Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Раньше в храмах на Крещение воду раздавали бабушки. И разбирали ее тоже бабушки, поскольку молодым людям вход в храм был запрещен, особенно на большие праздники. Если появишься – «разбор полетов» на очередном комсомольском собрании тебе обеспечен, да еще с оргвыводами… А это серьезно.


В храм ходишь – значит, не благонадежный человек, служить пойдешь в стройбат, в институт не поступишь, квартиру тебе, как молодому специалисту не дадут. А если это не пугает – можно и в милицию на всю ночь попасть «до выяснения», вместо всенощной. Потом отпустят, конечно, только сообщат по месту работы и учебы, что у тебя «привод в милицию имеется».

Рухнуло все это. Теперь в храме на праздники полно молодежи. Но… воду раздают все те же бабушки. Они подвижницы, молитвенницы, трудницы, но, как все пожилые люди – терпеть не могут ничего нового или современного. Это не от злобы, это всегда так: конфликт отцов и детей. И этот конфликт неизбежно вербализуется в очереди за крещенской водой: «не вовремя пришли, не то надели, бутылку не ту принесли, платочек не так повязали, ногти зря накрасили и вообще водичку с пяти утра раздают, а вы проснулись только ко обеду, пришли тут… На службу надо было!»

Даже если это говорится в максимально благожелательном тоне, миссионерский эффект при этом даже не нулевой, он отрицательный. В лучшем случае воспринимается как старушечье брюзжание. А много вы видели смиренных церковных бабушек? То-то и оно… Список их претензий бесконечен. Забывают бабушки свою молодость, что они надевали и как в клубах (переделанных из храмов) танцевали. Исправить эту ситуацию можно только одним способом: раздавать воду в храме должна приходская молодежь. Наш первый опыт подобного рода был давно, но, как известно, именно первый опыт бывает самым запоминающимся, самым ярким.

Очередь за водой в центральном соборе Новосибирска безнадежно тает на глазах. Кто пришел попозже, даже не понял, в чем дело, собственно, где народ весь? Подходя ближе люди изумлялись еще больше: бабушки какие то подозрительно проворные! Берет два кувшина литра по полтора, резко перегибается, р-раз – и уже наливает в две банки одновременно с двух рук. Ба! да это и не бабушка вовсе!

Это молодая девушка, лет двадцати. Ну, топ-модель, или что-то около того. Что она здесь делает?.. Пришедший за водой человек не успевает это обдумать. Девушка за полминуты справляется с очередной канистрой, отправляет женщину средних лет и приветливо обращается уже лично к нему. «С праздничком Вас, подходите, пожалуйста, где ваши бутылочки?». Эти слова вылетают с огромной скоростью, и звонко как колокольчики сотрясают морозный воздух. Очаровательная и вместе с тем – скромная, светлая улыбка, приветливый взгляд. Человек все еще не понимает, что происходит. Как-то пусто в душе… Надо же потолкаться, померзнуть, поругаться, а тут вот так запросто… Что-то не так. «А Вы в храм зайдите, — наливая воду, продолжает речь наша «бабушка», — помолитесь за своих родных. А святую воду около икон дома поставьте, с утра, натощак перекрестившись, пейте по глотку, с молитвой, да не забывайте в церковь ходить, исповедоваться и причащаться. Ну, забирайте бутылочки-то! С праздником!» И она уже подзывает следующую оторопевшую бабулю.

Человек несколько ошарашен: «исповедоваться и причащаться», — остается в голове звонкий девичий голос. «Надо будет сходить как-нибудь».

В трех метрах от этой бойкой девчушки воду разливает молодой человек солидной внешности. В обычной жизни он – бизнесмен. Около него картина иная. Он сильный, мудрый и неторопливый. Вернее, наливает воду он тоже с двух рук, и даже быстрее соседки (хорошо «прокачанные» мышцы позволяют быстрее зачерпывать воду перегибаясь через края бака, да и кувшинчики у него побольше). Его неторопливость – в речи. Наливая одну бутылку за другой, он буквально читает лекцию о празднике Богоявления, рассказывает о том, что крещенская вода ничем не отличается от богоявленской, ну, и так далее. Пока стоишь в очереди – все узнаешь. Бабушки, даже те, что получили заветную воду, не спешат далеко уходить. Стоят стайкой, внимательно слушают, к ним присоединяются и другие особы женского пола, помоложе: «надо же, такой «навороченный» — и в храме!»

В общем, дело идет весело и споро. Бабушки тоже раздают воду, куда же без них, но около них часто ссоры, споры, крики. Кто не в свою очередь залез, кто «вас здесь не стояло» кричит. У молодежи очередей нет, соответственно нет и споров об этом. Наливают всем, кто оказался в зоне досягаемости, вне зависимости от того, кто за кем занимал, а при высокой скорости происходящего люди просто не успевают опомниться и поругаться. Даже просьба вымыть бутылку из под пива, (чтобы, налить в нее святую воду) вовсе не заканчивается скандалом, как обычно. Ну как откажешь веселой, общительной девушке? Она и направление генеральное показала, где кран есть. Заодно и на занятия православного молодежного клуба пригласила. Придется идти. Для начала хотя бы бутылку вымыть…

Мне интересно участвовать в раздаче воды с молодежью. Здесь видно, кто чего стоит, видно не только мне, видно и самим ребятам. Вот парень, что называется «а с виду и не скажешь», а он стоит целый день на морозе и разливает. Секунда – согнулся, зачерпнул воды, еще секунда – разогнулся, наливает в бутылки и говорит, говорит, говорит, с праздником поздравляет, улыбается… Железный он что ли? Я уже сам думаю: «ну иди, отдохни, погрейся», я ведь тут батюшка, пример значит должен показывать, я уже устал, сам хочу отдохнуть, а он – знай себе — разливает. А другой, — красавчик, покрутился с фотоаппаратом и исчез, придет, наверное, вечером чай пить, типа со всеми участвовал. Ну, ничего, может быть исправится. Да вот он! Девчонки застыдили, пошел разливать. У девушек тоже не все однозначно. У одной под внешним «гламуром» настоящий христианский характер: «надо – значит надо». И она стоит часа четыре в модных сапожках-шпильках и разливает. А у другой – за показным благочестием — слабость и капризы. Полчаса пораздавала воду – на глазах слезы: устала, замерзла. Парни, потенциальные женихи, видят проблему, выводы делают. Однако на будущий год ей легче будет, опыт все — таки накапливается.

К ночи народ, наконец, иссякает, наши ребята снимают обледеневшие панцири фартуков. На улице -20, вода быстро замерзает даже в воронках и черпаках, не говоря уже об одежде. За крепким горячим чаем, обмениваются впечатлениями, новички спрашивают «бывалых», как на сложные вопросы отвечать например: «как правильно богоявленскую воду разводить»? Кто-то снимал происходящее на цифровик, и уже скинул на компьютер, можно на себя взглянуть со стороны. Жалко, что праздник Крещения только один раз в году. Но ничего, еще впереди Пасха и новая битва под названием «освящение куличей» Есть чем приходской молодежи заняться.

Образование и Православие / Протоиерей Андрей Ромашко, "Православие и мир"

Предыдущая новость: В Новосибирске подвели итоги Года российской истории

(голосов: 0)

Версия для печати Просмотров: 24

Яндекс.Метрика