Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Орловско-Ливенская епархия

19 февраля 2013 - 14:58

23 февраля Православная Церковь прославляет священомученика Харалампия, небесного покровителя первого игумена Ливенского Сергиевского монастыря. В этом году исполняется 155 лет со дня первого явления Ливенских старцев.

Община Свято-Сергиевского собора приглашает всех желающих помолиться за панихидой по Ливенским старцам в пещерке при Свято-Сергиевском кафедральном соборе по окончании Божественной литургии 23 февраля 2013 года.

Историческая справка

Первые сведения о существовании монастыря относятся к 1592 году, когда государь Федор Иванович пожаловал монастырю реку Тим. Через 26 лет гетман Сагайдачный с запорожскими казаками ограбил Ливны и поживился монастырским добром. В 1647 году монастырь сгорел до тла, с этого момента начинается строительство каменной церкви. В начале XVIII века была предпринята попытка устранить монастырь, но горожане сохранили его. В 1739 году на должность настоятеля монастыря был назначен архимандрит Алексий (Щеглов), на личности которого я остановлюсь подробнее. Это был один из самых выдающихся настоятелей монастыря, такой популярностью славился также и протоиерей Леонид (Илькевич).

В середине XIX века в г. Ливнах произошли события, которые вновь привлекли внимание к Сергиевскому монастырю, упраздненному задолго перед этим. Большое внимание и интерес к ним, не ослабевавшие в течение всего последующего времени, привели к возникновению в Ливнах знаменитой Сергиевской пещеры, над которой в 1885 году была возведена часовня. В нескольких небольших публикациях 1860х-1880х годов излагается история появления пещеры и часовни. Обобщенно она сводится к следующему: в доме купца Тюпина /в погребе этого дома/, расположенном около Сергиевской церкви, в 1857-1858 годах произошло несколько особых случаев. Сначала хозяйка дома, а затем квартировавший в доме офицер услышали голоса, исходившие из погреба, офицер имел при этом видение монаха, который сообщил ему, что в погребе находятся старинные мо

нашеские погребения. Слух об этом распространился по всему городу, а затем достиг многих других мест России, в результате чего «в Ливны стали притекать люди, с просьбой в означенной пещере служить молебны.. а по молебне отправлять панихиду по покойникам... предположительно почивающим в той пещере».

В середине девятнадцатого столетия дом с погребом на месте нынешней пещеры поступил во владение Ливенскому купцу Тюпину. Он был просол и складывал в этот погреб скупаемые им кожи. В доме его квартировал офицер Гробовский стоявшего тогда в Ливнах Силединского полка, поляк, католик. Однажды вечером на яву является ему старец-инок. Когда он спросил, что ему угодно, инок отвечал: «Скажи своему хозяину, чтобы он вынес из погреба кожи, потому что здесь нахожусь я, Харалампий, да и многие другие иноки со мной», — и скрылся. (Подробность о кожах передана Ливенским купцом Ив. Ив. Прохоровым, заимствованная по преданию). Гробовский зовет денщика и приказывает ему вернуть монаха. Денщик говорит, что он никакого монаха не видал. Пораженный этим явлением Гробовский объявил всем это чудное видение. Молва об этом чудесном видении с быстротой молнии разнеслась по окрестности. «И страх бе в окрест живущих». И все слышавшие прославляли Бога и шли на поклонение святому, начавшемуся прославляться месту — «погребку», как его тогда звали, шли тысячами, шли из самых далеких мест, даже из Сибири. Особенно, конечно, больные, многие, многие получали исцеления и удостаивались видений: явления почивших здесь иноков и, особенно, игумена Харалампия.

С этого дня начались чудотворения, которые записывались в особую книгу, выданную благочинным Ливен того времени протоиереем Ипполитом Мерцаловым. До наших дней происходят явления игумена Харалампия страждущим людям и чудеса по его молитвам.

Заметим, что за 80 лет до описанного выше чудесного события произошло чудесное знамение на могиле старца архимандрита Алексия (Щеглова), в схиме — Авраамия. Сам он был родом из села Лютое Ливенского уезда, был нрава тихого и кроткого. Нередко братия досаждали старцу, но он терпеливо сносил все нападки. По смерти его и прошествии времени случилось так, что пытались убрать надгробный камень с его могилы, но Господь чудесным образом останавливал это действие. В наши дни над могилой старца усилиями почившего в 1995 году настоятеля протоиерея Леонида Илькевич возведена сень.

Призываем всех страждущих и ищущих помощи Божией в своей жизни усилить молитву за почивших старцев бывшего Ливенского монастыря, великую силу имеют наши угодники у Престола Бога Всевышнего.


* * *

По различным изданиям в последнее время нами были найдены имена бывших в разное время настоятелей нашего монастыря, и мы сейчас мы имеем следующий наиболее полный список:

Игумен Харалампий (1615-1630 гг.)

Является первым настоятелем монастыря, о котором у нас имеются летописные упоминания. Монастырь при нём не был богат, но всё необходимое для совершения богослужений было в достаточном количестве. К монастырю был приписан «поп белый» — белый священник, совершавший монастырские требы. О святой жизни игумена Харалампия до сих пор ходят много разговоров. Немало было видений людям, в которых он избавлял их от многих болезней.

Игумен Иона (февраль 1638 — 1646 гг.)

О нём есть просто упоминание, как о настоятеле. Больше никакой информацией мы не располагаем.

Строитель Моисей (1649 г.)

В 1649 году он исходатайствовал у государства выписку на монастырскую землю. Часто городские жители претендовали на монастырские волости. И вот, чтобы сохранить земли, пришлось просить у государства документы.

Игумен Онуфрий (август 1650 — март 1657 гг.)

Игумен Андрей (1654 г.)

При нем некими казаками было пожертвовано напрестольное Евангелие в серебряном окладе.

Строитель Киприан (август 1662 г.)

Строитель Иринарх (ноябрь 1669 г.)

Игумен Макарий (1660 г.)

Строитель. Упоминается как строитель монастыря.

Иеромонах Иоасаф (1667 г.)

Он построил каменный храм обители — Успенский с Сергиевским пределом.

Игумен Терентий (1669 г.)

Его имя упоминалось на Напрестольном Кресте, хранившемся в храме.

Строитель Матфей (1678 г.)

Строитель. Упоминается как строитель монастыря.

Иеромонах Антоний (1686 г.)

Он упоминается в суде за землю с крестьянами. Тоже отстаивал у государства принадлежность монастырских земель обители.

Игумен Герман (1688 г.)

Этот игумен также занимался решением проблем с монастырской землёй в поместном приказе. Немало усилий приложил для этого.

Игумен Алексий (1691 г.)

Он упоминается в месячной минее за октябрь месяц.

Игумен Иов (1706 — 1709 г.)

Игумен Илларион (1712 г.)

Архимандрит Иоасаф (Шебашев) (1717-1722 гг.)

Архимандрит Симеон (январь 1722-1725 гг.)

Был присутствующим Ливенского Духовного правления.

Игумен Феодосий (1728 г.)

Архимандрит Иоасаф (Мишин) (1730-1739 гг.)

В схиме принял имя Иона. В 174 году при нём построена Тихвинская Церковь с колокольней, а также каменная ограда вокруг храма. Умер 19 мая 1739 года.

Архимандрит Алексий (Щеглов) (1739-1762 гг.)

Погребен с южной стороны храма у алтаря. Был кроткого и смиренного нрава. С ним связана чудесная история перемещерия надгробного камня с его могилы.

Архимандрит Порфирий (Рахинский) (1763-1765 и до закрытия)

Последний наместник монастыря. Неизвестно, где обрёл упокоение после закрытия монастыря. Возможно, переведен в Елецкий монастырь, вместе с другими монахами.

Также мы узнали имя строительницы Ливенского Никольского женского монастыря — строительница Марфа (ноябрь 1678 г.). Призываем Вас также поминать об упокоении строительницу Марфу и монахиню Елисавету, насельниц бывшей в нашем городе женской обители.

Подготовил Димитрий Степаненков (Московская Духовная Академия)