Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Интервью протоиерея Александра Новопашина журналу 'Православное образование' [Мурманская епархия]

30.04.2012
Источник информации: Новосибирская и Бердская епархия
Адрес новости: http://www.orthedu.ru/eparh/4818-intervyu-protoiereya-aleksandra-novopashina-zhurnalu-pravoslavnoe-obrazovanie.html



Интервью протоиерея Александра Новопашина журналу "Православное образование"
Физическая культура или спорт – что ближе для православного? Как укрепить тело, чтобы ничто не мешало растить в нем здоровый дух? Об этом наша беседа с настоятелем Александро-Невского собора г. Новосибирска, членом координационного совета при департаменте физической культуры и спорта мэрии Новосибирска, протоиереем Александром Новопашиным.


– Отец Александр, сегодня немало говорится о различиях между физкультурно-массовой и оздоровительной работы среди православной молодежи, в том числе учащихся православных учебных заведений, и спортом. В чем разница между этими понятиями?

– Физическая культура (а не «физра»!) позволяет молодому человеку не только укрепляться физически, но и повышает эмоциональный статус, развивает его логическое мышление, память, воображение. Все эти качества необходимы для познавательной деятельности, которая у человека с годами не прекращается. Но может затормаживаться, перестать быть достаточно эффективной, независимо от возраста. Поэтому активный образ жизни, ежедневные спортивные упражнения, спортивные игры закаляют организм, делают его мало восприимчивым к инфекциям, стрессоустойчивым, работоспособным.

Но есть еще и спорт, отношение к которому в обществе неоднозначное. Когда говорят, что «спорт вреден для здоровья», то имеют в виду большой спорт, спорт высших достижений. А вот о детско-юношеском спорте, любительском спорте никто и никогда не говорил плохо. Напротив, родители за руку ведут своих чад в спортивные секции, и приветствуют, когда их повзрослевшие дети вместо того, чтобы болтаться на улице, вечерами ходят в спортивный зал.

Да, спорту присущ дух здорового соперничества, который помогает человеку развиваться, добиваться в своем деле более высоких результатов. Это идет ему только на пользу. А вот нездоровое соперничество, пустое, способно нанести серьезный урон. Святой Климент Александрийский писал о борьбе: «Борьба же, нами дозволяемая, должна проводиться не ради какого-нибудь суетного состязания, а для вызова испарины на теле; и не с бахвальством своей ловкостью должно приступать к ней… а в интересах столь необходимого и столь полезного здоровья». Эти слова христианского философа и богослова справедливы для всех видов спорта!

Спорт в отличие от физической культуры держит молодого человека в довольно строгих рамках, дисциплинирует его, что в дальнейшем наилучшим способом сказывается на его характере, на его поступках. Спорт – это тяжелый и достойный труд, который как никакой другой формирует и укрепляет волевые качества человека. Люди, занимающиеся в молодости спортом, как правило, в жизни оказываются инициативными, бесстрашными, способными довести любое дело до логического завершения. Это, как правило, лидеры, за которыми идут, на которых равняются.

А вот о большом спорте говорят, что он не совместим с православием. Дескать, такой спорт делает людей эгоцентричными, гордыми, своевольными, заражает их чуждым духом. Это глубокое заблуждение. Я знаю очень многих мастеров спорта, чемпионов, о которых никогда такого не скажешь. Они не просто сильны физически, они сильны духом и при этом просты, доверчивы, отзывчивы. Многие из них – православные христиане. Чаще как раз наоборот: люди, далекие от спорта, не желающие трудиться, не стремящиеся улучшать результаты своей работы, страдают такими духовными недугами. Леность очень опасна. А спорт, тем более большой спорт, изгоняет леность из сердца, где она обычно гнездится.

Другое дело, у некоторых людей, независимо от их сферы деятельности, иногда появляется «ревность не по разуму». Свою работу они возводят в ранг идола, которому и начинают поклоняться, а ведь сказано: «Не сотвори себе кумира»! К сожалению, и среди спортсменов встречаются люди, которые забыли своего Творца и превратили спорт в какого-то божка, регулярно принося на его жертвенник собственные совесть и честь в обмен на сомнительные победы и славу. Но эти люди, как правило, плохо заканчивают.

– Опыт новосибирских православных миссионеров в области спорта признан уникальным. Расскажите, пожалуйста, в чем его особенность?

– Уникальным наш опыт называют, возможно, потому, что мы одними из первых начали эту миссию. Когда Святейший Патриарх Кирилл заявил о необходимости активизировать миссионерскую работу в области спорта, мы, по благословению правящего Архиерея, уже активно работали в этом направлении. Три года назад Архиепископ Новосибирский и Бердский (ныне Митрополит Новосибирский и Бердский) Тихон благословил создание при епархиальном Миссионерском отделе подотдела по связям со спортивными организациями. В июле 2010 года между Новосибирской епархией и Управлением физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска было подписано Соглашение о сотрудничестве. Сегодня план нашей совместной работы расписан на несколько лет вперед.

Официальное сотрудничество с местным Управлением физической культуры позволило нам в декабре 2010 года провести первый в России православный чемпионат по жиму штанги лежа на кубок святого князя Александра Невского. Чемпионат собрал более ста спортсменов со всего сибирского региона. Участниками турнира стали заслуженные мастера спорта, многократные чемпионы России, Европы и мира. Выступали на нем и представители священства, в частности ваш покорный слуга (Протоиерей Александр Новопашин четырехкратный чемпион Новосибирской области по жиму штанги лежа, - прим. ред.). Протодиакон Николай Москалюк завоевал на чемпионате третье место. На турнире присутствовали представители администрации города и области. Прислал поздравление трехкратный олимпийский чемпион, герой России Александр Карелин. Турнир прошел настолько успешно, что начальник Управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска Юрий Кабанов заверил, что он будет ходатайствовать о присуждении соревнованиям общероссийского статуса. В декабре прошлого года был проведен второй чемпионат, спортивный уровень которого, учитывая появившийся опыт, стал значительно выше.

Большое значение имеет непосредственное участие спортсменов в жизни Православной Церкви. Спортсмены из нескольких федераций (бокса, борьбы, каратэ-кёкусенкай, тяжелой атлетики, пауэрлифтинга) принимают участие в общеепархиальном Крестном ходе, который проводится в Новосибирске ежегодно в День славянской письменности и культуры. Спортсмены идут отдельной колонной, и лучшим из них оказывается честь первыми нести хоругви. Вошли в добрую традицию паломнические поездки спортсменов в монастыри.

Спортсмены приезжают к началу Божественной литургии, после которой идут на монастырскую трапезу, далее осматривают монастырское хозяйство, беседуют с монахами, знакомятся с их бытом. Регулярно команда спортсменов посещает монастырь для оказания благотворительной братской помощи. Перед отъездом на соревнования служатся водосвятные молебны, а по возвращении благодарственные.

Сегодня, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, мы приступили к подготовительному этапу работу по построению первого в России православного детско-юношеского спортивного центра, который надеюсь, будет возведен на территории одного из новосибирских храмов. Реализация данного проекта позволит собрать в одних стенах спортивного комплекса не только православных спортивных наставников в различных спортивных дисциплинах, но и приобщать детей к православной вере.

– Какие трудности ждут тех, кто планирует взять Ваш опыт на вооружение в своей епархии, и как их нужно преодолевать?

– Одним из наиболее важных моментов в процессе создания при епархии или митрополии «спортивного направления» является выбор руководителя. Лучше, если работу возглавит священнослужитель. Хорошо, если у батюшки есть спортивное прошлое, потому что к «своему» спортсмены будут испытывать больше доверия. И помогать священнику должны люди, имеющие серьезный опыт работы и авторитет в спортивном мире. Например, мои помощники по спорту – прихожане Александро-Невского собора заслуженный тренер России, мастер спорта, президент Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области Игорь Беляев и мастер спорта России Борис Левитан.

Далее необходимо наладить живой диалог с местной властью. Желательно, чтобы он потом вылился в подписание Соглашения о сотрудничестве, задачей которого является совместное духовно-нравственное и физическое воспитание молодежи. Это позволит Церкви участвовать в спортивной жизни города и области. К примеру, на сегодняшний день ни один значимый турнир не проводится в нашем городе без духовного наставления и благословения священника.

Ну и наконец, очень важно инициировать собственные турниры, которые проводились бы в православном формате. При этом миссия не должна ограничиваться пределами города. Работа в районах области, несмотря на видимые сложности, не только нужна, но и, как показывает наш опыт, вполне возможна.

– Сотрудничаете ли Вы с детсадами, школами, вузами? Как строится это сотрудничество?

– Начну с того, что в нашей теперь уже митрополии семь лет назад был организован центр по православной реабилитации наркозависимых. В реабилитационную программу мы ввели обязательные занятия спортом. Со временем я убедился, что эта форма работы с наркозависимыми в комплексе, несомненно, оправдывает себя. Сегодня многие молодые люди, некогда страдавшие наркотической зависимостью, выходя из стен реабилитационного центра, имеют спортивные разряды. В центре есть команды по пауэрлифтингу, мини-футболу, футболу (капитан футбольной команды священник Андрей Тупиченко), волейболу. Ребята играют «не для себя», они выступают на городских и региональных соревнованиях.

С целью профилактики наркомании и алкоголизма наши бывшие реабилитанты приходят в школы и вузы на встречи с учащимися, чтобы рассказать о той беде, в которую он когда-то попали, о православной реабилитации наркозависимых и о значении спорта в предупреждении зависимых состояний. При этом школьники и студенты видят перед собой не высохших от наркотиков больных наркоманов, а крепких, энергичных, спортивных православных людей.

– Существуют ли программы физического воспитания для православных учебных заведений?

– Конечно, они существуют, как и в любом светском учебном заведении. Но я не уверен, что уроки физического воспитания могут быть достаточными для детей и подростков. В 70-х годах учителя физкультуры в общеобразовательных школах строго спрашивали со своих учеников, каким видом спорта они занимаются, и если школьник не был записан в ту или иную спортивную секцию, ему настоятельно рекомендовали поторопиться это сделать. То есть в те годы педагоги понимали, что одной «физры» для полноценного физического развития школьников недостаточно.

Сегодня таких требований никто никому не предъявляет. Да и состояние здоровья нынешних школьников оставляет желать много лучшего. Поэтому занятия гимнастикой, к примеру, в том числе и в православных учебных заведениях, должны проводиться обязательно, потому что гимнастические упражнения прекрасно укрепляют мышечный корсет. Это надежная профилактика сколиотических изменений опорно-двигательного аппарата, которые с настоящее встречаются у детей сплошь и рядом. В советское время у детей позвоночник был более здоровым, в том числе и потому, что на школьных уроках физкультуры и на большой перемене все дети в обязательном порядке занимались гимнастикой.

– Какие виды спорта наиболее часто встречаются в секционной деятельности воскресных школ и православных гимназий? Какие виды спорта стоит развивать в пространстве православной миссии, а к каким не стоит приближаться и почему?

– Традиционно наиболее популярными являются игровые виды спорта. Недавно знакомый, у которого сын учится в обычной школе, порадовался, что на уроках физкультуры мальчишки постоянно играют в футбол… Хорошо, если это так. Но я вспомнил слова прославленного советского тяжелоатлета Юрия Власова: « Тут не следует обольщаться: одной игрой в мяч на школьном дворе (если такой еще имеется) детей не воспитаешь здоровыми». Я повторяю: ребенок должен заниматься спортом. Ему нужна ежедневная адекватная физическая нагрузка под руководством опытного тренера.

Что касается второй части вопроса, то, по моему глубокому убеждению, любой вид спорта по-своему хорош. Мне неоднократно приходилось слышать, что совершенно недопустимы «кровожадные» виды спорта, такие, к примеру, как бокс. Однако одним из самых травматичных видов спорта спортивные врачи называют… футбол в залах. Далее следуют хоккей, борьба, футбол… Существуют различные рейтинги, но нигде бокс не стоит на первом месте. Те же сотрясения мозга куда чаще происходят в хоккее, когда на одного игрока неожиданно налетает другой. Боксеры же всегда ждут удара, они готовы к нему, и поэтому более защищены от возможной травмы.

Кстати, в ноябре прошлого года, в рабочем поселке Коченево Михаило-Архангельским приходом и администрацией поселка в честь престольного праздника был проведен междугородный турнир по боксу. В соревнованиях приняли участие около 10 команд Новосибирска, а также команды из районов области и других городов. Всего в турнире участвовало более 100 спортсменов. Чемпионат начался общим молебном в храме во имя Архистратига Михаила, после которого все получали благословение, целовали крест и чтимую икону Архангела Михаила. Соревнования прошли успешно – без травм и происшествий. Ну и ни у кого не возникло сомнений, что этот турнир имеет право на жизнь, и мы надеемся, что он станет традиционным.

– Адепты восточных практик часто ссылаются на их пользу для физического здоровья. Допустимо ли православному заниматься йогой, каратэ, ци-гун, ай-ки-до и т.п.?

– Йога, цигун – все это мистические практики, которые способны нанести серьезный урон психике, я уже не говорю о душе. В первую очередь за счет медитации, которая в них используется.

Айкидо интересно тем, что эта система использует агрессию противника против него же самого, в то время как мастер айкидо остается спокойным, его внутренняя гармония не нарушается. Больше того, он гармонизирует и свое окружение. Но здесь одной техники недостаточно. Специалисты утверждают, что достичь такого равновесия возможно только с принятием философии айкидо, которая зиждется на религиозных убеждениях. То есть айкидо можно рассматривать как разновидность религиозной практики. Для православных это, конечно же, неприемлемо. Впрочем, насколько мне известно, существуют и достаточно популярны «физкультурные» варианты айкидо.

Каратэ тоже имеет свою философию, однако в настоящее время большую популярность в мире приобрело его «спортивное направление». Сегодня каратэ рассматривают как единоборство, претендующее на включение его в программу Олимпийских игр. В таком виде оно не представляет никакой духовной опасности. Это в чистом виде спорт. Кстати, заслуженный тренер России Александр Васильев и его воспитанница заслуженный мастер спорта, чемпионка мира по каратэ-кекусинкай Мария Панова – прихожане собора во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, члены Александро-Невского братства. Александр Васильев с Марией на все крупные международные соревнования приезжают в парадной форме с эмблемой братства. На эмблеме изображен лик святого князя Александра Невского и приведены слова, с которыми он обратился к своей дружине: «Не в силе Бог, а в Правде!»

– Определите, пожалуйста, в чем цель занятий физическими упражнениями для православного христианина? Можно ли без них обойтись? Есть ли разумная альтернатива занятиям на спортивных площадках, в залах и на тренажерах?

– Поиск «разумной» альтернативы физическим упражнениям связан с нежеланием трудиться. В массажных кабинетах предлагают разогревать мышцы и суставы, однако это ни в коей мере не заменит физических упражнений. Мышцы, связки, суставы, а с ними и весь организм в целом должны работать физиологично.

Цель занятий физическими и спортивными упражнениями – не просто находиться в тонусе, а быть здоровым. Цицерон говорил: «Молите богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Эти слова в советское время превратились в известный девиз: «В здоровом теле – здоровый дух», который не вскрывает всей глубины изречения великого мыслителя. Философ говорил о необходимости гармоничном развитии человека, которое невозможно без духовного просвещения. «Сила есть – ума не надо», другая поговорка, которая как раз вскрывает и высмеивает недостатки однобокого, неполноценного воспитания. Однако если есть и физическая сила, и ум, и здоровый дух, то эти три компонента в целом и представляют гармонию, к которой должен стремиться человек.

Образование и Православие / Журнал "Православное образование"

(голосов: 1)

Версия для печати Просмотров: 7



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика