Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

«Актуальные проблемы преподавания религии в светской школе» [Ижевская епархия]

27.03.2012
Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1193



Опубликовано vitaly в Втр, 27/03/2012 - 22:21
Из выступления митрополита Волоколамского Иллариона на российско-литовской конференции.
…Тема, которую нам предстоит обсудить сегодня, является одной из самых актуальных для наших Церквей. Именно христианская идентичность, на которой основана духовная общность народов Европы, в частности, общность российского и литовского народов, в наши дни становится мишенью для тех, кто хотел бы исключить христианство из общественной жизни и современной культуры. Согласно известной и веками отработанной схеме, удар направлен в первую очередь на подрастающее поколение, которое чаще всего оказывается не укорененным в традициях и обычаях своих отцов. Тот образ жизни, который предлагает современная поп-культура, так называемые «независимые мыслители», развлекательные каналы и дешевая беллетристика, вступает в решительное противоречие с идеалами христианской жизни, которые наши Церкви на протяжении веков прививали людям.
Однако не только молодежь оказывается под прицелом антихристианской пропаганды. Сегодня, исходя из гуманных и демократических соображений, некоторые общественные деятели пытаются лишить детей возможности получить в школе какие бы то ни было знания о религии. В отличие от советской атеистической идеологии современные сторонники секуляризации ратуют за право ребенка выбирать свою веру, апеллируют к иллюзорным ценностям плюралистического общества, требуют полного отделения Церкви от школы, которое впервые было провозглашено кровавыми политическими режимами: якобинцев во Франции и большевиков в России. Полагаю, что подобная риторика знакома нам всем.
Обратимся к российскому опыту. Прежде всего, необходимо указать причины, в силу которых введение преподавания религии в школе представляется необходимым. После краха коммунистической идеологии государства оказались в полном идеологическом и нравственном вакууме. Современная модель постсоветского общественно-государственного устройства оказалась в плену у нравственного релятивизма. Первым аргументом в пользу преподавания религии в школе является религиозное обоснование этических норм, абсолютное значение которых было поставлено под вопрос после распада Советского Союза. Вторым - необходимость укрепления национальной идентичности, которую идеологический и этический вакуум также подвергает опасности разрушения. Идентичность не может формироваться в отрыве от религиозных основ и их положительного культурообразующего воздействия, именно они и являются цементирующим элементом здания любой культуры, любого мировоззрения и культурно-исторической системы. Третья объективная необходимость заключается в преодолении религиозного невежества, способствующего широкому распространению псевдорелигиозных культов и деструктивных сект. В-четвертых, Церковь не может не волновать положение, в котором оказался учебно-воспитательный процесс в школах в условиях мировоззренческо-этического вакуума. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает: «Мы обеспокоены нравственным климатом в школах, формирующих личность человека, его представления о добре и зле.
Еще в середине 1990-х гг. представители Русской Православной Церкви стали говорить о необходимости преподавания в школе предмета, который по инерции дореволюционного времени фигурировал под рабочим названием «Закон Божий».
Необходимо отметить, что эта инициатива встретила сопротивление в первую очередь атеистов и агностиков-гуманистов, и дискуссия, несмотря на проведенные общественные слушания, не утихает и до сих пор. Со стороны государственных чиновников нередко приходилось слышать об отсутствии бюджетных средств для финансирования подготовки и оплаты труда преподавателей религиозного предмета, издания учебников и методической литературы.
1 ноября 2007 года агентство «Интерфакс» распространило Письмо академиков, представителей РАН, в котором авторы отмечают, что добровольное изучение религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях не нарушает законодательство Российской Федерации и что право учащихся на ознакомление с религиозной культурой своего народа неоспоримо и гарантировано общепризнанными принципами и нормами международного права, международными актами о правах человека. 14 февраля 2008 года агентство «Интерфакс» опубликовало обращение к президенту Российской Федерации с поддержкой добровольного изучения школьниками религиозной культуры православного христианства, под которым подписалось 225 докторов и кандидатов наук.
С течением времени в процессе консультаций с государственными органами, общественными организациями, а также принимая во внимание зарубежный опыт, мы пришли к выводу о необходимости переквалификации чисто религиозного предмета в междисциплинарный и культурологический. Было разработано новое название предмета – «Основы православной культуры» (ОПК), а его назначение стало представляться скорее в междисциплинарном свете как синтез культурологии и богословия, что по последнему проекту могло быть использовано и представителями других традиционных религий.
Итак, к 2009 году государственным органам был предложен проект введения в школьное расписание факультативного предмета Основ православной, иудейской, мусульманской и буддийской культуры. Для детей, чьи родители придерживаются безрелигиозного мировоззрения, был предложен альтернативный предмет – светская этика.
В конечном итоге, Президент России Д.А. Медведев 2 августа 2009 г. принял решение начать эксперимент по преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в российских школах в качестве факультативного предмета.
С апреля 2010 года в формате эксперимента преподавание курса ведется в 21 регионе Российской Федерации. В апробации приняли участие более 240 тысяч учеников 4–5-х классов почти 10 тысяч российских школ. Эксперимент был признан удачным, и несколько дней назад, 28 января, распоряжением Правительства был утвержден план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации, в качестве обязательного, комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».
В школьную программу предмет войдет в незначительном объеме: 34 часа в 4-х классах средней общеобразовательной школы в качестве федерального образовательного компонента. При этом государство принимает на себя обязательства по организационному и финансовому обеспечению предмета.
Дискуссия вокруг преподавания «Основ религиозной культуры» пока не утихла. Однако позиция Русской Православной Церкви по вопросу о необходимости преподавания «Основ православной культуры» в средней школе остается неизменной. Мы и впредь намерены делать все необходимое для реализации этого благого дела: готовить учителей предмета, участвовать в составлении учебно-методической литературы. Наша Церковь готова к принципиальному и честному диалогу с противниками этой инициативы, к какому бы лагерю они не принадлежали. Убежден, что реальные плоды и положительные результаты преподавания Основ религиозной культуры в школе станут заметными по истечении нескольких лет, когда остынут страсти и обществу станет ясен положительный и даже определяющий вклад православной веры в формирование, укрепление и сохранение национальной идентичности россиян, что будет иметь положительные социальные последствия и будет способствовать улучшению нравственного климата в российском обществе.
Составила Е. Ю. Санкевич.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика