Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Беседы о греховных страстях. Сребролюбие (часть 2) [Ижевская епархия]

29.03.2012
Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1199



Опубликовано leonty в Чт, 29/03/2012 - 14:51


Статья подготовлена для Липецких епархиальных ведомостей,
опубликована в №10 за 2011 год


БЕСЕДЫ О ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ
СРЕБРОЛЮБИЕ, часть 2 (Беседа 6)

Самый радикальный способ борьбы с греховными страстями используют монахи. Воздержанием от мясной пищи они сдерживают страсть чревоугодия, обетом целомудрия гасят страсть блудной похоти, обетом послушания пресекают гордыню, обетом нестяжания обезвреживают сребролюбие.
Но, даже имея безусловный успех в борьбе со страстями, они понимают, что благодаря строгому следованию монашеским обетам они имеют лишь большие преимущества в сравнении с другими, однако и они не гарантированы от поражений. Вспомните приведенный в предыдущей беседе отрывок из рассуждений св. Иоанна Кассиана Римлянина о монахе, зараженном сребролюбием. Слишком глубоко грех проник в нас, имя этому греху – самость (стремление к независимости от всех - от людей, от Бога, причем от Бога в особенности).
С того времени, как первозданный Адам возымел желание «быть как Бог», автономным, независимым, это горделивое стремление, свив гнездо в человеческом сердце, не покидает его. Не покидает человека мечта обладать чем-либо в мире полностью, бесконтрольно, поступать в отношении обладаемого по своему произволу. И если это не удается сделать с объектами внешнего мира, то сформировать в себе самом такой тайный уголок, куда никто, даже Бог, не имеет доступа.
Истоки сребролюбия имеют начало в стремлении что-нибудь из Божьего мира изъять, скрыть, присвоить себе и никого в присвоенное не впускать. «Адам, где ты?», - слышит голос любящего Бога согрешивший человек, но скрывается от Него, ибо изъял самого себя у Бога и не желает возвращать себя Творцу.
В притче о злых вино-градарях работники не прячутся, но поступают еще жестче, они не только присваивают себе виноградник хозяина, но убивают его посланцев и даже безжалостно поднимают свои руки на хозяйского сына. Столь велико агрессивное стремление самости к абсолютному и безраздельному обладанию хотя бы частью Божьего мира.
Эта тенденция находит свое глобальное выражение в современных реалиях: Бог Творец объявлен несуществующим, следовательно, окружающий мир ничей, и можно делать с ним все, что вздумается. Но притча о виноградарях заканчивается возвращением хозяина в свое имение и судом над захватчиками. Сколько бы ни отрицали Бога, но мир, Им сотворенный, существует, и Создатель не отрекся от него, в положенное время Он напомнит о Себе всем, кто вздумал самоутвердиться в Его мире.
Однако если в секулярной среде попытки присвоения Божьего достояния не вызывают особого удивления, то в церковной среде подобные явления расцениваются не иначе как кощунство. Выпускник Тобольской духовной семинарии рассказал о судьбе одного тюменского нефтяного магната, который выделял немалые средства на реставрацию Тобольского кремля, на храмы, семинарию. Но, как-то приехав с гостями в Тобольский кремль показать им сибирскую старину, он во время рассказа священника-экскурсовода о храме, грубо оттолкнул того со словами: «Что ты все о Боге? Я тут Бог! Это мой мрамор на полу и на стенах. Это мое золото на иконостасе!» Священник стерпел, а семинаристы, ставшие свидетелями этой сцены, поспешили сообщить обо всем своему ректору, архиепископу Димитрию. Тот развел руками, мол, он же спонсор, он действительно вложил много денег, надо потерпеть капризы олигарха. Но Господь рассудил иначе. В скором времени возомнившего себя хозяином Церкви «мецената» арестовали за какие-то денежные махинации, на время следствия посадили в «Кресты», где он так разболелся, что утратил способность самостоятельно передвигаться. Позже в Тюмени не раз видели, как жена возила его на прогулку в инвалидной коляске.
Как тут не вспомнить Навуходоносора из Книги пророка Даниила, гулявшего по царским чертогам и горделиво восклицавшего: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и во славу моего величия!» И был с неба голос: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» (Дан. 4). Тот час помутился царь Навуходоносор в разуме и семь лет жил как животное, наказанный за свое самомнение и присвоение того, что ему не принадлежало.
Если с мирскими Господь сурово поступает, то как же Он будет строг с теми, кто посягает на церковное достояние? Сегодня многие священники и состоятельные миряне восстанавливают разрушенные или возводят новые храмы и даже целые монастыри. И порой у некоторых возникает соблазн считать то, что они построили, в буквальном смысле своей собственностью, распоряжаться ей по своему произволу. И если священноначалие примет решение сменить руководство, перевести настоятеля на другой приход, то возникает такая буря недовольства и ожесточения, что впору вспоминать злых виноградарей из притчи. По причине нежелания расставаться со «своим» храмом или монастырем люди готовы идти на раскол, на вражду против Патриарха и Церкви, а в конечном итоге и против Бога.
Примет ли Бог от таких людей их молитвы, их жертвы? Нет. Как не принял Он жертвоприношения от Каина.
«Принес Каин от плодов земли жертву Господу. И Авель принес, и он принес от первородных овец и от туков их. И призрел Бог на Авеля и на дары его, а на Каина и на жертвы его не внял» (Быт.4:3).
Скотовод Авель принес дар – всеприношение, от которого не вкушают (действовал запрет на мясо). Каин принес жертву растительную, вкушение от которой разрешалось. Различие жертвы и дара касается и духовного устроения тех, кто их приносил. В отличие от Авелева всеприношения Каин принес Богу жертву, от которой он что-то оставил себе. Жертвы были символическими образами самих жертвователей. Разделив свою жертву, Каин тем самым показывал, что не всего себя отдавал Богу. «И сказал Господь Бог Каину: почему ты стал так опечален? И почему ниспал лицем? Если ты правильно принес жертву, но правильно не разделил ее, разве ты не согрешил?» (дословный перевод с иврита Быт. 4:6-7).
Возникает вопрос: неужели Бог жаден? Неужели Богу недостаточно, что большая часть жертвы достается Ему, а меньшая – человеку? Такое предположение в корне противоречит всему тому, что Бог открывает о Себе Самом в Библии. Нуждается ли Он в дарах от человека, когда Он Сам подарил человеку землю: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27-28).
Более того, по мысли преп. Максима Исповедника, первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия и одновременно достигнуть совершенного единения с Богом, чтобы таким образом сообщить состояние обожения всему творению. В своей собственной природе должен был преодолеть разделение на два пола (путем бесстрастной жизни по Первообразу). Соединить рай со всей землей (нося рай в себе в силу постоянного общения с Богом) и обратить в рай всю землю. Устранить пространственные условия для своего духа и для своего тела, соединив землю и небо. Перейдя границы чувственного, человек должен был путем познания, равного познанию духов ангельских, проникнуть в мир сверхчувственный, чтобы в себе самом соединить мир чувственный и сверхчувственный. Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по благодати имел бы все то, что Бог имеет по природе. Совершилось бы обожение человека и всего тварного мира.
Эту миссию, данную человеку, не выполнил первозданный Адам. Христос – Новый Адам – вочеловечился, ради спасения человека принес всего Себя в жертву на Кресте, начал осуществление миссии, чтобы передать Царство Богу и Отцу, да будет Бог все во всем (1Кор.15:24-28).
После этого возможно ли говорить о какой-либо жадности или «ненасытности» Бога?
Но для чего же тогда Бог отдал предпочтение всеприношению Авеля, а не «усеченной» жертве Каина? Зачем нужно человеку всего себя отдавать Богу? Ответ: для своего всецелого исцеления от греха. Если больной не покажет врачу все свои раны, но какую-нибудь скроет, то существует опасность, что сокрытая и не вылеченная рана станет источником нового тяжелого недуга. Если на исповеди кающийся утаит хотя бы один грех, из этого одного может вырасти много нового зла. Если человек какую-то часть своего существа скроет от Бога, скажет: «Это – мое, здесь я хозяин, я никого не пущу сюда», – то в этой не исцеленной Богом части сохранится греховная «инфекция», она будет источником нового и нового зла. Чем это обернулось для Каина? Он стал убийцей своего родного брата.
Вот почему нужны были жертвы всеприношения, почему недопустимо человеку что-либо в окружающем мире или в самом себе считать абсолютно своим, почему апостол Павел говорит: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:10).
Не уподобимся Каину, не захотевшего всецело возлюбить Бога Творца, но принося Богу молитвы, совершая Ему служение, уподобимся Авелю и сами себя, и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Протоиерей Олег БЕЗРУКИХ,
кандидат богословия



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика