Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

проповедь святейшего патриарха кирилла после всенощного бдения в канун дня памяти прпп. зосимы, савватия и германа соловецких в преображенском соборе соловецкого монастыря

20.08.2010 23:12

источники: пресс-служба патриарха московского и всея руси / седмица.ru

сердечно поздравляю с праздником - праздником особым для сей святой обители, ибо мы вспоминаем ее преподобных основателей зосиму, германа и савватия, угодников божиих, которые своими трудами положили основу монашеской жизни на соловецких островах.

в евангелии, которое мы сегодня читали на утрене, содержатся замечательные слова - мы все хорошо их знаем: придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас; возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (мф. 11:28-29).

эти слова, много раз повторяемые, мы как-то не впускаем в свое сердце. но как важно помнить, что покой в сердцах (а покой - это и есть главная характеристика человеческого счастья) приходит тогда, когда человек кроток и смирен сердцем. не богатство, не слава, не популярность, не влияние в обществе, а кротость и смирение дают человеку покой в душе. монахи - это люди, которые всю свою жизнь строят таким образом, чтобы иметь этот покой в душе. поэтому кротость и смирение монаха есть непременное его качество. монах не может не быть смиренным - в противном случае он либо заблуждается в выбранном пути, либо допускает грубейшие ошибки в своей духовной жизни. ведь он пришел ради покоя, ради мира душевного, ради общения с богом, и если не становится человеком смиренным и кротким, значит он напрасно трудится.

но ведь эти слова обращены не только к монашествующим - они обращены ко всем людям, в том числе в современном мире, где так много стрессов, волнений, конфликтов, борьбы, в которую люди порой вовлекаются не по своей воле, а лишь потому что они стараются честно исполнять свой долг и поступать по совести. как же обрести покой? кротостью и смирением. это не значит, что человек должен поддакивать каждому и разменивать свои убеждения. это не значит, что человек, живущий в миру, должен быть подобен тряпке, о которую вытирают ноги. но это означает, что смирение является непременным условием человеческого счастья.

смирение - это в первую очередь осознание своего недостоинства пред богом. когда мы осознаем себя недостойными пред богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. смирение есть состояние полного и окончательного предания себя господу. и пребывая пред лицом божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.

вот почему так важно приезжать в монастыри нам, живущим в миру, прикасаться к духовному опыту подвижников и угодников божиих, которые в этих монастырях несли свое служение, общаться с монашеской братией, которая стремится повторить пример подвижников благочестия. монастыри всегда были местом духовного успокоения, местом, где человек начинает видеть и величие божие, и свою незначительность пред лицом божиим. а это и есть первый, самый важный, может быть, шаг к тому, чтобы становиться кротким и смиренным сердцем и обретать покой в душе своей.

пусть господь поможет всем нам, где бы мы ни были и чем бы мы ни занимались, - и людям высокого положения, и людям простым, и монашествующим, и мирянам - обретать внутренний покой через кротость и смирение сердца. аминь.

Яндекс.Метрика