Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Орловско-Ливенская епархия

1 ноября 2012 - 12:38

27 октября в Троицком Оптине женском монастыре г. Болхова состоялось освящение большой новописанной парной иконы святителя Николая Чудотворца и священномученика Кукши, небесных покровителей Орловского края. Автор иконы — иконописец и архитектор Татьяна Круглова, духовное чадо приснопоминаемого протоиерея Василия Ермакова. Она трудится в храме преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге и молитвенно связана с нашим краем. Это четвертая икона, написанная ею для Болхова.

Новописанную икону привезли из Петербурга 24 октября — память Собора Оптинских старцев — как Божие благословение Оптину монастырю, граду и епархии, в день годовщины архиерейского служения на орловской кафедре Архиепископа Орловского и Ливенского Антония.

«Замечательно и трогательно, что такая значительная икона, связанная с историей и преданиями нашего Отечества, пришла в город Болхов и в нашу Орловско-Ливенскую епархию накануне 900-летия святого Кукши. Нам нужно молиться своим святым и перед святынями! Нам нужно молиться, по заповеди, и друг за друга, и за свою родину, и за своих правителей, и за весь мир! Все святые, молите Бога о нас!», — сказал в своей проповеди благочинный города Болхова священник Евгений Евстифеев, который возглавил праздничную службу в день встречи святынь в Оптином монастыре.

Иконографию разработали сестры монастыря, где исторически существовал алтарь во имя святителя Никола: Николай Чудотворец и святой Кукша стоят на воде у подножия большой горы, на вершине которой белый град — крепость.

Николая Чудотворца любят и почитают и во всем мире, и повсеместно в России. Для болховского края образ Николая Мир Ликийских Чудотворца особенно значим. В Спасо-Преображенском соборе находилась святыня — резная скульптура Святителя Николая. В «Епархиальных ведомостях» № 6 за июнь 2001 года читаем из исторической справки о святынях собора: «Чтимый образ Святителя и Чудотворца Николая, резной из липового дерева, во весь рост. Из надписи, сделанной на доске, к которой он прикреплен, видно, что этот образ вывезен из Новогорода. Надпись гласит: „Освятися образ сей в Нове — граде при благоверном князе Иоанне Васильевиче, при архиепископе Александре Великого Ново-града“. Вывезен он несомненно тогда, когда по свидетельству историка Карамзина, Иоанн Васильевич Грозный, желая сломить вольность Новгородскую, велел на тысячах подвод вывезти из храмов чтимые иконы, которые собрали в храмы новгородцев, каковые храмы заменяли им вече. Образ имеет более 5 пудов веса, в серебряно-вызлащенной ризе, в правой руке Святителя Николая — серебряный меч, в левой — такая же церковь. В 1910 году на собранные среди горожан средства риза на этом образе вызолочена, митра украшена эмалью, также сделаны эмалевые украшения и на ризе».

В шестипрестольном Преображенском соборе правый придел первого этажа освящен в честь Святителя Николая. Рядом, на месте памятника Ленину, находилась Николо-Космодамиановская церковь с приделом Николая Чудотворца. Главная улица Болхова именовалась также Никольской (ныне Ленина). На ней стояли еще два храма в честь Николая Чудотворца: в народе их называли церковь Николы Торгового (за Домом культуры) и Николы Пахотного (напротив здания полиции) — великолепный храм с величественной колокольней. Неудивительно, что Святитель Николай — покровитель путешествующих, в море плавающих, торгующих и купующих, во всех делах скорый помощник, заступник и чудотворец, — почитается в древнем купеческом Болхове особенно.

На новой иконе Святитель Николай в правой руке держит меч, в левой — ковчег или крепость — град небесный, храм Божий. Евангелие в руке святого Кукши раскрыто на странице, где писано: «И приидут от восток, и запад, и севера, и юга: и возлягут в Царствии Божии».

Парные иконы писались очень часто: это святые Петр и Павел, Косьма и Дамиан, Кирик и Иулитта, Киприан и Иустиния, Борис и Глеб, Алексей Человек Божий и Святитель Алексей Московский, святой Кукша и Макарий Жабынский.

Справка эксперта по живописи и иконописи 18-20 веков Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, кандидата искусствоведения Марианны Комовой

Иконография Николы Можайского,или Николы Ратного связана со скульптурами западно-европейской иконографии, почитавшимися при гробнице Николая Чудотворца в итальянском городе Бари и связана с перенесением мощей в период крестовых походов конца 11 века. Первые подобия скульптуры появились в России в 14 веке и связаны с подарками частиц мощей московским князьям. Мощи, вероятно, вкладывались в реликварии, сделанные в виде скульптуры Николая Чудотворца. Предположительно, мощевики находились в спине или голове фигуры

Почитание скульптуры Святителя Николая во всех древних городах связано со сказаниями о Николае Чудотворце, сложенными в 16 веке. Во Мценске есть тексты, относящиеся к 19 веку, в Рязани — к 17 веку. Все сказания восходят к западно-европейскому тексту жития святого Николая Мирликийского. Скульптура приплыла по воде к берегу, ее перевозили на повозке к Борийскому храму. Все детали повторяются в иносказательной форме в легенде о Николе Мценском, Рязанском, Можайском, Псковском. Интересная особенность русских легенд: скульптура является вместе с Параскевой Пятницей.

На скульптуре Чудотворный образ Святителя Николая в городе Мценске изображен в виде оранта, то есть молящимся с расставленными в стороны руками. Подобные изображения святых часто были покровителями городов. Меч в руках знаменует функцию защитника. Согласно русской традиции, в руке — ковчег с дарами — точное изображение, которое есть в городе Бари.

В Болхове скульптуру Николы Ратного стали почитать в 17 веке, а в 18-19 веках были организованы крестные ходы из Мценска в Болхов и обратно с почитаемой скульптурой. Первая скульптура в Болхове, подаренная Иваном Грозным, находилась в Спасо-Преображенском соборе. Скульптура святителя Николая, хранящаяся в Болхове во Введенском храме, относится ко 2 половине 17 века.


* * *

А в г. Мценске хранится очень почитаемая деревянная скульптура Святителя Николая в полный рост, с мечом. По преданию она приплыла на плоту по реке Оке мимо города Белева, вошла против течения в реку Зушу и пристала к высокому берегу Соборной горы Самород в 15 веке. Из архивных источников и литературных текстов о почитании святыни известно, что до революции она хранилась в Николаевском соборе на горе (взорван в 1932 г., теперь здесь часовня), а сегодня находится в храме святых апостолов Петра и Павла на Соборной горе.

Имя священномученика Кукши известно на Орловщине всем: и духовным и светским лицам. Святой Кукша Киевопечерский — небесный покровитель Орловщины.

В летописи и житии святого Кукши сказано, что в 12 веке из Киева по Днепру, а затем по реке Десне, приплыли в брянские и орловские края инок с именем Иоанн Кукша и его ученик Никон. Между Болховом и Мценском, вблизи нынешнего села Карандаково, у реки они основали миссионерский стан (ныне здесь монастырь и святой источник во имя священномученика Кукши). В акафисте святому Кукше сказано, что «он вятичей крестил, езеро иссушил, бесов прогнал, чудеса творил». Кукша причислен к лику святых как равноапостольный именно за крещение вятичей, наших предков, и за свою мученическую смерть — усекновение главы. В 2013 году исполняется 900 лет памяти святого Кукши, ибо здесь в лесной чаще в 1113 году «Кукша противу рассвета убиен бысть». (На Орловщине имя святого Кукши носят Орловское историко-церковно-археологическое общество, православная гимназия и мужской монастырь).

После убиения святого Кукши христиане спрятали в тайнике горы Самород во Мценске христианские святыни и язычество вновь воцарилось в нашем крае почти на 200 лет. И только в 1415 году в наши земли пришли черниговские князья и привезли епископов, которые вновь крестили вятичей (так называемое, «второе крещение амчан»).

В 1824 году в бытность Преосвященного архиепископа Гавриила древний тайник был обнаружен, найден желоб из тайного источника, скрытый в глубинах горы, обретены святыни. Событие это было широко освещено во многих газетах и журналах.

Игумения Евфалия (Мастепанова), Инна Зорина // Информационный центр Болховского благочиния