Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Роль личночти в образовательном процессе [Мурманская епархия]

30.08.2012
Источник информации: Новосибирская и Бердская епархия
Адрес новости: http://www.orthedu.ru/eparh/5374-rol-lichnochti-v-obrazovatelnom-processe.html



«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» Ф.Тютчев



Бог судил нам жить во времена потрясений и бесконечных реформ. Мир переживает глубокий кризис, не только финансовый (это только вершина айсберга). Мир переживает экологический кризис, кризис культуры и т.д. Но есть первопричина - это кризис личности, кризис нравственного чувства, духовный кризис, (я совершенно убежден, что все катастрофы вынашиваются и рождаются из сердца человека). Да и нынешние дети значительно отличаются от детей 50-60-70 годов, которые сидели ровненько, сложив ручки за партой, внимая каждому слову строгой учительницы.

Сегодня наши дети вместе с нами обременены многоразличными прихотями и похотями, что именуются страстями человеческими. Оттого, что мы, подобно страусам, игнорируем фундаментальные понятия: грех и добродетель, страсть, добро и зло… ничего не меняется. "Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей". Ф.М. Достоевский. Эта битва, пока явно не в нашу пользу! Голубой экран, по словам Валентина Распутина, и пресса стали мощными противозачаточными средствами, чтобы не дай Бог, ничто разумное, доброе и вечное что, может быть, еще сеется в головы и сердца наших детей не прозябло и не принесло плода. В такой момент, казалось бы сам Бог велел именно ШКОЛЕ встать на защиту детских душ. К сожалению, школа вполне вовлечена во всеобщее движение рационального упрощения отношений. Идеал современного общества – товарно-денежные отношения. Задачи школы в общественном сознании часто сводятся к следующему: подготовить учащегося к ЕГЭ, обеспечить поступление в ВУЗ, подготовить старт для будущей карьеры… Школа психологически, медленно, но верно смещается в сферу обслуживания! Из властителя дум, из инженера человеческих душ (такой статус имел учитель в хорошие времена наряду с писателем), учитель превращается в ремесленника. Сегодня педагогам совсем не просто согреть души учеников.

Федор Михайлович Достоевский однажды написал: «Учитель – это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете <...> Люди, люди – это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются...».

Это очень актуально для нашего времени. Если слишком увлечься идеей учителя как менеджера, как продавца образовательных услуг, то кто же будет воспитывать наших детей?

Образ пути близок профессии учителя. «Педагог» с греческого означает «детоводитель»- раб, слуга, который ведет ребенка в школу, указывает ему этот путь и сам проходит этим путем. Именно учитель, человек заведомо опытный и авторитетный может указать ребенку путь к ИСТИНЕ и пройти этим путем! Привить навык и вкус к этому самому главному деланию. Наши дети, по прежнему – максималисты. Они не готовы и не согласны свою жизнь, свое время посвящать рациональным, пошлым вещам. Потом, позже они научаться заботится о хлебе насущном. Сейчас им непременно нужно найти ответы на самые главные вопросы: Кто же мы? Для чего мы пришли в этот мир? Откуда мы пришли и куда идем? В чем смысл нашей жизни? Эти вопросы явно интересуют детей 6-7-8 лет. Позднее защитная броня, в которой прячется сердце человека, делается все крепче, но однажды эта нереализованная жажда ПРАВДЫ выливается в подростковые протесты против тотальной лжи. Впрочем, и это проходит.

Именно от взрослых людей, которые рядом, зависит формирование мировоззрения человека. Раньше большую роль играл институт крестных родителей. Сейчас рядом с детьми все меньше взрослых людей, способных оказать влияние на душу ребенка. Все больше продавцов и покупателей. Но свеча загорается от горящей свечи. Душа воспламеняется только от души пламенеющей. Если дети не обнаруживают этого огня среди своих учителей, они легко найдут суррогаты, заменители на стороне. Особенно сегодня, когда грех и зло становятся все более агрессивными, навязчивыми, нетерпимыми к любому инакомыслию, роль личности учителя чрезвычайно возрастает. Будем помнить, что главный выбор в нашей жизни мы сделали не подавая документы в педуниверситет, и даже не в ЗАГСе, а в день своего Крещения, когда стоя в храме, мы сами, или наши крестные родители торжественно говорили «отрекаюсь от тебя, сатана» а Христу обещали «сочетаюсь». Но нам предстоит учиться. Другого пути нет. Учитель обязан быть философом и богословом, а главное, не бояться быть УЧЕНИКОМ. Мы должны научиться мужественно, задавать себе трудные, неудобные, мучительные вопросы. И если мы говорим или делаем вид, что знаем ответы на все вопросы, мы скорее всего выбрали не ту профессию. Только заглянув внутрь себя, в свое сердце, только начав свою духовную жизнь, опираясь на свой личный опыт, мы получаем моральное право давать советы другим людям. К педагогике вполне может быть применен закон Паскаля: в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаков. Наши дети ждут от нас серьезного разговора на самые важные темы. И это вовсе не темы сексуального просвещения. Они озабочены проблемами бытийными, онтологическими. Именно в этом смысле их интересует «откуда берутся дети?». Физиология будет волновать гораздо позже. О рождении и о смерти, о Боге и о душе, о ангелах добрых и злых задают вопросы дети уже в детском саду и начальной школе. Эти вопросы можно не заметить, перевести в шутку, посмеяться, это тоже будет нашим ответом. Но, скажу из своего опыта, разговоры на эти темы (заведомо высокие и даже торжественные) имеют огромный нравственный и воспитательный потенциал.

В этом смысле весьма своевременным нужно считать введение экспериментального курса Основы религиозных культур и светской этики. Любой предмет этого курса дает возможность преподавателю поднимать любые нравственные вопросы, говорить с детьми по душам на трудные темы, создавать игровые ситуации нравственного выбора. Часто эти задачи невыполнимы даже для вполне благополучных семей. Однако никто не рассчитывает, что один курс в состоянии совершить нравственный переворот. Мы ничего не успеем, если не научимся по настоящему любить своих детей и любить свой предмет. Только уверовав всем сердцем в ребенка, можно попытаться донести до него красоту Божьего мира. Только красота спасет мир! Покажи ребенку красоту мира, покажи красоту слова, покажи красоту чисел, покажи красоту логики, покажи красоту формы. Эта красота возвысит детскую душу, поднимет ее над обыденностью, над рутиной, над скукой, над ленью, над злом, над нелюбовью. На крыльях радости воспарит детская душа к вершинам знаний, к высотам добра!

Приглашаю всех учащих и учащихся в храм, чтобы в молитве испросить благодатную помощь Божию на наши слабые, но дерзновенные попытки преодолеть зло добром. Ибо мы делаем то, что можем, а Бог творит ЧУДЕСА!

протоиерей Тимофей Морев.

http://kainsk-eparhia.ru/news/detail.php?ID=125

Образование и Православие

Предыдущая новость: 21 августа 2012 в пресс-центре ГТРК прошла пресс-конференция "Секты. Как ...

(голосов: 0)

Версия для печати Просмотров: 10



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика