Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Пост – будильник для души [Мурманская епархия]

04.04.2012
Источник информации: Новосибирская и Бердская епархия
Адрес новости: http://www.orthedu.ru/eparh/4696-post-budilnik-dlya-dushi.html



Идет Великий пост... А вопросов про пост не убавляется. Обычно недоумевают: зачем вы православные так себя мучаете? Чем провинилось в пост молоко?



Идет Великий пост... А вопросов про пост не убавляется. Обычно недоумевают: зачем вы православные так себя мучаете? Чем провинилось в пост молоко? А творог, если его съесть в пост, тоже грехов прибавит? Или, например, рыба, она всегда входит в любой хороший справочник по диетологии… Неужели пост – это когда все хорошее и приятное запрещено? Нельзя сходить в гости, нельзя сидеть в интернете, нельзя лежать перед телевизором на диване, и главное в посте слово «нельзя». Попробуем разобраться.

Так мы подменяем смыслы

Сколько раз наблюдала примерно такую картину: предлагают постящемуся скоромное. Несет на работе (или в больничной палате) какая-нибудь добрая душа кусочек торта на тарелочке и тут же раздается: «Вы что? Я это не ем! У меня пост! Можете мне это даже не предлагать! Унесите обратно!» А добрый человек с извинениями уносит еду, недоумевая или восхищаясь: «Вот это да! Какая сила воли! Настоящий постник!»

А то что «настоящий постник» считает нормой обижаться и осуждать, то что тут такого… «Я про близких людей только факты рассказываю. Какое тут осуждение?!» Так мы подменяем смыслы.

Так мы суетимся

Человеку, занятому после работы телевизором и интернетом, трудно вспомнить о Боге. Некогда! Ум срочно нужно заполнить новостями, политикой, подробностями жизни звезд, фильмами, сериалами, скандалами и развлекательными шоу. Вечером и в выходные дни ждут внимания и общения друзья... Попав в полный круг хозяйственных забот, человек пребывает в иллюзии, что настоящая жизнь в этой суете.

Так вот пост нужен, чтобы «привести человека в сознание и чувство своих грехов, что он удален от Бога и находится в опасности погибнуть», говорит святой праведный Иоанн Кронштадский. Церковь с помощью поста напоминает о времени пробуждения для общения с Богом. Разве не странно, что мы живем в мире, созданном Богом, но при этом не воздаем ему не только почтения, но и благодарности?

Так мы болеем

«Ты что, душевнобольной?» Слова звучат оскорбительно. Мы здоровы! Действительно, если при болезни тела мы сразу бежим к врачу и в аптеку, то на страдания души можем не обращать внимания годами. Проверить, в каком состоянии душа очень легко. Откроем Евангельские заповеди и попробуем прожить по ним хотя бы один день. И тут будет потрясающее открытие: ближнего на словах любить легко,

а делами доказать свою любовь трудно, почти невозможно. Поэтому пост – это предлагаемое нам лекарство для больной души.

Так мы идем

Когда человек отправляется в путь, он знает конечный пункт своего путешествия. Великий пост – это тоже длинная семинедельная дорога, ведущая нас к цели. Ведь пост нужен человеку не сам по себе. А, собственно, куда ведет нас пост? Чем он закончится для нас: только лишь обрядовым приготовлением куличей и окрашиванием яиц? Или нас ожидает нечто большее – Праздник праздников и Торжество из торжеств. Пост – это средство подготовиться к встрече с Христом в светлый день Пасхи. Это паломничество, проходя которое человек возвращается в отчий дом как блудный сын.

По дороге мы идем не одни. Когда проявляем усердие, Бог присутствует с нами. Пост, по словам прот. Александра Шмемана, – это «рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого (ветхого) в нас, как вступление в новую жизнь».

Конечно, легко на этой дороге сразу дать себе послабления. Можно сказать, что пост предназначен для монахов, и куда нам грешным. Но согласно 69 Апостольскому правилу: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

Так в чем суть поста?

Триодь постная говорит, что время поста – время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы и добродетели. Пост - не диета. Пост – это сугубое воздержание, которое помогает человеку справиться со страстями, восстановить равновесие между духом и телом. Если человек не может воздержаться от еды, как он сможет бороться с ленью, гордостью, осуждением и другими грехами.

Подвиг поста должен сопровождаться покаянием, которое есть перемена жизни. Если я по-настоящему пощусь и каюсь, то я должен оставить ту вредную привычку, с которой борюсь и не повторять ее. Например, если я решил не осуждать, то я не буду в очередной раз рассказывать, какой у меня вредный начальник и какая зловредная свекровь.

Пост - это порыв души. От земли на небо. Всем существом к Богу. Пост – воздержание ради свободы. Восстание против рабства греху. Это полет радости.

И в напутствие

«Примите пост, бедные, - он разделит с вами и обитель, и трапезу. Примите его богатые, - он уврачует вас от вреда, причиняемого пресыщением. Примите его, больные, - это мать здоровья. Примите его, здоровые, - это хранитель вашей телесной крепости. Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела. Радостно примем пост!»

Свт. Василий Великий.

Образование и Православие / Анастасия Скребнева, Школа молодых авторов.

Первая публикация, газета "Телемир"

(голосов: 3)

Версия для печати Просмотров: 6



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика