Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=345346
3 июня 2012 года 2:35
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Дмитрия Романова.

. О двунадесятом празднике рассказал кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Нижегородской духовной семинарии Алексей Дьяконов:

«Святая Троица празднуется на 50-й день после Пасхи, отчего именуется днем Пятидесятницы. События этого праздника описываются во второй главе книги Деяний святых апостолов. После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа наступил десятый день: это был 50-й день после Воскресения Христова.

Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, по прямому указанию Господню единодушно находились в Иерусалиме. Был третий час дня, то есть девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили, то есть установились по одному над каждым из них. Именно так это событие изображается на иконах праздника Святой Троицы - пребывающие вместе апостолы и Божия Матерь обращены взорами к небу, а над главами у них - знаки Божественного огня.

Все собравшиеся в Иерусалимской горнице исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Святой Дух, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам.

Сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной великой княгини Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове, праздник Троицы на Руси был установлен не во времена ее Крещения, а лишь спустя три века. Это случилось при преподобном Сергии Радонежском (†1392).

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности.

В Троице Живоначальной преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода.

Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей ее имени.

Претворением богословского видения преподобного Сергия стала икона Живоначальной Троицы письма преподобного Андрея Рублева, написанная по благословению преподобного Никона.

Возможно, празднование Троицы было введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе. В то же время народные праздники, славящие красоту расцветающей природы, по сути своей не были враждебны христианству. И праздник Троицы не отменил эту радость, а, наоборот, переосмыслил и восполнил ее.

Торжество Святой Троицы охватывает сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота накануне, и следующий за Пятидесятницей Духов день. Кроме того, на Троицу принято украшать храмы и жилища ветками молодых березок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных сил».