Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов


С 24 по 26 января 2013 года 19 человек от Оренбургской епархии принимали участие в ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве. Тема Чтений в этом году: «Традиционные ценности и современный мир».
В состав делегации вошли представители духовенства, сферы светского образования, среди которых М.Н. Крухмалёва – начальник отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образования Оренбургской области, д.ист.н. В.В. Амелин, д.ф.н. М.Н. Ефименко и др.
Чтения начались с пленарного заседания в Кремлёвском дворце под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и продолжились в последующие два дня в десятках секций, охватывающих темы религиозного образования и другие сферы деятельности Церкви, взаимодействия Церкви и общества.
Подробная информация о прошедших Чтениях представлена на сайте Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви по адресу http://www.otdelro.ru/.
Мы приводим в этой статье краткие отчеты участников Чтений от Оренбургской епархии

Протоиерей Димитрий Сурай, председатель епархиальной паломнической службы «Сретение», ответственный за работу с
алко- и наркозивисимыми Оренбургской епархии:
В рамках Чтений работала секция «Перспективы работы Церкви с наркозависимыми, открытие новых реабилитационных центров и вопросы финансирования реабилитации наркоманов» с участием представители 60 епархий из всех федеральных округов России, которые работают с наркозависимыми, а также руководителей ФСКН России, представителей Минэкономразвития, Минздрава, Минобрнауки.
Открывая работу секции, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий кратко проанализировал принятый Священным Синодом 26 декабря 2012 года, документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых».
– Помощь наркозависимым, – отметил епископ Дионисий, – стала обязательной частью наших пастырских усилий. Если раньше только подвижники занимались вопросами реабилитации наркозависимых, то сейчас это превратилось в нашу обязанность.
Если священник не может сам оказать полноценную помощь, он должен четко знать, в какие церковные структуры направлять обратившихся к нему людей. Для этого на уровне епархии или митрополии предполагается создание профильного отдела по помощи наркозависимым, с которым будут тесно взаимодействовать церковные и государственные реабилитационные центры, а также Координационный центр по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности (ОЦБСС).
В рамках секции были представлены результаты мониторинга работы Церкви по противодействию наркомании на территории России.
Одним из рабочих моментов стало обсуждение Федеральной стратегии профилактики наркозависимости и реабилитации лиц с наркотической зависимостью. Одним из ключевых моментов обсуждения стал вопрос о взаимодействии государства и общественных организаций (в частности РПЦ) в вопросах реабилитации наркозависимых.
Со стороны Министерства здравоохранения выступала Татьяна Валентиновна Клименко. Среди основных задач, которые стоят перед государственными органами в сфере помощи наркозависимым, представитель Минздрава выделила реорганизацию государственной наркологической службы. Предварительный проект этой реорганизации должен быть представлен Президенту РФ к 30 марта 2013 года.
Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании игумен Мефодий (Кондратьев) предложил участникам секции, как людям, занимающимися практическими вопросами реабилитации наркозависимых, вносить свои предложения для рассмотрения их в рамках готовящегося проекта.
В настоящий момент на территории РФ действуют 59 церковных реабилитационных центров, признанных Координационным центром по противодействию наркомании ОЦБСС. Консолидация сил и создание единой системы помощи — ключевая задача, которая стоит сейчас в сфере помощи наркозависимым, о чем сказал игумен Мефодий. При этом приоритетной задачей в деле помощи наркозависимым следует считать компетентность сотрудников и именно по этому критерию, в первую очередь, формируется список церковных реабилитационных центров.

Инна Раздольская, корреспондент журнала «Православный духовный вестник Саракташского благочиния»:
Важность чтений подчёркивается вниманием к ним государственной власти. Так, в приветствии к участникам чтений и гостям чтений Президента России Владимира Путина данные чтения обозначены как «плодотворный диалог и соработничество Русской Православной Церкви, органов государственной власти, общественных организаций».
Важным моментом следует считать участие в этом году высшей законодательной власти России, что выразилось в серии Рождественских парламентских встреч. Инициированная Межфракционной депутатской группой в поддержку христианских ценностей, она была посвящена различным актуальным аспектам общественной жизни.
Чтения по традиции начали свою работу с пленарного заседания, проходившего в Кремлёвском Дворце съездов. Здесь выступили с докладами Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, министр культуры РФ Владимир Мединский, президент Российской Академии образования Николай Никандров, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Завершилась торжественная церемония открытия XXI Международных рождественских образовательных чтений концертом и награждением лауреатов конкурса «За нравственный подвиг учителя». Отметим большой успех в этом конкурсе Оренбургской епархии. В номинации «Лучший издательский проект года» II место заняла учитель начальных классов и церковнославянского языка Оренбургской епархиальной гимназии им. св. прав. Иоанна Кронштадтского Ольга Мокшенинова. Награду ей вручил лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (на фото 1).
Работа Рождественских чтений продолжилась на конференциях, секциях, совещаниях, семинарах, круглых столах, мастер-классах, в диалог-клубах. За 4 дня активной работы состоялось 145 мероприятий. Они проводились на 64-х площадках – в Государственной Думе, Храме Христа Спасителя и других храмах и монастырях Москвы, в Патриарших палатах Московского Кремля, Марфо-Мариинской обители, Синодальных отделах, Московском городском Доме учителя, в МГУ им. Ломоносова и в других, в том числе и православных, вузах Москвы, в образовательных, культурных и духовно-просветительских центрах, школах, театрах, музеях и т.д.
По благословению настоятеля Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия протоиерея Николая Стремского в работе XXI Международных рождественских образовательных чтений приняли участие: проректор Оренбургского епархиального духовного училища иерей Василий Чернов, руководитель отдела образования Саракташского благочиния иерей Владислав Наумкин, секретарь Отдела по канонизации святых Оренбургской епархии Елена Банникова и корреспондент журнала «Православный духовный вестник Саракташского благочиния» Инна Раздольская.
В рамках чтений они приняли участие в работе ряда секций и конференций, где подчас обсуждались актуальные проблемы. Такими, к примеру, стали секции «Защита традиционных ценностей, родительских прав, образовательного и культурного пространства семьи и детства» и «Новые угрозы семье и детству. Противодействие этим угрозам в России и за рубежом», где речь шла о ювенальной юстиции.
В России только набирают силу движения по противодействию этому явлению. За рубежом же уже давно работают организации по сохранению традиционных духовных ценностей. Об этом, в частности, говорил глава Антифашистского комитета Финляндии Йохан Бекман, который обозначил ювенальные технологии систему насильственного изъятия детей из семей. Как правозащитнику ему не раз приходилось сталкиваться с вопиющими по своему цинизму примерами действия ювенального законодательства.
В работе секций участвовали родители и представители общественных родительских организаций и движений регионов России, священнослужители, общественные деятели, педагоги, психологи, адвокаты, ученые. Вообще, проблема внедрения в нашей стране технологий ювенальной юстиции поднималась на многих секциях и никого не оставила равнодушным. О том, насколько наболевшей является эта тема, свидетельствует тот факт, что 4 февраля Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял документ о позиции Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции.
Волну возмущения и жаркую дискуссию среди слушателей вызвал доклад секретаря рабочей группы при Мосгордуме в защиту культурного пространства Екатерины Зайковой, озвученный ею на секции «Православие. Воспитание. Театр». Тема ее доклада звучала как «Духовная ответственность (хотя вернее было бы сказать безответственность) художника».
Художником в искусстве принято называть всякого творца и, судя по содержанию вышеназванного доклада, одним из таких безответственных творцов является театральный режиссер Кирилл Серебренников, чье творчество изобилует глумлением над православными святынями, пропагандой суицида и извращений. Духовная безответственность этого так называемого художника многократно усугубляется тем, что в его постановках нередко задействованы дети и молодежь. На них, собственно, и направлено такого рода «искусство», которое лучше назвать растлением малолетних.
Отдохновеньем для души стали два небольших концерта, данных на той же секции, проводившейся в Московском театре русской драмы под руководством Михаила Щепенко, православным певцом Андреем Селивановым и поэтом и композитором Нурисланом Ибрагимовым.
Темы, касающиеся прославления и почитания святых, в том числе новомучеников и исповедников Российских, освещались в рамках двух направлений: «Пути промысла Божия и святоотеческое наследие» и «Издательская деятельность Церкви». Здесь участие принимала секретарь отдела по канонизации святых Оренбургской епархии Елена Банникова.
25 января в аванзале Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Прославление и почитание святых. Проблемы исследования архивов и изучение духовного наследия канонизированных святых». В числе прочих на ней выступили член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии протоиерей Максим Максимов и профессор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения РФ Виктор Звягин. Отец Максим сообщил участникам конференции о том, что в текущем году завершается публикация дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского. Дневники эти развенчивают миф о том, что святыми люди рождаются. На самом деле ими, конечно же, становятся. Виктор Звягин на примере исследования останков великого князя Андрея Боголюбского рассказал о том, сколько ступеней исследования мощей следует пройти, чтобы все было сделано правильно и с надлежащим благоговением.
Международная конференция «Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе» проходила 25 и 26 января. В первый день в Белом Зале Храма Христа Спасителя и во второй – в Институте российской истории РАН с докладами выступили представители различных епархий. Они передали историю своих епархий в годы гонений. Также не обошли они вниманием и исповедников Веры Православной, пострадавших в те суровые годы. Поскольку многие документы до сих пор засекречены, на судьбах этих людей представляется возможным изучать историю страны того периода.
Заключительным пунктом пребывания в Москве стало посещение 28 января Бутовского полигона – одного из мест массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий. В 1937-38 гг. там было расстреляно около 21 тыс. человек. Из них 300 архиереев, священников, мирян прославлено в лике святых. В храме новомучеников и исповедников Российских в Бутове находятся иконописные образы всех 300 святых. Некоторые мироточат. Помимо икон в храме хранится ковчег с частицами мощей некоторых из этих святых.
Заметными на Рождественских чтениях были секции, обсуждавшие вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви с Российским казачеством. В их работе приняли участие: руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Оренбургской епархии иерей Максим Ситнов, а также представители Оренбургского отдельского казачьего общества «Первый отдел Оренбургского казачьего войска» – И.Г. Павлычев, Л.П. Чердинцева, А.И. Нестеренко, И.М. Крючков.
Основные задачи, обсуждаемые в ходе дискуссий, заключались в осмыслении церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов современного общества; выработке подходов и единой стратегии в сфере духовно-нравственного развития казачества, укрепления и развития международных связей, взаимодействия со СМИ, разработке методик, программ, концепций, стандартов, рекомендаций, способствующих возрождению традиционных ценностей российского казачества, трансформации их на современные поколения казачьей молодежи, обмене практическим опытом работы в вопросах духовно-нравственного развития казачества.
Особое внимание было уделено роли казачьих СМИ в духовно-нравственном развитии казачества. В выступлениях отмечена важность формирования средствами массовой информации положительного образа современного казака, развитие и доступность печатных и электронных информационных ресурсов для молодых казаков.
Большой интерес вызвали экономические проекты, представленные казачьими организациями и объединениями казаков разных регионов России и зарубежья.
– Период становления казачества, который сейчас мы наблюдаем, самый сложный, ведь от того, как завершится этот долгий и непростой процесс, зависит будущее, – подчеркнул, подводя итоги двух дней плодотворной работы, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. – Эйфория первых годов возрождения прошла, а дальше за ней следует тяжелая, напряженная работа. Поэтому-то соработничество Церкви и казачества во имя процветания родной земли, возрождение устоев и традиций Православия в казачьей среде призвано дать новый импульс развитию общества.

Елена Банникова, сотрудник Отдела по канонизации святых Оренбургской епархии:
Одновременно с открытием XXI Рождественских международных образовательных чтений начала свою работу конференция «Христианство и наука». На ней обсуждались современные проблемы научного и религиозного мировоззрения – систем взглядов, характеризующих видение мира в целом и человека в этом мире. Ученые, философы и богословы находят точки соприкосновения и утверждают, что наука не противоречит христианству, мало того, они идут рядом по пути познания окружающего мира, человека и общества. Истинная наука и христианство ведут человечество к гармонии и борются с людскими пороками и несовершенствами. Конференция ярко показала, как соработничество представителей Церкви и науки сможет противостоять негативным явлениям постепенно глобализирующейся земной цивилизации.
Большой цикл Рождественских чтений был посвящен подвигу новомучеников и исповедников Российских и изучению их духовного наследия. В докладах участников конференций обсуждалась историческая канва реалий советского времени гонений на РПЦ. Всем участникам конференций – как светским так и церковным историкам – было ясно, что разобраться во всех нюансах того периода и дать оценку происходившему со страной и Церковью в безбожные годы нам еще предстоит. Тем паче предстоит осознать величие мученического подвига святого сонма новомучеников и исповедников, противостоявших атеистическому террору. Сохранение и распространение почитания памяти новомучеников как в церковной среде, так и в обществе в целом необходимо для постижения истинных смыслов трагедии человека России в ХХ столетии, непревзойденного в веках образца духовного подвига, героического стояния за веру и Отечество. Подвиг новомучеников – это идеал земной жизни, пример для подражания, материал для воспитания собственных душ и подрастающего поколения. Это – великий дар Божий для нас, живущих, это опыт страданий, земная перспектива испытаний, которые ожидают каждого на пути в вечность.
Веками на месте, где проливалась кровь невинных страдальцев, русские люди строили церкви, считая, что тем самым исполняют не только волю Божию, но и волю тех, кто стал жертвой насилия. Именно в России сформировалась традиция сооружения храмов «на крови». Мемориальные комплексы, возникавшие на месте социальных катастроф, включали в себя, наряду с храмом, такие атрибуты православного культа, как поклонные кресты, часовни, символические надгробия. В Москве таким памятным местом является мемориальный центр «Бутовский полигон», на территории которого в 1937-1938 гг. совершались массовые расстрелы и захоронения. Он включает себя собор Воскресения Христова (на фото 6), храм Святых новомучеников и исповедников Российских и музей, расположенный в храме. Известно, что из многих тысяч расстрелянных в Бутово, 300 человек прославлены в лике святых Русской Православной Церкви.
Зауральная роща – это наша, оренбургская, Голгофа – место массовых захоронений расстрелянных в кровавые 1937-38 гг. Хотелось бы, чтобы в продолжение этой вековой традиции, в Зауральной роще был бы построен храм в честь новомучеников и исповедников Оренбургской епархии, явленных и неявленных миру, но прославленных у Бога.


Яндекс.Метрика