Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в международной научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Пути модернизации России: от Столыпина к современности», прошедшей в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в Москве.

Организаторами чтений выступили Министерство экономического развития России, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и Фонд изучения наследия П.А. Столыпина.

На открытии конференции выступили: заместитель председателя Правительства РФ В.Ю. Сурков; председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко; председатель комиссии Общественной палаты России по культуре и сохранению историко-культурного наследия, президент Фонда изучения наследия Столыпина П.А. Пожигайло; директор Института российской истории Российской академии наук Ю.А. Петров; ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В.А. Мау; заместитель министра экономического развития России А.Н. Клепач; аналитик форекс; Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов; уполномоченный Кабинета министров Украины по вопросам сотрудничества с РФ, странами-участницами СНГ, Евразийского экономического содружества и другими региональными объединениями В.И. Мунтиян.

Конференция открылась приветственным словом В.Ю. Суркова. Выступающий подчеркнул, что самыми важными и сильными сторонами политики, которую претворял в жизнь П.А. Столыпин, были «уважение к своим традициям, уважение к собственной стране, уважение к характеру народа и, в то же время, попытка совершить в интересах этого народа необходимые преобразования». В борьбе, которую в свое время вел Столыпин с политическим экстремизмом, мы также видим урок, который нам сегодня очень необходим, поскольку Россия по-прежнему уязвима для этих тенденций, констатировал В.Ю. Сурков, сказав далее: «Надеемся, что на нынешнем историческом витке мы сможем преодолеть эти негативные явления». Заместитель главы Правительства РФ уверен, что беззаветное личное мужество Столыпина, который «шел до конца в своих убеждениях, фактически в одиночестве противостоя очень сложным и противоречивым веяниям своего времени», может и должно служить примером для тех, кто живет в наше время. «Как бы мы ни обсуждали фигуру и дела этого человека — кто-то скептически, кто-то с восторгом, кто-то объективно и рассудительно — любой разговор о Столыпине будет полезен России, потому что будет напоминать ей об этом образце мужественного гражданского поведения, очень четкой и высокой гражданской позиции», — сказал В.Ю. Сурков.

Об актуальности личности Столыпина в современном мире на заседании говорила также В.И. Матвиенко. «Отношение к Петру Столыпину и проводимому им курсу неоднозначно. Так было при его жизни, так обстоит дело и сейчас: оценки даются взаимоисключающие, но таков удел не только Столыпина и не только России. Историки и представители других наук всегда ломали копья и, судя по всему, будут делать это постоянно в отношении всех крупных фигур отечественной и мировой истории», — считает В.И. Матвиенко. Говоря об историческом значении фигуры Столыпина, она подчеркнула, что благодаря проведенным им реформам Россия стала одной из самых успешных стран своего времени, а опыт осуществления этих изменений и сегодня представляет значительный интерес: «В большинстве своем это были успешные реформы; их изучение, осмысление с точки зрения применимости в современных условиях имеют большое значение, в том числе практическое».

Митрополит Иларион в своем докладе отметил, что Россия, безусловно, нуждается в экономической и политической модернизации. Однако, по мнению владыки Илариона, достичь даже чисто экономического эффекта без принятия нравственного измерения такой модернизации невозможно, поскольку «проблемы, накопленные нашей страной за последнее столетие, носят далеко не только хозяйственный, но также идеологический и нравственный характер». Выступая перед собравшимися, председатель ОВЦС говорил о том, что за годы государственного атеизма в нашей стране была «выкорчевана религиозно-нравственная основа общественного бытия, а взамен создана хрупкая мораль советского человека, отчасти основанная на христианском этическом базисе». С развалом Советского Союза эта зыбкая мораль потеряла значение для наших граждан. «Люди в большинстве своем утратили ориентиры, нравственную систему координат, оказавшись в идеологическом вакууме. Старые ценности оказались непрочными и наивными в жестком мире экономического рационализма и борьбы за выживание», — сказал митрополит Иларион.

В качестве одного из основных препятствий для модернизации России сегодня архипастырь назвал коррупцию, но при этом подчеркнул, что «коррупция засела «в головах», а точнее — в сердцах людей». «Человек, не имеющий внутренних нравственных ограничителей, «страха Божия», будет ограничен лишь страхом наказания по светскому закону. Но закон несовершенен, несовершенны и люди, обязанные следить за его исполнением и уполномоченные наказывать за его нарушение. Практика показывает, что репрессивные меры в борьбе с этим злом дают свой эффект, но не в состоянии побороть его окончательно», — уверен глава Отдела внешних церковных связей.

По мнению иерарха, любые преобразования, будь то на национальном уровне, в семье или частной жизни индивида, должны быть сопряжены с совершенствованием человеческого духа, нравственных качеств личности: «Каждый человек несет служение на своем месте, где он и может сделать свой вклад в общее дело модернизации страны».

«Подлинное величие страны определяется не объемом ее ВВП, не размером золотовалютного запаса, не достижениями в экономической и финансовой сферах. Величие страны определяется качеством ее человеческого капитала», — считает владыка Иларион. «Мы не построим прочное государство, пока не научимся строить собственную жизнь на прочном фундаменте христианских нравственных ценностей, — сказал он. — Мы не сделаем нашу страну привлекательной для наших соседей, пока она не станет привлекательной для нас самих, пока не остановится отток из нее человеческого капитала».