Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Личность в центре внимания

Наркомания страшна не только формированием у человека духовной и психо-физиологической зависимостей. Одно из ее печальных последствий — заражение ВИЧ-инфекцией. Наш корреспондент встретился со специалистами, хорошо знакомыми с этой проблемой — сотрудниками Областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (Центр СПИД).

О работе клинико-профилактического отдела Центра СПИД нам рассказали заведующий отделом, специалист по социальной работе Александр Викторович Коробков и медицинский психолог Екатерина Анатольевна Звержеева.

Екатерина Анатольевна: Наш отдел создавался в целях предотвращения заболеваемости СПИД. Поэтому, прежде всего, мы занимаемся пропагандой здорового образа жизни, в том числе — среди подростков и молодежи. Спустя некоторое время после создания Центра у нас появилось еще одно направление — помощь больным людям (ВИЧ-инфицированным). Среди них много людей наркозависимых, с опытом употребления внутривенных наркотиков.

Александр Викторович: В последнее время процент наркозависимых среди инфицированных ВИЧ, снизился с 70 до 57, потому что стало больше пациентов, заразившихся половым путем. Такова тенденция, свидетельствующая еще и об изменении в нашем обществе отношения к интимной стороне общения мужчины и женщины. Изменения произошли не в лучшую строну, к сожалению: о серьезности отношений и ответственности думают все меньше, а об отрицательных последствиях не думают вообще.

Сотрудник клинико-диагностического отдела Центра СПИД, врач-психотерапевт Дмитрий Александрович Новиков: Как врач-психотерапевт, я работаю с инфицированными больными. Моя задача — по возможности скорректировать негативные изменения в их поведении и, прежде всего, стимулировать больных к медицинскому наблюдению и лечению. Мне приходится непосредственно касаться психологического и духовного аспектов СПИД.

В чем, я думаю, мы совпадаем с позицией Православной Церкви, это в том, что мы также ставим акцент на личности человека. В Церкви говорят: «К Богу надо прийти», то есть первый шаг к вере человек должен сделать сам. Только тогда он может ожидать, что Господь поможет ему. Психологи в этом случае говорят о «личностном росте человека».

Также мы говорим об инстинктах, которые в каждом человеке заложены, хотя он их может не осознавать. Это инстинкт самосохранения и инстинкт саморазрушения. Если у человека развита сила воли и в его личности присутствует духовный стержень, тогда он способен сопротивляться инстинкту разрушения (с ним как раз связана тяга к употреблению наркотиков). Духовность — это одна из главных сил, благодаря которой человек ценит жизнь, то есть нацелен на созидание.

Очень многое зависит от того, как с самого начала складывалась жизнь человека — с зачатия и вынашивания. Если мама во время беременности пыталась избавиться от нежеланного ребенка, если даже просто думала о его нежеланности и о возможности аборта, если отношения между матерью и отцом ребенка конфликтные, в таком случае у человека, еще даже не рожденного, может формироваться установка на уничтожение и самоуничтожение. Он чувствует, и это потом скажется на всей его жизни, что мир к нему относится враждебно, что его не любят. В итоге уже на этой стадии у него формируется соответствующее «базовое чувство» — чувство агрессии, а не любви. Вообще, психологическая связь между матерью и ребенком очень сильна. Психологи для обозначения этой связи употребляют термин «эмоциональная пуповина». Она продолжает сохраняться и после рождения ребенка, примерно до трех лет. Затем на личность человека влияет среда, в которой он воспитывается: нормальная это семья или семья больных алкоголизмом, наркоманией. Негативно влияет любое отступление от любви в семейных отношениях. В том числе негативное воздействие оказывают извращенные формы религиозности, так называемый религиозный фанатизм.

— Люди какого возраста чаще становятся пациентами вашего Центра?

Екатерина Анатольевна: Риск заболевания наркоманией и заражения ВИЧ связан не столько с возрастом, сколько с типом личности. Особенно высок этот риск у людей гипертимного склада, то есть легко возбудимых и поэтому ищущих в жизни разного рода удовольствий. Также подвержен наркомании и, как следствие, заражению ВИЧ конформный тип, у которого наблюдаются в психике и поведении детские, ведомые черты. Это признак инфантильности, то есть незрелости личности.

Дмитрий Александрович: Гипертимные личности обладают достаточно сильной волей, поэтому у них больше шансов бросить употреблять наркотики и заняться лечением. Что касается конформного типа, он характерен для подростков. В подростковом возрасте происходит социализация личности, поэтому для нее очень важна внешняя поддержка. Если конформный подросток попадет в среду наркоманов, ему будет очень трудно справиться с соблазном и избежать заболевания.

— Вы говорите о важности духовного стержня в человеке. Не могли бы вы рассказать подробнее, в каких случаях в своей работе с пациентами вам приходится касаться духовных вопросов?

Александр Викторович: В последнее время нам все часто приходится слышать от пациентов просьбы помочь им связаться с православным священником. Одним совет поговорить о своей болезни со священником дали родные или знакомые, другие приходят к этому сами, причем, мысль о необходимости разговора с верующим человеком, представителем Церкви, многие воспринимают, как особое откровение, духовный зов свыше.

Дмитрий Александрович: К сфере духовности относятся такие вопросы, как « В чем смысл моей жизни?», «Сколько лет мне предстоит жить?», «Что ожидает меня за смертной чертой?». Для наших пациентов это вопросы не абстрактные, так как их заболевание — очень серьезное и может привести к летальному исходу. Когда они узнают о своем диагнозе — ВИЧ-инфекция, у большинства в первое время пропадает желание жить, главным образом из-за того, что они переживают свое заболевание как душевную грязь, из-за которой они считают себя недостойными жить дальше.

Александр Викторович: В настоящее время наш Центр принимает участие в двух важных общероссийских медицинских проектах — «Приверженность» (лечение ВИЧ-инфекции у представителей уязвимых групп населения, в том числе — у наркоманов) и «Паллиативная помощь при ВИЧ» (помощь умирающим от ВИЧ). В эти проекты специально включена духовная помощь пациентам. Этот аспект проектов предполагает активное участие в них священников.

— Могут ли духовную поддержку ВИЧ-инфицированным и безнадежным больным, уже умирающим от этого недуга, оказывать не священники, а просто верующие люди, с определенным духовным, психологическим и жизненным опытом?

Дмитрий Александрович: Конечно. Мы были бы очень рады сотрудничеству с Православной Церковью и готовы к участию православных волонтеров в названных проектах.

Адрес Областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями: Чита, ул. Амурская, 39, Клинико-иммунологический центр (Центр СПИД). На прием к специалистам клинико-профилактического и клинико-диагностического отделов можно записаться по телефону: 31-03-66. По вторникам и четвергам с 18.00 до 20.00 в Центре работает телефон доверия для ВИЧ инфицированных. На ваши вопросы ответят работающие в Центре волонтеры, лично столкнувшиеся с этой проблемой и имеющие положительный опыт ее решения.