Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

'Чтобы ты воинствовал как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере' (1Тим.19-20) [Рязанская епархия]

17.12.2012
Источник информации: Рязанская епархия
Адрес новости: http://www.ryazeparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2889:2012-12-17-18-53-20&catid=8:epnews&Itemid=3



На официальном сайте Касимовской епархии опубликован Циркуляр № 38 от 12.12.2012 и приложение "В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ ПАСТЫРЮ", составленное по благословению Преосвященного Дионисия, епископа Касимовского и Сасовского духовником Касимовской епархии - протоиереем Серафимом Правдолюбовым.

Данный документ содержит перечень распространенных грехов служителей Престола Господня. Думается, что данный документ будет в помощь и клирикам Рязанской епархии, ибо нет человека который живет и не согрешает. Согрешение же против Престола Божия, либо нерадение о своих священнических обязанностях - самое страшное для пастыря. Пастырь призван во всем быть образом Самого Подвигоположника Христа Спасителя.

Помни сердцем свою первую

Литургию и сохрани то состояние души,

которое даровал тебе Бог пережить,

когда ты впервые стал у Престола Божия.

ЛИЧНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

Молитва домашняя - в запустении: спешка, сокращения, рассеянность ума, непостоянство. Не читаются святоотеческие книги, ежедневно не читается Евангелие.  Душа духовно слабеет, увлекаясь  мирскими соблазнами, исходящими от постоянного смотрения телевизора, чтения развлекательных   книг,  от частого  просмотра  фильмов,  часами сидения в компьютере. Пристрастие к всяким компьютерным играм,  интернету, пустым разговорам, праздным встречам, курению и  винопитию.  Бывают и такие греховные падения, которые попирают святыню Таинства брака. Охлаждение к общению со своими домочадцами  и оставление общей  домашней молитвы (хотя бы вечерней). Отсутствие душевной заботы о  воспитании  своих детей. Недостаточная забота о супружнице своей(матушке) - ленимся  в   помощи  и  соучастии  своём в её нелёгком подвиге созидания атмосферы благочестия и любви .  В периоды постов наша строгость  выражается только  лишь «в тарелке» - в одной пище, а настроение в нашем  доме  так и не меняется - продолжаются  всякие  развлечения,  звучит светская  музыка, не выключаются  компьютер и телевизор.  Не заботимся о домочадцах в вопросе организации подготовки  всей семьи  к регулярному Причащению и чтению молитвенного правила перед принятием  Святых Христовых Таин. (Хорошо читать правило всем вместе  - родителям и детям -  особенно в периоды постов при общем  приготовлении к Причащению). Внутренний строй души духовно расслаблен и не сосредоточен на угождении  Богу и служении  людям во славу Божию. Погружены мы  больше в житейские нужды, забываем  о душе. Особенно надо направить  наши духовные усилия  на борьбу и преодоление  своих непобеждённых страстей.

ХРАМ.

Храм Божий - Небо на земле. « В храме стояще, на небеси стояти мним...». Потеря страха Божия. Нет должной любви к нему и усердной заботы о величии и красоте Дома Божия.   Убранство, чистота, красота  храма говорит нам о нашем  внутреннем душевном храме. Что внутри - то и снаружи. «Каков поп - таков и приход» - говорит нам пословица народная. Войдём в святой Алтарь и что мы увидим? Беспорядок, неопрятность,  пыль на предметах, закапанных воском  или  почерневших от неухоженности.  Престол Божий: Дарохранительница на нём  потемневшая и покрытая пылью , заляпанная грязными  от кадильного угля руками; лампада на Престоле  - вся в воске от свечки;  облачение Престола давно нестиранное - тёмное от ветхости;  напрестольные кресты- нечищенные и покрытые жиром от рук;  напрестольное евангелие такое же запущенное , закладка в нём  давно обветшала и её давно пора заменить . Платы для причащения страшного вида - ветхие и в пятнах, потемневшие от времени и уже недостойные Святых Даров. Семисвечник за Престолом  потускневший  - его  тоже давно не чистили, лампады на нём  закапаны. Многое из этого можно отнести и к Жертвеннику, где  нередко  встречаются «оставленные» святые сосуды, накрытые ветхим  платом,  на которых виднеются следы от жирных  рук, а вокруг всего -  неубранные крошки.  Всё брошено, как будто батюшка срочно куда-то  сбежал, как на пожар,  забыв о святости места. Облачение после службы  сложено неаккуратно. Место, где разжигается кадило, иногда предстаёт пред взором в  запущенном виде - всё покрыто пеплом от кадильного угля. Подризники и облачения - запущены так, что становятся похожими на рабочую одежду.  Закопчёные с внутренней стороны от кадильного дыма  фелони, где подкладка от кадила  чернеет или местами прожигается, -видно по ним,  как давно они не обновлялись .Попадаются и такие облачения, которые слегка разорванны в незаметных местах , - не подшиты заботливой рукой. Богослужебные книги давно растрёпаны и грязны от рук.  Некоторые батюшки используют Алтарь как бы в  качестве «складского помещения «- прячут  в Алтаре  какие-то предметы. Они  засовываются во всякие алтарные ниши,полки, прячутся под  столами и в шкафах, не имеющие порой никакого отношения ни к храму, ни к  богослужению.  И многое - многое другое, что недостойно Горнего Неба в храме - Алтаря Господня. Потеря страха Божия  и огрубение сердца . А также и забвение слов: «...проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением...».

Выйдем из Алтаря и увидим - ЧТО смущает наш взор, ГДЕ  надо положить исправление и вернуть убранству храма красоту Божиего Дома? Немытый пол, чёрные от копоти лампады  пред  иконами , на киотах - пыль, грязные пелены на  аналоях и иконах, закапанные воском подсвечники... Заглянем в свечной ящик и ужаснёмся - иконки и крестики бывают перемешаны со свечами и деньгами, бумажками и ручками. Везде - беспорядок . Пройдём и в притвор, и выйдем на паперть, и обойдём вокруг весь храм свой и ужаснёмся - до чего доведено святое место славы Божией!  Сколько всего ещё  надо сделать , чтобы засияла красота величия  и святости храма!

БОГОСЛУЖЕНИЕ

«Ныне Силы небесныя с нами невидимо служат...» - вот ориентир для служителя Алтаря Господня в  его  стоянии пред Престолом Божиим: ПРИСУТСТВИЕ Небесных Сил -   Ангелов, сослужащих с нами  Самому Господу  Иисусу  Христу,   Святыми Дарами на Престоле  Пребывающему. И даже когда богослужение временно  не совершается, всё равно в храме  невидимо стоит  у Престола Ангел Господень, служащий Господу хранением   Святых Даров. Необходимо переживание сердцем ангельского присутствия.

Не готовимся должным образом к службе - не читаем полного молитвенного правила  служащего иерея. Недостаточная вера и потеря  страха Божия  - привыкание к святыням. Отсюда - суетные разговоры в алтаре, чрезмерное сидение во время службы, спешка и небрежность в совершении богослужения от  отсутствия  переживания слов молитвы. Комкание слов в произнесении ектений и возгласов, большие сокращения стихир и  канона и многого другого. Частые опаздывания  к началу службы.  На проскомидии не всегда прочитываются синодики, поданные записки с именами для помина . И вынимание частиц из просфоры не всегда соединено со чтением  поданных записок.  Во время службы священник позволяет себе громко вслух делать замечания псаломщику или хору прямо из алтаря, когда вдруг возникает пауза или ошибка в пении или чтении.Особенно страшно - сокращение Божественной литургии.  Непозволительно  и её служение  - без приготовления.  При служении  одной литургии (без вечернего богослужения)ленимся прочитывать вместе с  Правилом ко святому причащению положенные для служащего иерея тайные светильничные вечерние и утренние молитвы. Существуют примеры, когда священник «успевает» за время пения Символа веры на литургии поисповедовать немалое количество причастников - явление формального и бесстрашного отношения к Таинству покаяния. Такое наблюдается и на исповедях после пения «Отче наш» - спешка и сокращение всего того, что входит в Таинство: уставные молитвы,  беседа, хотя бы краткая, с последующим чтением молитвы разрешения от грехов. Ленимся готовиться  и к проповеди - неотъемлемой части литургии. «Горе мне, аще не благовествую» - восклицает апостол Павел. Если нет дара слова -способности к импровизации на конкретную тему(к которой надо усердно готовиться) , то необходимо приготовить  заранее книгу, из которой будет внятно прочитан фрагмент текста,  разъясняющий  рядовое евангелие или смысл праздника.  Должны быть аккуратность действий и их неторопливость с благоговением и страхом Божиим  во время приготовления Святых Даров для  причастников, прошедших исповедь, - нередко допускаем крошки , падающие на Антиминс. Во время причащения младенцев или немощных преклонного возраста  быстрыми движениями нашей руки мы рискуем выронить на плат частицу Святых Даров или оставить след  от лжицы на одежде причастника. Особо страшно для нас падение на пол  частицы Святых Даров. Об этом надо особо каяться, как и о пролитии из Чаши на Антиминс Святой Крови по неосторожности. При потреблении  Святых Даров  в конце литургии у некоторых молодых священников бывают искушения -   приходящая на сердце брезгливость -  знак утраты трепетной веры  и страха Божия. Такое состояние посылается нам в наказание за недостаточную готовность к служению литургии. Благодарственные молитвы священник часто не слышит от шума прикладывающихся ко кресту в конце службы , или от беседы подходящих к нему  с вопросами. И  уходит из храма батюшка так и не помолившись этими прекрасными  молитвами. Особенно это относится к молодым, так как старые священники эти молитвы  знают наизусть и читают их в сердце, когда задерживаются в храме.

ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

Общение между священниками   бывает немирное, без должных дружелюбия и смирения в терпении. Превозношение старших  над  младшими.  Интриги,  насмешки, двуличие. Особенно важно следить каждому за тем, чтобы не злословить кого-либо из собратьев своих по службе, а тем более - правящего архиерея или своего настоятеля.  Не проявляли почтения и послушания своему  Владыке, Божиим Промыслом над нами поставленному. В общении с прихожанами не проявляли отеческой любви, заботы и участия в разрешении многочисленных житейских вопросов.  При разговоре с людьми, нуждающимися в нашем совете, забывали о внутренней молитве во время общения, при которой  нам, с верой просящим,  даётся помощь Божия.  Забываем и о том, что мы призваны вести всех ко Христу - ко спасению во Христе,  а не к объединению людей вокруг себя, что приводит к разделению внутри Церки на своих и чужих. Мы все - Христовы. Забываем о важности хранения мира среди прихожан:  если  между ними вдруг разрушились  добрые отношения и вторглись  к ним злоба и гнев,  и всякие ссоры  -  мы ленились  скорее «бежать на помощь»  -  прогонять врага своим советом, основанным на  святоотеческом  опыте   терпения и незлобия, не побеждали врага общей молитвой  враждующих и  их примирением между собой.  Сами не бываем для пасомых примером смирения, нелицемерной любви, выдержки и терпения. Допускаются с нашей стороны  и грубость,  и злоба,   иногда  и равнодушие с безразличием. Ленились трудиться над поддержанием  доброго состояния здания церкви, требующего  нашей  заботы, времени,  финансовых средств  и  взаимодействия с людьми, осуществляющими очередные работы по ремонту или реставрации здания. Жалели уходящие средства на эти нужды. Присваивали себе церковные деньги, используя имеющуюся власть настоятеля или обманывая своих сотрудников - членов  Церковного Совета. В контакте со спонсорами или светскими организациями с целью получить денежную или какую-то  другую помощь от них забывали про своё священническое достоинство, распивая коньяки с ними и слушая от них со смехом всякие циничные рассказы или  пошлые анекдоты, давая им повод воспринимать нас как «своих».   Общались с раскольниками или сектантами, разделяя  их отношение к Православию  и оказывая им уважение. И таким образом предавали  святыню свою - образ пастыря Церкви Христовой. Соблазняли пасомых своим нетрезвым состоянием  или  сквернословием,  в нетрезвом состоянии совершали  службу.  В совершаемых требах в храме были небрежны, суетливы, чрезмерно спешили, невнятно и быстро произнося молитвы и прошения, сокращали до неузнаваемости молебны, крестины, венчания, соборование и отпевание, причащение на дому.  В Таинстве Крещения пропускали   четыре наиважнейшие  заклинательные молитвы изгнания нечистого духа, «сокрытаго и гнездящегося в сердце...»,  и  тем самым оставляли  возможность   страшных  последствий в жизни для души новопросвещенного младенца.  Забывали о своём долге быть для всех радостью и утешением, примером кротости и незлобия,  скорым на помощь всякому обращающемуся к нам, ищущим не своей славы, но славы Божией - убегающим от всякой похвалы, украшающим себя подлинным смирением и молитвенной жизнью, нелицемерно переживающим за судьбу каждого своего прихожанина и всякого, кто приходит к нему за помощью,  являющим    жизнью своей  образ  веры и благочестия.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

Вносили соблазн в сердца  простых людей, когда они видели нас, позорящих звание священника своим  недостойным поведением  на улице, в общественных местах.   Носили молодёжные  яркие модные одежды,    подстраиваясь под  менталитет сегодняшней  молодёжной культуры, что делает священника непонятным для простых людей.  Встретив такого батюшку, «ряженого» в молодецкие «доспехи», люди невольно соблазняются: «... неужели это наш батюшка? А где он настоящий? Здесь, сейчас, на улице, или в храме?...» И смущается народ от несовместимостей разных стилей,   культур, одежд  и поведения. Актёрам  это можно - это их профессия быть разными в жизни и на сцене.   Но почтенному пастырю надо быть везде достойным великого звания - как внешне, так и изнутри. . Потому что  священник не работает,  а служит -  живёт своим служением, где бы он ни находился.:  во внешнем облике нашей  мирской одежды  и стиле  нашего поведения должны всегда присутствовать  красота, опрятность , строгость  во всём  и  скромность. «Горе тому, кто соблазнит единаго от малых сих...»                                                                 В  доме своём среди своих домочадцев не являли пример  заботы и любви в жизни каждого из членов семьи*),  не  проявляли внимания к состоянию жилья своего. Об этом мы уже говорили. Прибавим к тому, что уже сказано.                                                                                                                   Есть такая пословица среди плотников: « Кланяется-кланяется, придёт домой - растянется.» Это - про топор. Старые священники любили  шутить - применять эту пословицу   к себе. Потому что многие батюшки после службы так устают, что не хватает им сил и здоровья заняться домом. А между службами, когда относительно свободны бывают, некоторые просто ленятся трудиться  по домашнему хозяйству, или здоровье слабое  - не помогают супруге, не участвуют в жизни собственных детей. Священник  должен  принуждать себя  к организации работ  в своём  доме и участию в жизни своей семьи.  Самому трудиться в том , что умеет,  и звать людей,  способных помочь ему в том, что он сам не может.  Бывает и другая крайность - все силы и время  направляются  на свой дом,  на обстановку в нём,  на всякие улучшения условий жизни в нём.   А храм и церковная жизнь   остаются без должного внимания.                                                     *)Особенно это касается детей своих. Одного участия их на богослужениях и домашней молитве недостаточно для воспитания. С ними надо «проживать» и отрочество, и  юность  их- быть всегда рядом  с ними, разговаривать,  вникать в их детский  и юношеский мир, заниматься с ними, вместе трудиться по дому, помогать хорошо учиться, вместе проводить время отдыха, помогать правильно познавать  мир. Прививать им добрый взгляд  на  всё происходящее в жизни  и воспитывать в них иммунитет к всякой скверне.  В священнических семьях дети часто вырастают как бы в атмосфере безотцовщины, когда отца видят только в храме, в  своём кабинете или на домашней молитве.. Это впоследствии может сказаться на отношении  их к церковной жизни, к священническому служению как к великому  непосильному подвигу, где отец  совершенно не принадлежит ни себе, ни своей семье. Как всё успеть и где найти и силы и время  для общения - надо просить у Бога мудрости и любви к своей семье, чтобы  в дальнейшем не потерять связь сердечную со своими  быстро вырастающими  детьми. Есть такое выражение, бытующее в сфере священнической жизни:  «Матушка с детьми  - твои главные и первые «прихожане». Не оставляй их без своей любви и заботы».

Помни сердцем свою первую

Литургию и сохрани то состояние души,

которое даровал тебе Бог пережить,

когда ты впервые стал у Престола Божия.

ЛИЧНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

Молитва домашняя - в запустении: спешка, сокращения, рассеянность ума, непостоянство. Не читаются святоотеческие книги, ежедневно не читается Евангелие.  Душа духовно слабеет, увлекаясь  мирскими соблазнами, исходящими от постоянного смотрения телевизора, чтения развлекательных   книг,  от частого  просмотра  фильмов,  часами сидения в компьютере. Пристрастие к всяким компьютерным играм,  интернету, пустым разговорам, праздным встречам, курению и  винопитию.  Бывают и такие греховные падения, которые попирают святыню Таинства брака. Охлаждение к общению со своими домочадцами  и оставление общей  домашней молитвы (хотя бы вечерней). Отсутствие душевной заботы о  воспитании  своих детей. Недостаточная забота о супружнице своей(матушке) - ленимся  в   помощи  и  соучастии  своём в её нелёгком подвиге созидания атмосферы благочестия и любви .  В периоды постов наша строгость  выражается только  лишь «в тарелке» - в одной пище, а настроение в нашем  доме  так и не меняется - продолжаются  всякие  развлечения,  звучит светская  музыка, не выключаются  компьютер и телевизор.  Не заботимся о домочадцах в вопросе организации подготовки  всей семьи  к регулярному Причащению и чтению молитвенного правила перед принятием  Святых Христовых Таин. (Хорошо читать правило всем вместе  - родителям и детям -  особенно в периоды постов при общем  приготовлении к Причащению). Внутренний строй души духовно расслаблен и не сосредоточен на угождении  Богу и служении  людям во славу Божию. Погружены мы  больше в житейские нужды, забываем  о душе. Особенно надо направить  наши духовные усилия  на борьбу и преодоление  своих непобеждённых страстей.

ХРАМ.

Храм Божий - Небо на земле. « В храме стояще, на небеси стояти мним...». Потеря страха Божия. Нет должной любви к нему и усердной заботы о величии и красоте Дома Божия.   Убранство, чистота, красота  храма говорит нам о нашем  внутреннем душевном храме. Что внутри - то и снаружи. «Каков поп - таков и приход» - говорит нам пословица народная. Войдём в святой Алтарь и что мы увидим? Беспорядок, неопрятность,  пыль на предметах, закапанных воском  или  почерневших от неухоженности.  Престол Божий: Дарохранительница на нём  потемневшая и покрытая пылью , заляпанная грязными  от кадильного угля руками; лампада на Престоле  - вся в воске от свечки;  облачение Престола давно нестиранное - тёмное от ветхости;  напрестольные кресты- нечищенные и покрытые жиром от рук;  напрестольное евангелие такое же запущенное , закладка в нём  давно обветшала и её давно пора заменить . Платы для причащения страшного вида - ветхие и в пятнах, потемневшие от времени и уже недостойные Святых Даров. Семисвечник за Престолом  потускневший  - его  тоже давно не чистили, лампады на нём  закапаны. Многое из этого можно отнести и к Жертвеннику, где  нередко  встречаются «оставленные» святые сосуды, накрытые ветхим  платом,  на которых виднеются следы от жирных  рук, а вокруг всего -  неубранные крошки.  Всё брошено, как будто батюшка срочно куда-то  сбежал, как на пожар,  забыв о святости места. Облачение после службы  сложено неаккуратно. Место, где разжигается кадило, иногда предстаёт пред взором в  запущенном виде - всё покрыто пеплом от кадильного угля. Подризники и облачения - запущены так, что становятся похожими на рабочую одежду.  Закопчёные с внутренней стороны от кадильного дыма  фелони, где подкладка от кадила  чернеет или местами прожигается, -видно по ним,  как давно они не обновлялись .Попадаются и такие облачения, которые слегка разорванны в незаметных местах , - не подшиты заботливой рукой. Богослужебные книги давно растрёпаны и грязны от рук.  Некоторые батюшки используют Алтарь как бы в  качестве «складского помещения «- прячут  в Алтаре  какие-то предметы. Они  засовываются во всякие алтарные ниши,полки, прячутся под  столами и в шкафах, не имеющие порой никакого отношения ни к храму, ни к  богослужению.  И многое - многое другое, что недостойно Горнего Неба в храме - Алтаря Господня. Потеря страха Божия  и огрубение сердца . А также и забвение слов: «...проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением...».

Выйдем из Алтаря и увидим - ЧТО смущает наш взор, ГДЕ  надо положить исправление и вернуть убранству храма красоту Божиего Дома? Немытый пол, чёрные от копоти лампады  пред  иконами , на киотах - пыль, грязные пелены на  аналоях и иконах, закапанные воском подсвечники... Заглянем в свечной ящик и ужаснёмся - иконки и крестики бывают перемешаны со свечами и деньгами, бумажками и ручками. Везде - беспорядок . Пройдём и в притвор, и выйдем на паперть, и обойдём вокруг весь храм свой и ужаснёмся - до чего доведено святое место славы Божией!  Сколько всего ещё  надо сделать , чтобы засияла красота величия  и святости храма!

БОГОСЛУЖЕНИЕ

«Ныне Силы небесныя с нами невидимо служат...» - вот ориентир для служителя Алтаря Господня в  его  стоянии пред Престолом Божиим: ПРИСУТСТВИЕ Небесных Сил -   Ангелов, сослужащих с нами  Самому Господу  Иисусу  Христу,   Святыми Дарами на Престоле  Пребывающему. И даже когда богослужение временно  не совершается, всё равно в храме  невидимо стоит  у Престола Ангел Господень, служащий Господу хранением   Святых Даров. Необходимо переживание сердцем ангельского присутствия.

Не готовимся должным образом к службе - не читаем полного молитвенного правила  служащего иерея. Недостаточная вера и потеря  страха Божия  - привыкание к святыням. Отсюда - суетные разговоры в алтаре, чрезмерное сидение во время службы, спешка и небрежность в совершении богослужения от  отсутствия  переживания слов молитвы. Комкание слов в произнесении ектений и возгласов, большие сокращения стихир и  канона и многого другого. Частые опаздывания  к началу службы.  На проскомидии не всегда прочитываются синодики, поданные записки с именами для помина . И вынимание частиц из просфоры не всегда соединено со чтением  поданных записок.  Во время службы священник позволяет себе громко вслух делать замечания псаломщику или хору прямо из алтаря, когда вдруг возникает пауза или ошибка в пении или чтении.Особенно страшно - сокращение Божественной литургии.  Непозволительно  и её служение  - без приготовления.  При служении  одной литургии (без вечернего богослужения)ленимся прочитывать вместе с  Правилом ко святому причащению положенные для служащего иерея тайные светильничные вечерние и утренние молитвы. Существуют примеры, когда священник «успевает» за время пения Символа веры на литургии поисповедовать немалое количество причастников - явление формального и бесстрашного отношения к Таинству покаяния. Такое наблюдается и на исповедях после пения «Отче наш» - спешка и сокращение всего того, что входит в Таинство: уставные молитвы,  беседа, хотя бы краткая, с последующим чтением молитвы разрешения от грехов. Ленимся готовиться  и к проповеди - неотъемлемой части литургии. «Горе мне, аще не благовествую» - восклицает апостол Павел. Если нет дара слова -способности к импровизации на конкретную тему(к которой надо усердно готовиться) , то необходимо приготовить  заранее книгу, из которой будет внятно прочитан фрагмент текста,  разъясняющий  рядовое евангелие или смысл праздника.  Должны быть аккуратность действий и их неторопливость с благоговением и страхом Божиим  во время приготовления Святых Даров для  причастников, прошедших исповедь, - нередко допускаем крошки , падающие на Антиминс. Во время причащения младенцев или немощных преклонного возраста  быстрыми движениями нашей руки мы рискуем выронить на плат частицу Святых Даров или оставить след  от лжицы на одежде причастника. Особо страшно для нас падение на пол  частицы Святых Даров. Об этом надо особо каяться, как и о пролитии из Чаши на Антиминс Святой Крови по неосторожности. При потреблении  Святых Даров  в конце литургии у некоторых молодых священников бывают искушения -   приходящая на сердце брезгливость -  знак утраты трепетной веры  и страха Божия. Такое состояние посылается нам в наказание за недостаточную готовность к служению литургии. Благодарственные молитвы священник часто не слышит от шума прикладывающихся ко кресту в конце службы , или от беседы подходящих к нему  с вопросами. И  уходит из храма батюшка так и не помолившись этими прекрасными  молитвами. Особенно это относится к молодым, так как старые священники эти молитвы  знают наизусть и читают их в сердце, когда задерживаются в храме.

ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

Общение между священниками   бывает немирное, без должных дружелюбия и смирения в терпении. Превозношение старших  над  младшими.  Интриги,  насмешки, двуличие. Особенно важно следить каждому за тем, чтобы не злословить кого-либо из собратьев своих по службе, а тем более - правящего архиерея или своего настоятеля.  Не проявляли почтения и послушания своему  Владыке, Божиим Промыслом над нами поставленному. В общении с прихожанами не проявляли отеческой любви, заботы и участия в разрешении многочисленных житейских вопросов.  При разговоре с людьми, нуждающимися в нашем совете, забывали о внутренней молитве во время общения, при которой  нам, с верой просящим,  даётся помощь Божия.  Забываем и о том, что мы призваны вести всех ко Христу - ко спасению во Христе,  а не к объединению людей вокруг себя, что приводит к разделению внутри Церки на своих и чужих. Мы все - Христовы. Забываем о важности хранения мира среди прихожан:  если  между ними вдруг разрушились  добрые отношения и вторглись  к ним злоба и гнев,  и всякие ссоры  -  мы ленились  скорее «бежать на помощь»  -  прогонять врага своим советом, основанным на  святоотеческом  опыте   терпения и незлобия, не побеждали врага общей молитвой  враждующих и  их примирением между собой.  Сами не бываем для пасомых примером смирения, нелицемерной любви, выдержки и терпения. Допускаются с нашей стороны  и грубость,  и злоба,   иногда  и равнодушие с безразличием. Ленились трудиться над поддержанием  доброго состояния здания церкви, требующего  нашей  заботы, времени,  финансовых средств  и  взаимодействия с людьми, осуществляющими очередные работы по ремонту или реставрации здания. Жалели уходящие средства на эти нужды. Присваивали себе церковные деньги, используя имеющуюся власть настоятеля или обманывая своих сотрудников - членов  Церковного Совета. В контакте со спонсорами или светскими организациями с целью получить денежную или какую-то  другую помощь от них забывали про своё священническое достоинство, распивая коньяки с ними и слушая от них со смехом всякие циничные рассказы или  пошлые анекдоты, давая им повод воспринимать нас как «своих».   Общались с раскольниками или сектантами, разделяя  их отношение к Православию  и оказывая им уважение. И таким образом предавали  святыню свою - образ пастыря Церкви Христовой. Соблазняли пасомых своим нетрезвым состоянием  или  сквернословием,  в нетрезвом состоянии совершали  службу.  В совершаемых требах в храме были небрежны, суетливы, чрезмерно спешили, невнятно и быстро произнося молитвы и прошения, сокращали до неузнаваемости молебны, крестины, венчания, соборование и отпевание, причащение на дому.  В Таинстве Крещения пропускали   четыре наиважнейшие  заклинательные молитвы изгнания нечистого духа, «сокрытаго и гнездящегося в сердце...»,  и  тем самым оставляли  возможность   страшных  последствий в жизни для души новопросвещенного младенца.  Забывали о своём долге быть для всех радостью и утешением, примером кротости и незлобия,  скорым на помощь всякому обращающемуся к нам, ищущим не своей славы, но славы Божией - убегающим от всякой похвалы, украшающим себя подлинным смирением и молитвенной жизнью, нелицемерно переживающим за судьбу каждого своего прихожанина и всякого, кто приходит к нему за помощью,  являющим    жизнью своей  образ  веры и благочестия.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

Вносили соблазн в сердца  простых людей, когда они видели нас, позорящих звание священника своим  недостойным поведением  на улице, в общественных местах.   Носили молодёжные  яркие модные одежды,    подстраиваясь под  менталитет сегодняшней  молодёжной культуры, что делает священника непонятным для простых людей.  Встретив такого батюшку, «ряженого» в молодецкие «доспехи», люди невольно соблазняются: «... неужели это наш батюшка? А где он настоящий? Здесь, сейчас, на улице, или в храме?...» И смущается народ от несовместимостей разных стилей,   культур, одежд  и поведения. Актёрам  это можно - это их профессия быть разными в жизни и на сцене.   Но почтенному пастырю надо быть везде достойным великого звания - как внешне, так и изнутри. . Потому что  священник не работает,  а служит -  живёт своим служением, где бы он ни находился.:  во внешнем облике нашей  мирской одежды  и стиле  нашего поведения должны всегда присутствовать  красота, опрятность , строгость  во всём  и  скромность. «Горе тому, кто соблазнит единаго от малых сих...»                                                                 В  доме своём среди своих домочадцев не являли пример  заботы и любви в жизни каждого из членов семьи*),  не  проявляли внимания к состоянию жилья своего. Об этом мы уже говорили. Прибавим к тому, что уже сказано.                                                                                                                   Есть такая пословица среди плотников: « Кланяется-кланяется, придёт домой - растянется.» Это - про топор. Старые священники любили  шутить - применять эту пословицу   к себе. Потому что многие батюшки после службы так устают, что не хватает им сил и здоровья заняться домом. А между службами, когда относительно свободны бывают, некоторые просто ленятся трудиться  по домашнему хозяйству, или здоровье слабое  - не помогают супруге, не участвуют в жизни собственных детей. Священник  должен  принуждать себя  к организации работ  в своём  доме и участию в жизни своей семьи.  Самому трудиться в том , что умеет,  и звать людей,  способных помочь ему в том, что он сам не может.  Бывает и другая крайность - все силы и время  направляются  на свой дом,  на обстановку в нём,  на всякие улучшения условий жизни в нём.   А храм и церковная жизнь   остаются без должного внимания.                                                     *)Особенно это касается детей своих. Одного участия их на богослужениях и домашней молитве недостаточно для воспитания. С ними надо «проживать» и отрочество, и  юность  их- быть всегда рядом  с ними, разговаривать,  вникать в их детский  и юношеский мир, заниматься с ними, вместе трудиться по дому, помогать хорошо учиться, вместе проводить время отдыха, помогать правильно познавать  мир. Прививать им добрый взгляд  на  всё происходящее в жизни  и воспитывать в них иммунитет к всякой скверне.  В священнических семьях дети часто вырастают как бы в атмосфере безотцовщины, когда отца видят только в храме, в  своём кабинете или на домашней молитве.. Это впоследствии может сказаться на отношении  их к церковной жизни, к священническому служению как к великому  непосильному подвигу, где отец  совершенно не принадлежит ни себе, ни своей семье. Как всё успеть и где найти и силы и время  для общения - надо просить у Бога мудрости и любви к своей семье, чтобы  в дальнейшем не потерять связь сердечную со своими  быстро вырастающими  детьми. Есть такое выражение, бытующее в сфере священнической жизни:  «Матушка с детьми  - твои главные и первые «прихожане». Не оставляй их без своей любви и заботы».



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика