Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

14 марта 2013 года в Самарской Духовной семинарии проведен семинар для руководителей образовательных учреждений по проблемам духовно-нравственного просвещения и образования детей и молодежи.

В работе семинара приняли участие архимандрит Вениамин (Лабутин), председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской и Сызранской епархии РПЦ, архимандрит Георгий (Шестун), заведующий межвузовской кафедрой православной психологии и педагогики, Д.И. Азаров, глава г.о. Самара, Н.Б. Колесникова, руководитель департамента образования г.о. Самара, И.А. Мягченкова, руководитель Самарского управления министерства образования и науки Самарской области, 149 руководителей образовательных учреждений г.о. Самары, представители департамента и управления образованием, сотрудники центра духовно-нравственного образования СИПКРО, преподаватели семинарии, священники-кураторы благочиний г. Самары. В работе семинара приняли участие 183 человека.

Ведущий семинара, архимандрит Вениамин (Лабутин), обозначив актуальность рассматриваемой проблемы, предоставил слово для приветствия Главе г.о. Самара Азарову Дмитрию Игоревичу.

Азаров Дмитрий Игоревич акцентировал внимание присутствующих на государственной значимости рассматриваемого вопроса, на объективных трудностях введения нового учебного курса, призвал директорский корпус более внимательно отнестись к работе с родителями и по подбору педагогов для обеспечения альтернативности выбора модулей и профессионального их воплощения в учебном процессе.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук свое выступление на тему: «Понятийное пространство духовно-нравственной составляющей ФГОС» посвятил раскрытию понятий «духовность», «нравственность», «светское образование», «религиозное образование», охарактеризовал учебное пособие «Основы светской этики» и другие вопросы духовно-нравственного образования. Особое внимание он уделил духовно-нравственному потенциалу, который необходимо раскрывать школьникам при рассмотрении исторических событий в период правления династии Романовых и личностных качеств семьи Романовых.

Архимандрит Вениамин (Лабутин), кандидат богословия при рассмотрении вопроса «Концепция взаимодействия образовательных учреждений Самарской области и Самарской митрополии Русской Православной Церкви» сформулировал проблемы введения курса ОРКСЭ на территории Самарской области на основе результатов мониторинга готовности ОУ к преподаванию курса. Данные мониторинга были представлены на уровне России, Самарской области, г.о. Самары и его районов. Он обосновал необходимость введения института кураторов-священников для оказания помощи районным методическим объединениям учителей ОРКСЭ, ОПК, гуманитарного цикла по вопросам духовно-нравственного просвещения и образования.

Участникам семинара были представлены кураторы-священники, рекомендованные для совместной работы с педагогами образовательных учреждений г.о. Самара

Глава г.о. Самара Азаров Дмитрий Игоревич предложил директорам школ в режиме «Свободный микрофон» поделиться опытом и обозначить проблемы, которые необходимо решать на уровне Администрации города, Правительства области.

В ходе обсуждения проблем были сформулированы предложения, которые обобщены с предложениями участников семинаров руководителей и их заместителей образовательных учреждений г.о. Тольятти и представлены в заключительной части данного документа.

15 марта 2013 года в АНО «Православная классическая гимназия» г. Тольятти проведены семинары для руководителей образовательных учреждений и их заместителей по проблемам духовно-нравственного просвещения и образования детей и молодежи.

В работе семинара для руководителей образовательных учреждений приняли участие архимандрит Вениамин (Лабутин), председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской и Сызранской епархии РПЦ, протоиерей Димитрий Лескин, директор Православной классической гимназии г. Тольятти, благочинные протоиерей Николай Манихин, протоиерей Валерий Марченко, протоиерей Александр Здоренко, протоиерей Андрей Матвеев, священники-кураторы благочиний г. Тольятти, Е.В. Ширнина, заместитель мэра по социальным вопросам мэрии г.о. Тольятти, Т.И. Леснякова, руководитель департамента образования мэрии г.о. Тольятти, А.Л. Лопырина, и.о. руководителя ТУ МОиН Самарской области, руководители и их заместители по воспитательной работе образовательных учреждений г.о. Тольятти, представители департамента и управления образованием, сотрудники центра духовно-нравственного образования СИПКРО, преподаватели гимназии, В работе двух семинаров приняли участие 180 человека.

В приветственных словах Е.В. Ширниной, Т.И. Лесняковой, А.Л. Лопыриной была высказана позиция по отношению к курсу ОРКСЭ, его значению в формировании нравственных устоев личности школьников, обозначено проблемное поле рассматриваемого вопроса и представлен опыт духовно-нравственного образования детей и молодежи в г. Тольятти.

В выступлении архимандрита Вениамина (Лабутина) были обозначены актуальность и целесообразность включение кураторов-священников в работу методических объединений учителей гуманитарного цикла, а так же продемонстрировано на конкретных примерах значение духовно-нравственного потенциала гуманитарных предметов в формировании ценностных ориентаций молодежи.

Протоиерей Димитрий Лескин, директор Православной классической гимназии, доктор философских наук, кандидат богословия, руководитель ОРОК Тольяттинских благочиний в своем выступлении на тему «Концепция взаимодействия образовательных учреждений Самарской области и благочиний Тольятти Русской Православной Церкви» обратил внимание руководителей на философские и богословские аспекты рассматриваемого вопроса, более подробно остановился на обязанностях и содержании работы кураторов-священников.

Е.П. Бельчикова познакомила руководителей ОУ с разработками Рабочей группы при СИПКРО по введению ОРКСЭ в ОУ Самарской области. Обратила особое внимание на возможность использования материалов по самарскому краеведению в урочной и внеурочной работе. Проблему продолжения образования учителей ОРКСЭ предложила решать в дистанционном режиме с помощью видеолекций, разработанных для заочного обучения учителей.

Об опыте работы по введению учебного курса ОРКСЭ в школьном курсе муниципального образовательного учреждения рассказала Л.М. Лебедева, директор МБОУ СОШ № 59 г.о. Тольятти.

В работе семинара для зам. руководителей образовательных учреждений приняли участие архимандрит Вениамин (Лабутин), председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской и Сызранской епархии РПЦ, протоиерей Александр Здоренкко, благочинный Тольяттинского Невского благочиния, Е.П. Бельчикова, заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Самарской и Сызранской епархии РПЦ, М.М. Арбекова, руководитель центра духовно-нравственного образования СИПКРО, Т.М. Сливкина, методист СИПКРО представители департамента и управления образованием, преподаватели гимназии, заместителей руководителей образовательных учреждений г.о. Тольятти.

В выступлении архимандрита Вениамина (Лабутина) на примерах классической литературы и исторических событий был проиллюстрирован духовный потенциал литературы и истории. Внимание слушателей было обращено на значение духовной составляющей содержания базовых предметов в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Архимандрит Вениамин раскрыл роль кураторов-священников в освоении педагогами гуманитарного цикла духовного смысла художественных произведений и духовной оценке исторических событий нашего Отечества.

Т.М. Сливкина продолжила разговор о духовном потенциале базовых предметов. В частности, она обратила внимание слушателей на значение языка в формировании личности ребенка, на сакральное значение церковнославянского языка.

Е.П. Бельчикова познакомила заместителей директоров с разработками Рабочей группы при СИПКРО по введению ОРКСЭ в ОУ Самарской области. Обратила особое внимание на возможность использования материалов по самарскому краеведению в урочной и внеурочной работе. Проблему продолжения образования учителей предложила решать в дистанционном режиме с помощью видеолекций, разработанных для заочного обучения учителей ОРКСЭ. Отличие религиозного образования от изучения религиозных культур, она продемонстрировала на примере регионального учебного пособия «Духовно-нравственная культура России: Основы православной культуры» для учащихся 4 класса.

Подвел итоги работы семинара протоиерей Александр Здоренкко, благочинный Тольяттинского Невского благочиния.

В ходе обсуждения проблем участниками семинаров были сформулированы следующие предложения:

· Для разрешения проблемы оплаты работы педагогов курса ОРКСЭ, связанной с альтернативностью выбора модулей, целесообразно в базисный учебный план ввести схему деления на подгруппы, аналогично как для иностранного языка и информатики.

· Изменение выбора модуля ОРКСЭ в образовательных учреждениях приведет к проблеме обеспечения учебными пособиями, поэтому необходимо обратиться в министерство образования и науки Самарской области с просьбой решения вопроса оснащения библиотек ОУ пособиями по вновь избранным модулям.

· Сложность содержания курса и малый объем курсовой подготовки (72 часа) породили трудности у учителей ОРКСЭ в организации учебного процесса. Поэтому назрела потребность в разработке системы повышения квалификации педагогов для ведения модуля «Основы православной культуры» и других модулей в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием дистанционных образовательных технологий.

· С целью обеспечения более полной информации родителей и населения области по вводимому курсу ОРКСЭ целесообразно организовать:

v информирование родителей через СМИ, через городские родительские комитеты;

v до 1 апреля 2013 года в параллели 3-х классов образовательных учреждений Самарской области системную информационную работу по разъяснению содержания курса «Основы религиозных культур и светской этики», направленную на осознанный выбор обучающимися и родителями одного из модулей курса (общешкольное собрание, родительские собрания по классам, индивидуальная работа с родителями). Кураторам-священникам принять участие в родительских собраниях по приглашению образовательного учреждения, оказать консультативную помощь.

· Ввести в практику работы образовательного учреждения активное взаимодействие с кураторами-священниками в рамках мероприятий Программы долгосрочного сотрудничества Министерства образования и науки Самарской области и Самарской митрополии Русский Православной Церкви до 2017 года.

· ГАОУ «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» и АНО «Православная классическая гимназия» продолжить систематическую работу по оказанию постоянной консультативной и методической помощи руководителям образовательных учреждений, заместителям руководителей и педагогам по вопросам, связанным с преподаванием курса «Основы религиозных культур и светской этики», «Основ православной культуры», дисциплин гуманитарного цикла.