Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

В середине Великого поста, в Неделю Крестопоклонную, на середину храма выносится Крест. Церковь напоминает нам о том, что каждый христианин должен следовать призыву Христа, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк. 8, 24). Христос несет Свой Крест на Голгофу. В жизни каждого из нас также будет своя голгофа, свое время страданий и смерти. Все чаще и чаще наши современники уходят из жизни с одним и тем же диагнозом: «Рак». Когда это касается незнакомых людей, мы горько вздыхаем, знакомых — начинаем мысленно прощаться, близких — не хотим верить и молимся изо всех сил о чуде. Но как принять такое знание о себе? Почему Господь посылает человеку такое испытание? А может быть, по примеру одной моей знакомой, которая в настоящее время мужественно борется с этим заболеванием, задать себе вопрос: «Зачем? Для какой цели Господь дал мне этот тяжелый крест?». Об этом  рассуждаем с председателем дисциплинарной канонической комиссии Покровской епархии протоиереем Александром Писларем.

— Отец Александр, онкология — страшный бич нашего времени. Расскажите, пожалуйста, немного о самой болезни.

— Онкологические заболевания возникают в результате генетических мутаций, то есть повреждения генетического аппарата клетки, которые вызывают бесконтрольное размножение такой клетки, приводящее к появлению опухоли. Причиной повреждения генома клетки могут быть разные факторы, самые главные из них — это химические вещества-канцерогены (различные органические и неорганические соединения, тяжелые металлы и др.), разные виды излучений (например, ультрафиолетовая радиация) и некоторые вирусы (так называемые онковирусы). Однако, хотя мы знаем, что может вызывать появление раковой опухоли, сами механизмы генетических сбоев до сих пор достаточно не изучены.

— Этот диагноз и самими больными, и их родственниками часто воспринимается как смертный приговор. Так ли это?

— Диагностика и лечение онкологического больного — процесс трудный, и тем не менее рак — это не приговор, об этом говорит статистика — сейчас в мире живет около 30 млн человек, которые либо полностью излечились, либо находятся в состоянии стойкой ремиссии. На успешность лечения влияет своевременное обнаружение опухоли — более 90% излечения связано с ранней диагностикой. Кроме того, появление новых методов лечения, например таких, как биологическая терапия, которые постепенно становятся более доступными по их стоимости, также ведет к росту числа излечений.

— Самое страшное, что такой диагноз приводит человека в полное отчаяние. Как с этим бороться?

— Определяющим в этом отношении является духовное состояние больного. Для неверующих людей диагноз «рак» часто становится причиной отчаяния и потери воли к жизни. Верующие люди реагируют по-разному, в зависимости от того, насколько они духовно укреплены и подготовлены к возможной кончине. Как известно, непереносимым страдание делает его бессмысленность, и напротив, вера в то, что жизнь человека управляется благой волей Бога и смысл бытия не ограничен земной жизнью, способна укрепить человека перед лицом смерти. По словам святителя Иоанна Златоуста: «Кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Тяжелая болезнь, при таком духовном расположении, может стать благим временем размышлений о своей жизни и врачевания души в Таинствах Покаяния и Святого Причастия.

Таким образом, период перенесения болезни способен не только не обеднить жизнь, а напротив, обогатить ее, открывая перед человеком новые грани бытия и наполняя высшим смыслом его жизнь. Кроме этого, для близких больного и врача, совершающих подвиг терпеливой помощи страждущему, открывается возможность христианского служения ближнему.

— Если врачам совершенно ясно, что вылечить больного нельзя, как Вы считаете, они должны сказать об этом?

— При решении этого вопроса следует учитывать, прежде всего, духовное и психологическое состояние больного. Митрополит Антоний Сурожский говорит о том, что для человека, не готового принять такой приговор, необходима постепенная подготовка к этому открытию. Особенно осторожно следует делать это по отношению к людям невоцерковленным. Опыт других стран говорит об отрицательных последствиях оповещения больного о возможном летальном исходе болезни. Например, в США по закону врач обязан дать больному полную информацию, дабы тот успел привести в порядок свои имущественные, юридические и другие дела. Однако весьма часто это приводит к тому, что больной впадает в депрессию, отказывается от дальнейшего лечения и склоняется к суициду. Для человека, духовно подготовленного к этой страшной вести, напротив, открытие приближающегося конца дает возможность сознательного приуготовления и духовного утешения, обретаемого через участие в Таинствах Церкви.

— А нужно ли больному в таком случае продолжать лечиться?

— Время нашего перехода в вечность по воле Божией является тайной. Каждый день подготовки к этому переходу для человека верующего наполнен смыслом. Конечно, безрелигиозное миропонимание в такой ситуации не может дать человеку объяснение смысла продолжающегося лечения. Но для того, кто верит, что за порогом этой жизни начинается вечность, важно совершить этот переход достойно.

Схиархимандриту Софронию (Сахарову) принадлежат слова: «По-христиански жить нельзя. По-христиански можно только умирать». Умирание понимается здесь как умирание в нас ветхого человека, постепенное угасание страстей. Вплоть до самой смерти человек проходит этот путь подготовки к встрече с Богом. Но человек немощен и перед лицом страшной болезни, несущей телесные страдания, очень немногие способны нести этот крест без медицинской помощи. Задача помощи умирающим больным успешно решается в хосписах. Само появление хосписного движения связано с пониманием того, что умирание — это особое время человеческой жизни, и медицина должна помочь человеку достойно пройти этот период. При хосписах практически всегда есть храмы или часовни, пациенты получают помощь опытных психотерапевтов и специально приготовленных врачей. Таким образом, умирание становится для человека временем осмысленной жизни, возможностью принять смерть как переход в вечность.

— Когда постигает такое несчастье, возникает вопрос: «За что?». Нужно ли так думать или лучше перевести его на: «Зачем? Для чего?».

— Никто в этой жизни не избегает болезней, страдания которых несут и праведники, и невинные младенцы. Важно понимать, что сама болезнь — это не трагедия, не конец всего, а, возможно, начало возрождения человека к истинной, духовной жизни. Если человек доверяет себя Богу, то Господь Сам ведет его и укрепляет во всех скорбях. Жизнь продолжается. Сам Господь ведет нас по жизни, и Он знает тот момент, тот час, когда нам надлежит перейти порог вечности.

— Онкологическое заболевание — это тяжелое испытание не только для больного, но и для его родственников, друзей. Как помочь в такой ситуации, когда все слова утешения кажутся натянутыми и фальшивыми?

— Очень трудно в этой ситуации помочь тем людям, которые осознанно избегали вопроса о смысле жизни и смерти. Религиозный человек с течением времени так или иначе вырабатывает свое отношение к смерти. Но для того, кто не готов к этому, болезнь близких может стать причиной состояния крайней растерянности. Ведь, кроме сопереживания близким, мы начинаем осознавать и свою бренность. И как бы человек ни уходил от этих размышлений, неизбежно наступает понимание: «Я тоже могу быть на этом месте!».

Часто тяжелая болезнь близких становится для человека началом его духовного возрождения. Известен случай, когда священник предложил родственникам умирающего в хосписе больного, которые были в состоянии полной растерянности, читать Евангелие. Для них это было откровением. Действительно, все наши земные силы и возможности в такой момент бесполезны, и человек, уповавший только на них, не знает, как помочь умирающему. Эти люди читали Евангелие три часа, и когда больной умер, они, выходя, благоговейно прошептали: «Он ушел». Но в их глазах не было трагедии и отчаяния, но было осознание того, что они присутствовали при Таинстве. Смерть перестала быть для них бессмысленным концом всего, но благодаря Евангелию была воспринята как рождение в мир иной.

— И все же, бывают ли случаи чудесного исцеления?

— Для Бога нет ничего невозможного. Но, к сожалению, те немногие случаи чудесного исцеления больных, которые стали известны, так же как и случаи (очень редкие) спонтанной регрессии опухоли, становятся поводом к рекламе разного рода шарлатанов, народных целителей, экстрасенсов и знахарей. Утопающий, как известно, хватается и за соломинку. Этим и пользуются всякого рода изготовители «чудодейственных» отваров и специалисты «астральной терапии». Практически всегда обращение к ним приводит к печальным последствиям для тела и души больного. Общий совет всем заболевшим: никогда не прибегать к помощи знахарей и парапсихологов. Потерянное время, переход болезни из I стадии, когда вполне возможно успешное лечение, в III и IV стадию — единственный результат такого врачевания.

Беседовала Екатерина Ульянова

* * *

Обратиться за помощью

Уже несколько лет существует всероссийский бесплатный круглосуточный телефон психологической помощи онкологическим больным и их близким. В работе этого проекта принимают участие опытные психологи и священники. Из любой точки России в любое время можно позвонить в эту службу и получить духовную и психологическую поддержку.

Всероссийский бесплатный круглосуточный телефон психологической помощи онкологическим больным и их близким: 8 800 100 0191.



сайт Покровской епархии / сайт Касимовской епархии