Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов


02.09.2012

В этом году исполняется 22 года со дня 2-го обретения мощей свт. Иннокентия, которое празднуется у нас в епархии 2 сентября.

Большой любовью и благоговейным почитанием пользуется святитель Иннокентий у Иркутян и жителей области. С тех пор, как 2 сентября 1990 г., вагон с мощами святителя прибыл на иркутский вокзал, и с великим торжеством и радостью мощи были встречены еп. Вадимом, духовенством и мирянами, а затем внесены в Знаменский собор г. Иркутска, множество людей со всех окраин нашей необъятной Родины стекаются сюда для того, чтобы помолиться и воспеть ему хвалу. Многое с тех пор изменилось, много ушло в вечность, и многое заново родилось. Его возвращение произвело за собой множество перемен, как–будто вновь, как в старину, в Сибирь вернулся ее покровитель, заботливый отец и добрый пастырь. И православные чувствуют как покровительствует Иркутской земле великий святой - Иннокентий Иркутский, несмотря на множество невзгод и неприятностей, порой неожиданно обрушивающихся на наш город. И если бы не Его святительские молитвы, то один Господь знает, что бы нас еще могло ожидать.

И как бурно вокруг него кипела жизнь, когда он скромно, по–монашески подвизался здесь, тогда еще в совсем глухой Сибири, заботился о местных жителях, изучая их языки и обычаи, открывал первые школы и строил храмы, терпя при этом большую нужду; так и после ухода его в иную жизнь прославился он многими чудесами от великих своих мощей, и имя его зазвучало на весь мир так, что многие потом еще подвигнутые его подвигами, прославились под именем Иннокентия. Вокруг имени святого кипела жизнь и с ним были связаны все главные события Восточной России и Иркутска, часть города так и называлась – Иннокентьевсткая. Целая череда необычайных и духовно знаменующих для нас событий сопровождало великое второе обретение его чудотворных мощей и воистину необычное их возвращение, сопровождаемое цепью промыслительных событий, связанных с долгожданным опоздавшим поездом, сохраненным от катастрофы Иннокентием.

До 1990 года мощи хранились в одном из подсобных помещений Ярославской церкви Николы Надеина как неизвестные...

Церковь Николы Надеина
В церкови Николы Надеина

Мощи появились в Ярославле в 1939 году, после открытия в храме Ильи Пророка антирелигиозного музея. В 60-е годы храм Ильи Пророка готовили к сносу. Мощи же святых собирались уничтожить. Однако музейные работники, от греха подальше, под покровом ночи, на руках перенесли все мощи в церковь Николы Надеяна, так и хранили, не афишируя. Все мощи, кроме одних, были хорошо известны и атрибутированны. Их без лишних хлопот передали Православной церкви. Но одни мощи были неизвестны. По промыслу Божьему все годы пребывания Святых мощей в Ярославле их упорно называли "Сибирской мумией". Священнослужители высказывали предположение о том, что это и есть мощи Святителя Иннокентия. Начались поиски. В Иркутске, в фондах краеведческого музея в 1988 году, нашлись подлинные документы, касающиеся Святителя Иннокентия.

Были сняты копии и высланы в Ярославский музей-заповедник. С целью идентификации мощей на кафедре судебной медицины была произведена экспертиза. Описание мощей сделанные ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске.

Ярославль. 1990 год. Проводы святых мощей Святителя Иннокентия из Ярославского Толгского Пречистой Богородицы монастыря в Иркутск

Накануне праздника Преображения Господня , 18 августа 1990 года, мощи Святителя Иннокентия покинули последнее светское престанище. Игумен Толгского Пречистой Богородицы монастыря о.Естафий и свещеннослужители Иркутской епархии о. Сергий Кузнецов и о. Александр Белый перевезли их во вновь открытый тогда Толгский монастырь Ярославской епархии.

Иркутский Знаменский собор монастыря 3сентября 1990 года Впервые вносят мощи

 

Из воспоминаний о. Александра Белого:

"Мы отправились в музей атеизма, расположившийся в храме Николы Надеина. С большим волнением мы вошли в храм... Что такое музейный запасник. Это место, где стоит пыль и полумрак. Среди экспонатов, которые по чьему-то разумению были признаны ненужными или второстепенными, в запыленной стеклянной витрине с выбитой шибиной, лежало обнаженное и абсолютно целое тело, удивительного человека - Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца!...

Попросили разрешение отслужить молебен. Облачились, потихоньку запели. К концу молебна осмелели и взяли витрину на плечи. Продолжая петь, двинулись к выходу. Ощущение торжественности и величия происходящего было непередаваемое. В это время одна из работниц неожиданно для всех, а может быть и для себя самой, вбежала на колокольню, и когда процессия выходила из храма ударили колокола...

Первая после возвращения встреча мощей Святителя с иркутской паствой

В Иркутск мы должны были прибыть в воскресение утром, а прибыли только к ночи. .. А в Иркутске, собравшийся утром на вокзале народ простоял до вечера. Конечно, к ночи остались самые стойкие. Почти в полночь поезд остановился на станции Иркутск-Пассажирский. Раку осторожно вынимаем из тамбура. На пыльном пероне владыка Вадим кладет земной поклон своему далекому предшественнику по Иркутской кафедре. Здесь же краткий молебен и все направляются в епархию...

В Знаменском соборе Святителя Иннокентия встречали крестным ходом и колокольным звоном. При большом стечении народа с горящими свечами в руках, раку обнесли вокруг храма и внесли в главный предел, где она находится и поныне.

. 2012 годСегодня только непосвященному не понять, что вся жизнь нашего оглушительного времени связана с Иннокентием, так или иначе, перекликается с ним, скромно и почти незаметно покрывающего своими молитвами о нас, словно омофором, каждого и все уголки нашего края.

Здесь, в Знаменском соборе, где хранятся его мощи, ручейками и реками стекаются его почитатели, чтобы воспеть ему акафист. Молятся Ему, просят и получают. И он ожидает каждого, как ожидает отец блудного сына, чтобы простить и благословить. И не перестают служиться молебны у его святой раки, там, где благоговейно почитаются святые мощи, благочестно скончавшего свое житие, и как жилища Духа Святого, там, где рождаются новые священнослужители и монахи, там, куда приходят, чтобы покаяться и креститься во Христа.

. 2012 годВ 2005 году, по случаю 200–летия обретения мощей, стараниями начальника ВСЖД, Александра Тишанина, архиепископа Вадима и братства Свт. Иннокентия, произошло историческое событие. Крестный ход, с мощами святителя Иннокентия Иркутского проследовал по всей Иркутской епархии, БАМу и Дальнему Востоку, пройдя через все станции Иркутской и других областей, Тынду, Комсомольск– на–Амуре, Хабаровск, Владивосток, Уссурийск, Биробиджан, Благовещенск, Читу и Улан–Удэ, где всякий смог лично помолиться у раки. И к чудотворным мощам приложились сотни тысяч россиян, чтобы, подобно тому, как «мертвец, брошенный на гроб пророка Елисея, возвратился к жизни чрез одно прикосновение к его костям», возвратиться к покаянию и обрести надежду в Жизнь Вечную прикосновением к мощам Иннокентия Иркутского.

Трудно переоценить значение для Сибири и Русского Востока возвращения мощей святителя Иннокентия. Подобно второму обретению святых мощей Сергия Радонежского (его главы), Серафима Саровского и Александра Свирского, это событие важно для нас как равноценное и символизирующее возвращение на круги своя. . 2012 годИ как нетленные мощи св. Александра Свирского называют «белыми ризами Преображения», так и нетленные мощи святителя Иннокентия Иркутского символизируют воскресение Православной Сибири. Ибо еще каких–то 16 лет тому назад храмов у нас можно было перечесть по пальцам, то теперь их трудно сосчитать, – многие буквально воскресли вмести со своими общинами, а некоторые родились впервые. Все больше наших земляков возвращаются под покров Божией Матери, в лоно родной Церкви.

Иоанн Златоустый говорит, что святые мощи сильнее поучений побуждают людей к добродетельной жизни - так, что один взгляд на них сильнее могучего слова проникает в душу, приводит ее в сознание своего нравственного ничтожества и исторгает из очей горькие слезы раскаяния.

А нетленные мощи нашего святого – как живая икона – символ вечной Жизни и Воскресения.. 2012 год Ведь в значительные моменты своей жизни каждый православный человек стремится приложиться к святым мощам угодников Божиих, веря и уповая, что через них и от них он получит Божественную благодать, "немощная врачующая и оскудевающая восполняющая". Святые мощи угодников Божьих с самого основания Церкви Христовой являются бесценным даром нам, грешным, для укрепления в вере, для того чтобы и наша жизнь стала светильником перед Богом и окружающими нас людьми.

Драгоценны для христиан мощи святых. Это суть останки великих людей, которые просияли чистотою и высотою добродетелей и явились "многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена", как говорит святой апостол Петр (1 Пет. 1, 7). И в настоящей жизни свет Божественной благодати сиял в них в изобилии и озарял их ум и сердце; и там, на небесах, их бессмертные богоподобные души у престола Отца светов наслаждаются созерцанием света славы Божественной. Драгоценны мощи святых. Как в соединении с душою они были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим. . 2012 год

Как останки героев земли, при одном взгляде на них, живо напоминают славные деяния и труды и весь образ жизни почивших, так и святые мощи Иннокентия естественно воспроизводят в душе те добродетели и совершенства, которыми сиял, и те болезни и труды, ими же трудился святой муж, почивающий о Господе. Вместе с сим воспоминанием рождается чувство благоговения, почтения и любви к святому; мы поражаемся его добродетелям и совершенствам, удивляемся высоте и святости его жизни и в благоговении и умилении преклоняемся пред гробом, заключающим в себе святые останки.

Пресс-служба Иркутской епархии

. 2012 год