Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Праздник Святителя Николая. [Симбирская епархия]

22.05.2010

22 мая 2010г. в день Святителя Николая Чудотворца архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл отслужил Божественную Литургию на Никольской горе в п.Сурском.

За последние десять лет такого большого количества паломников на месте явления Николая Угодника в Сурском-Промзино городище не было. Слава Богу.

Верующие перед образом Святителя Николая.

Люди с полными бутылями освященной воды с Никольского источника поднимаются в гору на Божественную Литургию.

Божественная Литургия на Никольской горе.

Благословения у Владыки просит строитель Часовни на Никольской горе Виктор Евстифеев.

Строительство часовни на горе финансировал бывший нефтяник Виктор Евстифеев при активном содействии тогдашнего руководителя Законодательного собрания области Сергея Рябухина

Сотни причастников в праздничный день.

Паломники приезжают со всех соседних областей, многие накануне, останавливаются с ночевкой под Никольской горой на берегу реки Сура, купаются в родниках, готовятся к причащению.

Традиционно после молебна Владыка благословляет народ Святым образом Николая Угодника.

ПОД ПОКРОВОМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ВЫСТОЯЛ КРАЙ СУРСКИЙ!

В старину народы, жившие в этих местах, зарабатывали славу России своей кровью, отстаивая свою независимость от захватчиков и свою веру: Святое Православие. Наши предки были людьми глубоко религиозными, и для них было очень важным не только географическое, удобное и экономически или стратегически-военное полезное место расположения своего села. Но важно было и то, есть ли Благословение Божие на это место. А здесь на этой Промзинской горе, как известно Господь явил Чудо.

В старину было естественным, когда при заселении, люди сначала возводили храмы, а потом уже начинали строить острог и свое жилье. С XVI века крымские татары совершали опустошительные набеги на эти места, поселения. Здесь не было постоянного войска. Земли были пограничными. Кочевники захватывали в плен детей, женщин, мужчин убивали, мальчиков превращали в янычар. Человек, насильно в детстве лишенный своих национальных корней, становился самым страшным и беспощадным воином, более жестоким, чем сами захватчики.

В 1552 году один из подобных больших отрядов подошел к берегам Суры. Местные жители смогли набрать лишь небольшое ополчение из стрельцов и местных жителей. И уже понимали, что если не будет никакой помощи, то наступит полное истребление населения и разорение селения. Один из русских воинов-разведчиков переплыл Суру и заметил в стане врага смятение: спешные сборы кочевников и не просто отступление, а буквальный побег из этих мест. Наш земляк-воин поднял голову и увидел то, что напугало кочевников - Чудесное видение на горе. В гигантском небесном огненном столпе стоял Старец в святительских одеждах. В одной руке в виде щита он держал икону, в другой - боевой меч. Он был именно таким, каким мы видим его на некоторых иконах Святителя Николая. А перед ним предстоял воин на белом коне, в таком обличии, в котором изображен на иконах Георгий Победоносец. Воин спешился, сошел с коня, преклонил колени и стал молиться перед Старцем. Видя это грозное видение, крымские татары бежали. И после этого набеги на эти местности прекратились. Вскоре на родниках была найдена икона Святителя Николая, в том виде, каком он и являлся в тот знаменательный день.

Родник, на котором была найдена Чудесная Икона, истекает в 2 км от горы, на которой было Видение. Икона была явлена на каменной доске размером в человеческий рост. От нее вскоре стали происходить Чудотворения. Это событие, а именно: явление Николая Чудотворца,- послужило отправной точкой заселения Сурского края. Место, указанное Божиим Угодником было богато природными ресурсами: замечательная река и озера - рыбой, удивительные леса – дичью и зверями, грибами и ягодами. И конечно, здесь есть духовное богатство. Народ издревле тянулся к Святыне, а паломничество в наши места совершается до сих пор со всей России.

На горе сначала построили деревянную часовню, но вскоре возвели каменную. И с этих времен начинается массовое паломничество, которое происходило во все времена. Из дошедших до настоящего времени источников известно, что в мае, в день празднования памяти святителя Николая, собиралось до ста тысяч человек. Есть старинные фотографии этих событий. Все эти люди шли к Иконе, которую потом украсили драгоценными камнями, ризой, золотом, бисером. Цена иконы исчислялась порядка 7 тысяч 'царскими', дореволюционными рублями (в переводе на совеременные деньги – не менее 9,8 миллиона рублей). Это были пожертвования от людей, которым Николай Чудотворец помогал. Поселение стало волостным селом Алатырского уезда Симбирской губернии. Стояло здесь два храма, семь часовен, в том числе часовня на кладбище и на выезде, на родниках. Часовню и источник, где была явлена икона - назвали Никольскими. Также построены были часовни на источниках Георгия Победоносца и Казанском.

Если идти напрямую через лес от Николиной горы метров 900, выйдите к источнику Георгия Победоносца, а вдоль берега реки Суры в 2-2,5 км расположен источник Николая Чудотворца, где была найдена Икона, рядом - Казанский родник.

СТАРЕЦ НЕ ДАЛ БОГОБОРЦАМ УНИЧТОЖИТЬ СВЯТУЮ ГОРУ.

Для выполнения этой работы долго искали людей, но никто не соглашался, даже из местных мусульман! В конце концов, уговорили приезжего азербайджанца, который и загнал на святой холм бульдозер и начал срывать Николину гору. Но внезапно трактор потерял управление и сорвался в кручи, зацепившись за растущие на косогоре деревья. Бульдозерист сбежал. А когда его через 3 дня нашли в лесу, он в полубреду испуганно говорил, что видел Старца на горе, который не давал ему работать. До варварских работ гора была выше на 5-6 метров. Это видно по старым снимкам. Образовалось современное плато. Этого бульдозериста как велось в те времена быстро и без огласки отправили в психиатрическую больницу, откуда он уже не вернулся. Ведь тогда нельзя было «видеть Старцев», можно было верить только в непогрешимость Ленина и Сталина.

С тех пор попыток уничтожить гору не предпринимали, но преследования священников и народ, приходящий на гору и к источникам, продолжались до конца 80-х годов. Организовывали посты дежурств из числа местных коммунистов, задерживали паломников, отбирали паспорта, сообщали по месту работы и т.д. Я встречался с местными жителями, свидетелями тех событий 60х годов. Многие из тех 'тогдашних коммунистов' рассказывают, что разгоняли они народ с большой неохотой, по принуждению. И сами, пропуская народ к Святыням в отсутствие начальства, были наказаны.

Икона в 30-годы после разрушения часовни была утеряна, куда ее дели расхитители неизвестно. Сначала с нее содрали ризу с драгоценностями, а потом забрали и саму икону. Описание ее хранится в местном музее, вместе с рассказом о явлении, в истории Сурского края.

Александр Гордеев - местный художник, патриот Сурского края хранит старинные фотографии, повествующие о событиях, связанных с историей края, Николиной горы, есть у него описание пропавшей иконы. Близкая копия хранится в храме села Кирзять и вторая копия - в храме Сурского. Здание церкви Сурского - бывший дом батюшки Копьева, Благочинного местного района до революции. Церковь стояла в центре, где сейчас находится памятник Ленину, на площади, на месте современного здания суда, прокуратуры. Собор тогда не достроили, помешала первая мировая война. Когда проводили земляные работы для слива канализации, обнаружили много человеческих останков - захоронения священнослужителей. Их перезахоронили рядом с храмом. Чьи это останки выяснить пока не удалось. Это оказалось очень трудным вопросом, потому что даже само Сурское было специально переименовано, чтобы сбить с толку направляющихся в эти места паломников. Родное и первое название селения Промзино-городище, здесь река Промза впадает в Суру. Было оно волостным селом Алатырского уезда, переименованное затем в Сурское. Сделано это было для того, чтобы придать селению безликое название и стереть в памяти людей святую память о Николае Чудотворце! Сурское есть в Пензенской области, Чувашии. Когда разрушили недостроенный Собор, был большой пожар . Большинство деревянных зданий, в том числе дома священнослужителей сгорели. Каменный дом благочинного уцелел. Теперь в нем – нынешняя церковь. Отсуживали его у местной администрации в процессе 19 заседаний арбитражного суда.

Отец Георгий - местный настоятель храма сам родом из Воронежской области, по образованию строитель. Многое сделал для нашей епархии - строил церковь в Николаевском районе, в с. Баевка, открывал храм в Николаевке, отстраивал отсуженное здание каменной церкви в Сурском. Под его началом пристроили колокольню и алтарь. Восстановление старинного здания и возведение храма было очень трудоемким. Стены были в неухоженном состоянии, ремонт производили примитивным образом, окрашивая здание белой краской низкого качества. Пришлось весь периметр здания кропотливо,- сантиметр за сантиметром, очищать вручную и частично пескоструйным агрегатом. Для того, чтобы найти подобный кирпич для возведения колокольни и алтаря пришлось разбирать давно пустующие, заброшенные дома в соседних селах. Перевозить его на место стройки и вручную очищать каждый кирпичик! Строительство заняло 4 года.

Репортаж с места событий фотолетописца епархии Нафанаила. Во славу Божию.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика