Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 26 сентября, накануне двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в день Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил Божественную Литургию в восстанавливающемся храме Екатеринбургского Крестовоздвиженского мужского монастыря.

В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" и означает, что он «словет» - или слывет - Воскресением, в отличие от праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Окончание сооружения храма Воскресения Христова в память крестных страданий Спасителя совпало с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября (ст. ст.)/27 сентября (н. ст.).

В памятный день Владыка обратился к пастве с Архипастырским словом.

- Дорогие отцы, братья и сестры, отец проповедник сегодня сказал о замечательном событии, которое сегодня мы все с вами совершаем, неким духовным образом соучаствуя в великом деле освящения храма Воскресения Господня на гробе Господа нашего Иисуса Христа (в нашем самосознании храм Гроба Господня - это храм Воскресения Господня).

И наша сегодняшняя служба - воспоминание и соучастие в праздновании Воскресения Христова. Практически все Воскресенские храмы в нашей стране освящены в честь Воскресения Словущего, то есть сегодняшнего праздника. И мы сегодня с большой благодарностью Богу, с глубоким сердечным на Него упованием совершаем эту службу в праздник Обновления храма на том месте, где Господь изволил быть погребенным и в третий день Воскрес для спасения всего человеческого рода.

Это событие, может быть, не совсем понятно и глубоко нами осознано - мы оторваны от внутренней церковной традиции, жизнью Церкви живем от случая к случаю, от праздника к празднику, от одного воскресного дня до следующего.

Но именно это событие в жизни Церкви являет собой некий рубеж, от которого происходит вообще укрепление Церкви, строительство и внешнее благоустроение ее храмов.

Почему так важно для нас с вами иметь в жизни Божий храм?

Предки наши, глубоко благочестивые - по сути, принявшие христианство, несмотря на то, что еще и не отходили от некоторых языческих обычаев, некоего славянского «буйства»,- всегда строили храм Божий в основании любого своего местообитания. Любое местообитание начиналось с храма Божия, в том числе и город Екатеринбург, и другие места. Христианские города как бы столбились первыми храмами - они могли быть обыденными, то есть построенными в один день, или более прочными, но все равно их строили за некий короткий отрезок времени. И затем вокруг храма объединялась вся другая жизнь человека, которому и тысячу лет назад, и сейчас нужны семья, насущный хлеб, тепло, крыша над головой.

Но сегодняшняя жизнь извращена. Нет прочного фундамента жизни – храма Божия как места общения человека с Богом. Прежде человек чувствовал себя принадлежащим Богу и потому строил алтарь, жертвенник, чтобы ходить к Нему, молиться обо всех необходимых человеческих нуждах и о спасении своей души.

А когда он вырвал эту почву из-под своих ног, оказалось, что живет он не на крепком, настоящем и прочном фундаменте, а все свое сознание, свое могущество строит на песке. И многие из нас увидели, как в одночасье развалилось могущество государства, которое было создано на совершенно неправильном осознании мира и места человека в этом мире.

Для нас очень важен храм. Но когда Господь меня привел служить в этот храм Божественную литургию, ровно год назад, то в течение целого года у меня не было желания здесь появляться вновь. Многие любят отца Флавиана - некоторые любят его, поскольку общались с ним в своей жизни, а некоторые, в том числе и я, любим его, потому что он - наш учитель: его голосом, через него, мы последние годы читали (может быть, не всегда утреннюю, но зачастую вечернюю) молитву через телеканал «Союз».

Отца Флавиана знает вся Церковь и любит вся Церковь, потому что этими молитвами он олицетворяет спокойствие, мир душевный и предстояние человека перед Богом. Я его глубоко люблю и уважаю. Но, при всем этом уважении, желания вновь прийти сюда, в этот храм, не возникало. И важно, чтобы те изменения, которые мы сегодня увидели, с Божией помощью продолжались, чтобы храм стал действительно храмом Божиим.

Храм - это лучшее, что у нас есть. Не может быть человеческий дом лучше, чем близлежащий храм, не может священник жить лучше, чем храм, в котором он служит, и не может священник делать временное состояние постоянным. Когда в 90-е годы хлынули открываться храмы и нужно было людей Божиих окормлять, епископы давали святые антиминсы на неосвященные престолы. Но это состояние настолько укоренилось в нашей жизни, что стало обыденностью и неким «правилом», которое нужно сегодня исключать из нашей жизни. И поэтому мы надеемся, что еще в этом году сможем послужить в этой святой обители, в этом святом храме - освятить святой престол храма, который был открыт много-много лет назад. Осталось совсем немного. Поэтому с Божией помощью будем надеяться, что Господь даст нам эту возможность.

Иерусалимский храм был построен в честь такого дивного события, как Обретение и Воздвижение Креста Господня, неразрывно связанного с Воскресением Господа нашего. И мы освятим этот престол и дадим возможность тем, кто приходит сюда, к Богу, через молитвы, через тех, кто здесь служит, совершает свое предстояние перед престолом Божиим, действительно приходить к Престолу Божию.

Я всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, приветствую и поздравляю с сегодняшним событием и желаю всем нам помнить, что Богу мы должны отдавать только лучшее. Монахи отдают лучшее, что у них есть: свою молодость, жизнь, горение сердца Богу, Святой Церкви - служению Господу нашему и тем людям, которые ждут этого.

А у всех нас всегда есть возможность все, что лучшее у нас есть, отдать нашему Господу. Взамен Господь дает очень много других благодатных, насущных и нужных радостей, которые знает только тот, кто жизнью своей устремляется к Престолу нашего Господа.

Поэтому помогай всем нам Господь в нашем делании, в нашем служении, - чтобы сила Воскресшего Христа никогда не оставляла нас, чтобы радость, с которой благовествовали апостолы, их ученики, жены-мироносицы о Пришествии Христовом, радость, которую не могли поколебать ни мучения, ни гонения, ни болезни, ни трудности, была (хоть в минимальной степени) присуща нам с вами. Мы являемся их последователями, и как бы мы далеко ни отстояли, по сути, от нашего Учителя, все равно наша жизнь - с Ним, наше стремление - к Нему, все наше лучшее - у Него. И мы должны из этого черпать для себя утешение, радость, силу и благословение на дальнейшие труды.

Помогай всем Господь.