешь тяжелый запах человеческой крови. Здесь не увидишь ни сжигаемых птиц, ни запаха от них и поднимающегося дыма, но увидишь принесенные в жертву человеческие жизни. Одни, убивая себя, бросились с крутизны, другие накинули на себя петлю, третьи перерезали горло. Ты увидишь жертвы грубые и бесчеловечные. Хочешь ли посмотреть на еще более жестокие? Я покажу тебе не только человеческие тела, но и закланные человеческие души. Заклание душ преимущественно и совершается на жертвеннике корыстолюбия».
Сребролюбец употребляет для своего обогащения хитрость и обман, ложь и клятвопреступление, предательство и насилие.
По вине сребролюбивых людей происходили и происходят все войны на земле. Реки людской крови пролиты ради наживы. Сребролюбие делает врагами детей и родителей, насмерть ссорит родных братьев. Далеко за примерами ходить не надо, вспомним кровавые события Гражданской войны в России, когда с оружием в руках шли сосед на соседа, брат на брата, дети на родителей с девизом: «Грабь награбленное!» Когда у раскулаченных отнимали все, а их самих убивали или угоняли с детьми гибнуть на чужбине. Вспомним недавние «лихие» 90-е годы, как хитростью, подлогами, обманом одни присваивали имущество других. Иначе как объяснить, что сегодня 87 миллиардеров, несколько тысяч долларовых миллионеров (1,5% от общего населения России) владеют половиной всего народного достояния нашей страны.
Недавно вышел кинофильм «Пирамида» о Мавроди С.П., основателе АО «МММ». Главный персонаж фильма признается, что, создавая свою финансовую пирамиду, он делал ставку на людскую жадность, по его мнению, самое сильное и присущее всем без исключения свойство. Он смог легко манипулировать людьми, используя их страсть к наживе. Около 15 млн. человек «клюнуло» на рекламу «МММ» и, поверив обещаниям о быстром обогащении, отдали аферисту свои деньги, который планировал, опираясь на сребролюбцев, захватить государственную власть и завладеть всей страной. Отсидев срок и выйдя из тюрьмы на свободу, неугомонный авантюрист приступил к созданию новой аферы - «МММ-2011» и грозится в ближайшее время устроить мировой «финансовый апокалипсис».
Во все века религия как могла старалась сдерживать жадность. Закон Ветхого Завета запрещал давать деньги взаймы под проценты. «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх.22:25). Также и другие религии древнего мира не разрешали наживаться таким способом. В православии, католичестве, мусульманстве ростовщичество строго осуждается. В русском менталитете отсутствовало преклонение перед богатством, человека почитали не за деньги, а за деловые качества, любили за святость. Среди предпринимателей наибольшим уважением пользовались промышленники, затем купцы, а «процентщики» (так презрительно называли ростовщиков-банкиров) были на последнем месте.
Лишь в протестантизме впервые было высказано одобрение тем, кто давал кредит под проценты, но при условии, что прибыль шла на богоугодные цели. С этого начался западноевропейский капитализм. Сребролюбцы только этого и ждали. Они словно с цепи сорвались, стали повсюду создавать финансовые банки, биржи, корпорации, брать деньги у одних, выдавать их под высокие проценты другим, вводить выгодные для себя законы, с помощью которых за долги захватили под свой контроль целые страны. Про богоугодные дела, на которые протестанты предполагали использовать полученную прибыль, давно забыли.
Для сребролюбия нет ничего святого. Ни Бог, ни вера, ни Отечество, ни родной народ не имеют значения. В Америке банки выдают населению кредиты под очень низкий процент. Наши ловкачи-коммерсанты, пронюхав об этом, придумали занимать в американских банках доллары и эти же деньги, но уже под большие проценты предлагать, порой даже навязывать родному российскому населению, а разницу в процентах класть в свой карман. Люди берут кредиты на покупку жилья, автомобиля, необходимого имущества и оказываются в долговой зависимости от ловких кредиторов, которые наживаются на нужде собственного народа.
Законы рыночной экономики (звучит-то как солидно!) основываются на стремлении к выгоде, т. е. на людской жадности. Считается, что все люди ищут, где купить подешевле. На этом стремлении одни сребролюбцы губят других.
Захотят, например, разорить конкурентов и начинают ввозить в страну продукты и вещи по заниженной цене, пусть даже себе в убыток. Люди вместо отечественной продукции покупают помидоры из Турции, куриные окорочка из Америки, дешевые товары из Китая. В результате отечественное производство и сельское хозяйство приходит в упадок. Как только оно разорится, тотчас цены на импортную продукцию коварные дельцы поднимают вверх, с лихвой возвращают себе затраченные деньги и берут под свой контроль жизнь населения страны. Россию выручает от полного иноземного финансового захвата и развала то, что она очень большая.
ЛУДОМАНИЯ (страсть к обогащению через азартные игры)
Эта разновидность любостяжания в недавнее время получила небывалый рост в нашей стране, по городам и селам разрослась сеть игорных заведений, игровые автоматы стояли едва ли не во всех магазинах. И без того небогатые наши сограждане несли туда последние деньги, наивно полагая, что сумеют поймать удачу и принесут домой большой выигрыш. А в результате попадали в полную зависимость от лудомании, худшую, нежели алкоголизм и наркомания. Пьяница и наркоман разоряет себя и свою семью не сразу, а на протяжении какого-то времени. А человек, пристрастившийся к азартным играм, за один вечер мог проиграть все свои деньги и имущество семьи и деньги своего бизнеса.
Затягивание в мир азартных игр было поставлено на научную основу. В сознании игромана формировалась так называемая «дуга Павлова» - условный рефлекс, ставивший человека в зависимость от игры. Как известно, академик Павлов, вырабатывая у собак условный рефлекс, сопровождал прием пищи у подопытных животных звуковым и световым сигналом. Своими экспериментами он добивался появления у них слюны по сигналу даже тогда, когда пищи не было. Подобно этому игровые автоматы были запрограммированы так, чтобы в момент выигрыша издавать специфический звуковой сигнал и производить вспышки света, фиксируемые подсознанием игрока. В результате воздействия на психику игроков у них появлялось непреодолимое желание снова и снова участвовать в игре. Порой человек утром отправлялся на работу, а его ноги как бы сами собой приводили его в казино. Или юноша спешил на свидание с девушкой, но каким-то непостижимым образом оказывался у стойки игровых автоматов.
Сколько тысяч проигравшихся попали в тюрьму, были убиты за долги, сколько покончило жизнь самоубийством, сколько семей разорилось и распалось. Их число выросло бы еще больше, если бы государство по решительному требованию верующих всех конфессий, по жалобам матерей, жен и детей разорившихся игроков не пресекло этот «узаконенный грабеж».
Итак, мы видим, что человек, сердцем которого овладело сребролюбие, уже ни перед чем - ни перед предательством, ни перед злодейством не остановится. Евангелие рассказывает нам печальную историю о том, как Иуда, один из ближайших учеников Христовых, ради тридцати сребреников предал на смерть своего Божественного Учителя. Если Самого Спасителя мира за деньги продали, то что говорить об остальном?
КОРЫСТОЛЮБИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ВРЕДИТ САМОМУ СЕБЕ

Желание обогащаться и обладание уже приобретенным богатством погружают дух человека в бесчисленные заботы и подавляют его, охлаждают и очерствляют сердце, питают и усиливают гордость, тщеславие, усиливают чувственность, открывают путь целому полчищу пороков, поскольку доставляют средства к ним.
Мы привыкли считать богатых самыми счастливыми людьми на земле, ведь у них все есть - роскошная одежда, драгоценные украшения, автомобили, дома, обслуга, охрана, почет, слава, деньги. И мы не придаем значения тем душевным изъянам, которые делают их духовно уродливыми.
Сребролюбие ожесточает сердце, делает его надменным, бесчувственным к горестям и скорбям других людей. В сердце сребролюбца поселяется зависть, которая при виде благополучия ближнего страдает сильнее, нежели от собственных бедствий. Он становится неприятен и отвратителен не только для окружающих, друзей и родных, но становится противен и самому себе.
Представьте себе дерево, ствол которого растет не вверх, а куда-то в бок, или человека горбатого, не способного глядеть ввысь, в небо, у которого взор направлен только на землю. Вот примерно так уродливо выглядит душа человека корыстолюбивого.
Жизнь сребролюбцев наполнена ссорами, руганью, враждой, страхами и тревогами. Многие из них подчас находятся в постоянной опасности. Недаром они вынуждены содержать большой штат охранников, чтобы оберегать себя от посягательства, от покушений. У них похищают жен и детей с целью выкупа. Им угрожают расправой, если они не отдадут другим сребролюбцам свой бизнес. Их жизнь не назовешь ни счастливой, ни доброй.
И даже если мы встретим кого-либо из богатых людей без грубых пороков, однако же приобретение богатства почти всегда у них сопряжено с большими трудами и заботами, обладание богатством соединено с постоянным страхом, а потеря богатства сопровождается лютой скорбью, от которой пропадает желание жить. Страсть обогащаться разжигает в душе такой огонь, который превращается в вечный огонь геенских мук.
СРЕДСТВА ДЛЯ БОРЬБЫ С ЭТОЙ СТРАСТЬЮ
Существует ли способ погасить пламя любостяжания? Святые отцы утверждают: да, он есть. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Можно погасить это пламя, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть - и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Поскольку оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, если только пожелаем.
Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, поскольку оно не может нам сопутствовать в вечную жизнь. Если посмотрим, как велики богатства, уготованные на небесах, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если, несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, - если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье и мы избавимся от этого тяжкого наказания».
1. Итак, прежде всего, необходимо осознать кратковременность, суетность и опасность обладания богатством.
2. Надобно остерегаться, чтобы не привязывать своего сердца к вещественным благам. «Если богатство течет к вам, - говорит псалмопевец, – то не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11).
3. Нужно считать земные блага за средства, данные нам от Бога для высших целей.
4. Для подавления страсти корыстолюбия полезно размышлять о смерти, которая все отнимет у нас. Мы как ничего не принесли в мир, так ничего не можем и вынести из него.
5. В борьбе с любостяжанием надо прежде всего избегать нечестных путей приобретения богатства.
6. Воздерживаться от присвоения чужого.
7. Одним из лучших средств против этой страсти является раздача милостыни. Милостыня расширяет сердце любовью к нуждающимся, приучает к щедрости. Чем сильнее возникает страсть, тем больше надобно принуждать себя к подаянию милостыни.
8. Для того чтобы победить эту страсть, необходимо иметь твердую и сильную веру. Поскольку корыстолюбие и скупость происходят от маловерия в Бога, то желающему исцелиться от этой страсти нужно сильно надеяться на Господа, Который и птиц небесных питает, и цветы полевые роскошно одевает, тем более человека, Свое любимое творение, не оставит без средств к продолжению жизни и все нужное пошлет. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49,15).
9. Нужно приучать себя не домогаться приобретать что-либо сверх потребностей, а также не искать большей корысти и не употреблять хитрости и обмана. Например, при покупке необходимых вещей не нужно много торговаться, чтобы купить как можно дешевле, а свои вещи продать как можно дороже.
10. Святые говорят: «Мое то, что я отдал».
В книге «Мудрость Балавара» (история христианской проповеди в Индии) царевич Иодасаф спросил христианина Балавара, как мир искушает людей. В ответ Балавар рассказал притчу. В одном городе был обычай: в определенный день первого путника, входившего в городские ворота, жители с почестями встречали, объявляли своим царем и селили во дворце. Тот радовался, каждый день пировал, думая, что это навсегда. Но ровно через год горожане врывались к нему во дворец, срывали с него царские одежды и нагого выгоняли из города. После чего находили себе нового. Когда очередной пришелец был возведен ими на царский трон, он задумался, с чего бы ему так повезло, стал выспрашивать у окружающих и вскоре узнал о городском обычае. Тогда он, пользуясь властью и доступом к царской казне, стал проходящим через город путникам давать деньги, чтобы те передали их в соседний город для него на сохранение. Таким способом он переправил туда всю казну. Когда через год горожане свергли его и выгнали вон, он, нисколько не кручинясь, отправился в соседний город и получил все накопленные сокровища. Балавар объяснил Иодасафу притчу: город – это наш мир, человек входит в него с пустыми руками и уходит (умирает) тоже с пустыми руками. Правильно поступит тот, кто при жизни полученные в свое распоряжение возможности употребит на нуждающихся людей. Они (как путники из притчи) перенесут сделанное им добро в Царство Небесное (соседний город), где человек получит его в качестве вечной награды.
Когда человек стремится обогащаться земными вещами – это жадность. Когда обогащается небесными благами – это мудрость. Если человек, имея дом, приобретает еще несколько (словно он может одновременно в них жить), имея одну жену, заводит любовниц, имея автомобиль, приобретает другие и так далее, такого все осуждают за жадность. От него всем только хуже. А если он богатеет небесными благами, христианскими добродетелями (он добр, но хочет быть добрее, он мудр, но желает стать мудрее, он свят, но стремится к высшей святости), за него все только радуются. С ним всем хорошо, к нему все тянутся, его любят.
Желая всем нам истинного блага, Спаситель заповедал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).
В качестве поучения из святых отцов предлагаю отрывок из творений св. Иоанна Кассиана Римлянина о сребролюбии у монахов.
«Итак, эта страсть сребролюбия, когда возобладает... душою монаха, сначала побуждает его к малому стяжанию, представляя ему некоторые справедливые и как бы разумные предлоги, по которым он должен сберечь или приобрести несколько денег. Ибо жалуется, что доставляемое от монастыря недостаточно, едва может быть сносимо и здоровым, крепким телом. Что же надобно будет делать, если приключится нездоровье тела и не будет припрятано несколько денег, чтобы подкрепить немощь? Содержание монастыря скудно, небрежность о больных очень велика. Если не будет ничего собственного, что можно бы употребить на попечение о теле, то надобно будет умереть жалким образом... Итак, когда такими помыслами прельстится ум, то помышляет, как бы ему можно было приобрести хоть один динарий. Тогда заботливым умом изыскивает частное дело, которым мог бы заниматься без ведома аввы (настоятеля). Продав его тайно и получив желаемую монету, он сильно беспокоится о том, как бы удвоить ее скорее, недоумевает, где бы положить или кому вверить. Потом много думает, что можно бы купить на нее и какою торговлею удвоить ее. Когда же и это удается ему по его желанию, то возникает сильнейшая алчность к золоту, и тем сильнее возбуждается, чем большее количество прибыли получается. Ибо с умножением денег растет и неистовство к деньгам. Тогда обещается долговечная жизнь, преклонная старость, разные и продолжительные немощи, которые не могут быть переносимы в старости, если в молодости не будет заготовлено побольше денег. Таким образом становится жалкой душа, связанная змеиными узами, когда худо собранное имение с непотребным старанием желает умножить, сама для себя порождая язву, которой жестоко распаляется и всецело занятая помышлением о прибыли, ничего другого не видит взором сердца, как только то, откуда бы можно достать денег, с которыми бы можно скорее выйти из монастыря туда, где бы могла блеснуть какая-нибудь надежда на получение денег».
Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика