Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Слово Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона на собрании работников общеобразовательных учреждений культуры Новосибирской области 30 августа 2012 года [Мурманская епархия]

13.10.2012
Источник информации: Новосибирская и Бердская епархия
Адрес новости: http://www.orthedu.ru/eparh/5664-slovo-mitropolita-novosibirskogo-i-berdskogo-tixona-na-sobranii-rabotnikov-obshheobrazovatelnyx-uchrezhdenij-kultury-novosibirskoj-oblasti-30-avgusta-2012-goda.html



Дорогие участники чтений!
Новосибирск и область – часть России. Поэтому прежде всего поздравляю всех с Годом российской истории и 75-летием Новосибирской области!



Все празднования, связанные с Годом российской истории, — это одновременно празднования и в честь Российской культуры, потому что невозможно отделить Отечественную историю от родной культуры, а русскую культуру от истории России.

Еще в самом начале нынешнего года — 9 января — вышел Указ Президента Российской Федерации о том, что нынешний год будет отмечаться в нашей стране как Год российской истории, поскольку на этот год выпадает целый ряд очень важных исторических дат для нашего государства:

— 1150 лет Российской государственности,
— 400 лет преодоления Смуты 1612 года и
— 200 лет Победы в Отечественной войне 1812 года
7 сентября — освящение памятника Кутузову

Как смотрели на Отечественную историю лучшие российские историки?
Николай Михайлович Карамзин говорил: «История в некотором смысле есть священная книга народов, зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, изъяснение настоящего и пример будущего».

Следовательно, и музеи, и театры, и школы, и высшие учебные заведения, и другие учреждения образования и культуры — все нынче имеют прекрасную возможность в свои творческие и учебные планы ввести конференции, выставки, открытые уроки и другие мероприятия, посвященные Году российской истории. Тогда наши сограждане, и в первую очередь школьники и студенты, смогут открыть для себя неведомые им священные страницы родной истории, священные имена героев-защитников России, всемирно известные памятники русской культуры, а через это смогут получить наилучший жизненный урок духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Культура, несомненно, призвана воспитывать человека. Но что такое культура?
На этот вопрос прекрасный ответ дал человек, которого еще при жизни называли совестью нации — академик Дмитрий Сергеевич Лихачев:

«Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих огромное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

«Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа, нации. Культура — это святыни народа, святыни нации».
Правительство России на повестку дня нового периода жизни нашего общества и государства ставит необходимость выработки четкой государственной стратегии и гражданской позиции в области культуры, воспитания и образования. Значит, здесь далеко не все благополучно.

На первом месте в обновляемой государственной политике России стоят духовность и единство российского народа, потому что на новые вызовы времени правильно отреагировать может только нравственно здоровое общество.
Одним из важнейших шагов к духовно-нравственному оздоровлению общества является поддержка со стороны государства работы традиционных религий в системе образования и просвещения. И это нисколько не противоречит правильному пониманию светского характера культуры, школы и государства.

В советское время светскость понималась таким образом, что Церковь фактически ущемлялась в своих правах. Теперь же, как сказал на встрече с Патриархом Кириллом и другими религиозными лидерами Владимир Владимирович Путин, должен устанавливаться совершенно другой режим взаимоотношений между государством и Церковью — режим партнерства, взаимной помощи, поддержки и сотрудничества.

«Нам нужно деятельное, прямое, эффективное, ежедневное участие религиозных организаций в жизни общества и государства», — сказал Президент Российской Федерации. «Здесь еще сохраняется целый ряд проблем, которые искусственно сдерживают деятельное участие религиозных организаций в образовательной сфере» — конец цитаты.

Кто должен созидать в нынешней России нравственно здоровое общество? — Только ли Церковь?

К сожалению, еще мало слышен голос работника образования и работника культуры против безнравственности — наглой, пошлой, унижающей вообще достоинство человека, — независимо от того, религиозный он человек или нет. Неужели нам все равно, какими вырастут школьники и студенты? Неужели нужно воспитывать только потребителя развлекательных услуг?

Культура не должна быть деструктивной и демонической. Культура должна облагораживать человека, созидать личность, призывать к творчеству и служению людям.

Чтобы дискуссии по проблемам культуры не были бесплодными необходимо выработать принципы диалога сограждан, заботящихся о культурном развитии общества. Надо определить основные понятия и базовые ценности. Мы не сможем добиться никаких перемен к лучшему, если в обществе не будет согласия по поводу базовых ценностей: — что для нашего народа ценно, свято, непререкаемо, неотделимо от национальной истории и культуры?! Апостол Павел говорил: «Все мне позволено, но не все полезно».

Наши главные ценности находятся в области духовности, нравственности.
Ребенок слышит доброе слово из уст своей матери. Так он впитывает базисные духовно-нравственные ценности: любовь, благодарность, правду, честь, стыдливость, ответственность, жертвенность, свободу, направленную на добро. Именно эти ценности и составляют ядро и основу Отечественной культуры. На этой основе формируется духовная культура. Чтобы воспитывать молодежь, необходимо самому учителю быть носителем духовной культуры.

Все это веками хранит наша национальная культура. Как гласит Действующее российское законодательство «Православие имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».

Мы строим свободное общество. Но свобода у человека доброй воли является свободой в добре. Свобода зла, декларируемая принципом вседозволенности, ведет не к совершенствованию человека, а деградации.

Если в жизни человека нет упомянутых базовых духовно-нравственных ценностей, то какие бы явления ни относили к культуре — «современное», «модернистское», — это не культура, а разрушение культуры, разрушение личности человека.
Культура, утратившая базисные ценности, не просто перестает быть культурой — она становится антикультурой. Общество, как живой организм, не может долго питаться псевдокультурой, гламуром, детективами, шоу. Конечно, можно сказать, что псевдокультура несет некие «ценности». Это ценности потребительского «рая», безудержной тяги к развлечениям, роскоши, безответственности и вседозволенности, то есть того, что, в конце концов, разрушает личность и общество. Псевдоценности непременно ведут к деградации любого общества. Свидетель этому — всемирная история.

Ошибки, связанные с неправильной культурной политикой становятся заметными в более длительной перспективе. Хотя уже и сейчас можно было бы назвать целый ряд острейших социальных проблем, связанных с потерей нравственных устоев общества и государства...

Нам надо выбирать между подлинными духовно-нравственными, культурно-историческими ценностями и псевдокультурой — суррогатной продукцией, под меняющей подлинную культуру и оправдывающей свой разрушительный характер модными терминами.

Сегодня надо создавать такие условия для воспитания, при которых наше общество, в первую очередь молодежь, будет отказываться от пошлости, а будет приникать к чистым источникам родной культуры, указывающей цель и смысл жизни.

Известно, что слово «культура» — от слова «культивировать», то есть «взращивать». А что взращивать? Свой внутренний мир. Культура не должна прославлять порок, делать его нормой жизни.

Закрывая глаза на разрушение нравственности, общество подрывает основы своего бытия и благоденствия. Церковь же ясно отличает добро от зла и прямо говорит: вот это добро, а это зло. И призывает человека: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15).

Если в результате культурного воздействия человек становится чище, светлее, обостряется его нравственное чувство; если он яснее видит различие между добром и злом; если у него возникает желание помогать другому человеку, — то, несомненно, такая культура является духовной и нравственной, потому что она совпадает с Божиими заповедями: служение Высшему разуму и служение ближним
Иногда нам говорят: «А вы не боитесь стать несовременными?» Церковь и ее учение всегда обращены к новым поколениям с основными ценностями жизни. Как говорил академик Д.С. Лихачев, «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!»

В настоящее время мы часто встречаемся с воинствующей безнравственностью. Такая безнравственность не довольствуется небрежным, неблагоговейным отношением к тому, что для большинства людей дорого. Ей надо это дорогое, священное, святое оскорбить, унизить: растоптать, разорить могилы, оскорбить слух граждан скверным словом, унизить учителя, осмеять честного человека. У тех, кто так себя ведет, отсутствие духовно-нравственного воспитания перешло в наличие установок на злые поступки и дела. А задача государства, правительства — пресекать зло и давать дорогу добру. Зло агрессивно, активно и быстро распространяется, захватывая общество. Но его надо останавливать.
Научить школьников и молодых людей совестливости, доброте, порядочности, честности, ответственности, прощению, уважению, милосердию — задача не менее важная, чем обучить профессиональным навыкам. Ради того, чтобы воспитать достойных граждан России и вводится новый учебный предмет «Основы православной культуры» в наши школы.

Мы переживаем сложное, противоречивое время, но земля Российская не оскудела людьми неравнодушными к духовной культуре и культурно- историческому наследию. И я надеюсь, что среди этих людей будут, прежде всего, представители педагогической общественности — наши школьные учителя, воспитатели детей и молодежи.

Наше общее благоденствие вверено нашим общим усилиям, нашему взаимодействию и сотрудничеству. Совместные усилия Церкви, общества и государства должны быть направлены, прежде всего, на решение духовно-нравственных проблем в школе и других образовательных учреждениях.

Желаю всем участникам чтений успехов в трудах!

Приложим усилия, чтобы Год российской истории послужил возрождению и развитию нашей родной Российской культуры!

Образование и Православие / "Вестник Новосибирской Митрополии" №6 (102) сентябрь 2012 г.

Предыдущая новость: Заседание Рабочей группы Государственного антинаркотического комитета и Рус ...

(голосов: 1)

Версия для печати Просмотров: 13



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика