Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Сила государства – в крепости семьи [Курганская епархия]

15.03.2013
Источник информации: Курганская епархия
Адрес новости: http://www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2013:sila&catid=102:2013&Itemid=142



Сила государства – в крепости семьи
15.03.2013

В России традиционно субъектами воспитания являлись семья, государство и церковь.

Семья — это прообраз государства. Благосостояние и благополучие государства покоится на прочных устоях семьи.

Учитель Церкви и выдающийся педагог святитель Филарет говорил, что «государство — это семейство семейств». А семья древнее государства. По отношению к жизни государственной, семейная жизнь — это корень дерева. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плоды, надо, чтобы корень был крепок». Святитель Филарет выделяет три момента:

  • Искреннюю любовь супругов друг к другу.
  • Священную родительскую власть.
  • Детскую почтительность и послушание.

Государство имеет нравственную основу, так как:

  1. Из почтения к родителям рождается уважение к государству.
  2. Любовь ребенка к матери — залог любви к Отечеству.
  3. Детское послушание — это приготовление к служению Родине.

От нарушения законов брака и семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства.

Можно привести в пример исторический факт существования могучего Римского государства. Он возрастал и укреплялся до тех пор, пока жены римлян готовы были умереть за чистоту супружеских отношений.

Но когда в отношения проник порок, великий Рим пал под натиском варварских племен, народом, стоящим в своем положении намного ниже, но соблюдающим нравственные законы семейной жизни.
И российские семьи переживают нелегкие времена. Состояние многих из них можно назвать кризисным.

  • Растет число разводов.
  • Многие пары живут в незарегистрированном браке.
  • Невысокая рождаемость (по сравнению с советским периодом).
  • В стране ежегодно совершается несколько миллионов убийств не рожденных младенцев.
  • Дети рождаются больными.
  • В несколько раз увеличилось количество сирот при живых родителях.
  • Не уменьшается число детей — наркоманов.
  • Имеет место повальное увлечение пьянством, курением.
  • Процветают такие страшные болезни как туберкулез, сифилис, СПИД.

Это все одна цепь событий, которая начинается грехом, а заканчивается гибелью.

Непомерный эгоизм и гордыня человека, его желание получить все удовольствия этого мира приводят к тому, что он забывает о своем высоком предназначении на Земле, о своей душе, о необходимости продолжения рода человеческого, о любви и милосердии к ближним.

Народ — это живой организм, клеточками которого являются семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть.

Брак — это чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак — это место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, начинают осуществление единой жизни. Двое вдруг делаются отдельной личностью, единым семечком, из которого впоследствии вырастает дерево под названием Семья.

Одной из самых важных черт современной жизни нашего общества является отсутствие какой — либо государственной или хотя бы общепризнанной идеологии. Но воспитание без духовной идеологии практически немыслимо. Можно даже сказать, что идеология — это есть система воспитания (как взрослых, так и детей).

Идеология предполагает наличие идеалов (т. е героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали (что такое хорошо и что такое плохо).

Идеология как система воспитания может быть христианской, если государство начнет воспитывать подрастающее поколение на примере христианских мучеников, на примере соблюдения заповедей.

Пусть наше общество еще не готово к тому, чтобы полностью придерживаться христианского образа жизни и воспитывать детей на примере православных святых, но нужно помнить, что если в семье не будет никакой духовной установки, то может произойти непоправимое.

Дерево растет стройным, если тянется к солнцу. Лишите его источника света и оно будет уродливым. Душа ребенка требует примеров для подражания. Если мы не дадим их детям и не будем следить за тем, что им предлагается в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему бы мы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными.

Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы, чтение книг — вот что может на-полнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.

Любой яркий образ оставляет в душе ребенка глубокий след. Ребенок все впитывает, особенно он за-поминает поведение взрослых и подражает ему. А поведение взрослых оставляет желать лучшего.

Сейчас многие родители считают, что ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребенок знает все! А то вырастет в „тепличных“ условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившихся на него испытаний». Или: «Ну, запрещу я ему смотреть телевизор, а он придет к друзьям и будет там смотреть, открыв рот то, что дома не разрешают. Лучше уж пусть дома все смотрит, зато будем знать, что с ним творится. А запретный плод — он всегда сладок».

Конечно, главная задача воспитания не в запретах. Задача как родителей и учителей заключается в том, чтобы развить у ребят вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо, чтобы ребенку самому неприятно было смотреть плохой фильм, сквернословить, обманывать, обижать младших и т. д. Чтобы ребенок мог оценивать ситуацию, ему надо сначала дать образец, от которого он будет все от-считывать, с которым он будет сравнивать.

Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался только из чистых источников. Лишь оберегая детей от фильмов, компьютерных игр, разрушающих его психику, можно вы-растить его сильным.

Без ограждения детей от негативной информации невозможно говорить о духовном и физическом здоровье общества.

Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или искривить. Но пройдет лет 10 — 15 и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая.

Не давать ребенку никакой морали — это то же, что не учить человека языку. Не давая ребенку никакой веры, мы растим его нравственно недоразвитым.

За последние десятилетия страна наша стала другой. Успешность ценится выше, чем порядочность, доброта и честность. Новое поколение гонится за обогащением, наживой, но это страшно. Молодежь не виновата, что попала в такие условия.

Счастье человека на 90%, если не больше, зависит от его семьи, то того, как он сможет устроить свой дом, какая там будет обстановка. Многие люди, добившиеся замечательных успехов в работе, но не со-хранившие из — за этого свою семью и духовную составляющую всей своей жизни, в 40 — 45 лет вдруг встают перед довольно страшным вопросом: а зачем мне все это нужно? А для кого и для чего я живу на этом свете? Правильное устройство внутреннего духовного мира семьи очень важно как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом, потому что взаимоотношения людей между собой напрямую зависят от их отношений внутри семьи. Как человек научился вести себя в семье, зависит от того, как он будет себя вести в обществе.

И нам преподавателям говорить о семейных ценностях необходимо на различных уроках. Все зависит от педагога. Если урок ведет учитель, для которого семья — огромная ценность, тогда семейные ценности останутся в душе каждого ребенка.

Тема семьи актуальна во все времена, и в русской классической литературе она звучит как одна из самых главных. При изучении произведений Н. В. Гоголя, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, нашего земляка В. Ф. Потанина преподаватель поднимает такие вопросы, как: на чем строятся отношения в семье, ответственность всех членов семьи друг перед другом, умение каждого в семье больше отдавать, чем брать, сохранение семейной чести, достоинства, семейных традиций.

На уроках обществознания с ребятами изучаем тему «Семья, как социальный институт», где рассматриваем формы семьи, функции семьи, проблемы семьи. Ребятам предлагается написать мини — сочинение на тему «Моя будущая семья».

На уроках права изучаем семейные правоотношения, права и обязанности супругов, родителей и детей, право ребенка на защиту, имущественные права ребенка и т. д.

Совместно с Лавровой Т.И. уже несколько лет работаем по реализации в КТСиТ проекта по духовно — нравственному воспитанию обучающихся «Благовест». Одним из направлений работы является воспитание будущего семьянина. По данной тематике проведена серия классных часов, посвященных семейным ценностям: «Семейные традиции», «Как сохранить семейный союз», «Гражданский брак: за и против», «Дети чужими не бывают». В рамках проведения VIII областных рождественских чтений проведено открытое мероприятие «Крепка семья — сильна Россия».

Семья является первичным фактором социализации людей, а здоровая духовная сторона семьи является своего рода маяком, который показывает правильные пути и духовные ориентиры для счастливой жизни — как временной, земной, так и вечной.

 

ГБОУ СПО «КТСиТ»
Попова О.М. преподаватель обществознания и права
Лаврова Т.И. преподаватель русского языка и литературы

< Предыдущая Следующая >



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика