Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

в праздник преображения господа бога и спаса нашего иисуса христа архиепископ рязанский и касимовский павел совершил божественную литургию в преображенском соборе рязанского кремля.

за богослужением владыке сослужили: ректор рязанской православной духовной  семинарии протоиерей николай сорокин, наместник спасо-преображенского мужского монастыря города рязани игумен игнатий (депутатов), настоятель храма в честь казанской иконы божией матери г. рязани протоиерей сергий огородников, наместник иоанно-богословского мужского монастыря с. пощупово  игумен дионисий (порубай), ключарь епархиального подворья николо-ямского храма г. рязани иерей алексей ольховников, а также братия и клир обители. во время торжественного богослужения был рукоположен во диаконы студент 5-го курса рязанской православной духовной семинарии евгений бокк. по окончании литургии владыка павел совершил чин освящения плодов. продолжая празднование 5-летия возрождения монашеской жизни в спасо-преображенском мужском монастыре г. рязани и 3-летие освящения преображенского собора, архиепископ павел вручил юбилейные грамоты благотворителям и прихожанам обители.

 

/смотреть фотографии/

накануне вечером архиепископ рязанский и касимовский павел совершил всенощное бдение в преображенском храме г. рязани, известным под названием 'спас-на-яру'. владыке сослужили настоятель лазаревского храм г. рязани протоиерей анатолий лазарев, настоятель преображенского храма протоиерей сергий чушкин, насельники свято-троицкого мужского монастыря г. рязани игумен викентий (мелихов) и игумен мелетий (носенко).

/смотреть фотографии/

о празднике преображения господа бога и спаса нашего иисуса христа

праздник установлен в память преображения господа нашего иисуса христа перед учениками на горе фавор. о нем рассказывается в трех синоптических евангелиях: от матфея (17:1-6), марка (9:1-8), луки (9:28-36).

в последний год своего общественного служения, находясь в кесарии филипповой, господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «ему должно идти в иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (мф. 16:21). слова учителя сильно опечалили апостолов и особенно петра, который стал прекословить спасителю, говоря: «будь милостив к себе, господи! да не будет этого с тобою!» (мф. 16:22). заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, иисус христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую он облечется по своем отшествии: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят сына человеческого, грядущего в царствии своем» (мф. 16:28).

спустя шесть дней господь в сопровождении учеников отправился из области кесарии филипповой в пределы галилеи. остановившись у горы фавор, он взял с собой трех учеников — петра и братьев заведеевых: иакова и иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. однако апостолы, утомившись, уснули: «петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (лк. 9:32).

во время их сна господь иисус христос преобразился: «и когда молился, вид лица его изменился, и одежда его в сделалась белою, блистающею» (лк. 9:29). очнувшись от сна, апостолы увидели его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. христос беседовал с двумя мужами — пророками моисеем и илией о предстоящих страданиях. когда беседа христа с моисеем и илией подходила к концу, апостол петр проникся дерзновением и сказал: «наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну моисею и одну илии» (лк. 9:33). петр, которому предназначено быть одним из созидателей церкви христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для учителя и явившихся им пророков. он все еще смотрит на иисуса христа по-земному и ставит его наряду с моисеем и илией. «но иисус, — пишет преп. ефрем сирин, — тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что он есть тот, кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «когда он еще говорил, — повествует св. евангелист, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте» (мф. 17:5).

при этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. в это время слава господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (мф. 17:7) подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме господа иисуса. они стали спускаться с горы. дорогою господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. апостолы выполнили просьбу спасителя и умолчали до поры об увиденном.

в русской народной традиции преображение называется вторым или яблочным спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. на руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. до этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. в православном календаре праздник приходится на успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

использованы материалы сайта 'патриархия.ru'