Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Паломничество в Миры Ликийские. [Симбирская епархия]

21.12.2009

Симбирский паломник в Мире Ликийской.

Экскурсия в город Демре стоит на самом первом месте в рекламных проспектах большинства туристических фирм. Описывая эту поездку, турецкие турфирмы привлекают туристов, в первую очередь, именем святого Николая и родиной Санта-Клауса, попросту Деда Мороза. Это связано с мнением, что имя святителя Николая весь мир отождествляет с Дедом Морозом, одетым в красную шубу, с мешочком подарков. Это сослужило отрицательную роль в событии, происшедшем 2005-м году, когда в по решению местных властей демонтировали бронзовую статую Николая Чудотворца. Этот монумент, выполненный российским скульптором Григорием Потоцким, и сооруженный на средства, собранные российскими учителями и школьниками, был в 2000 году установлен на небольшой площади рядом с храмом, где некогда служил свт. Николай. Вместо уничтоженного памятника турецкими властями на пьедестал была водружена пластиковая кукла Санта-Клауса! Вы не можете себе представить, каково было мое возмущение и удивление, когда я увидел эту, выгоревшую на солнце гигантскую игрушку! Я до того был расстроен, что не стал даже фотографировать это безобразие! Немного отлегло от сердца, когда мы увидели восстановленную скульптуру перед самым входом в храм. Мэр курортного городка Демре считает, что лучшим привлечением туристов будет именно образ Санта Клауса, здесь его называют «Баба Ноэль», а не Святителя Николая. Хотя паломничество в эти места, где находится храм, в котором не один десяток лет служил свт.Николай, привлекает большое количество туристов, в основном, из России! А русские – это основной стратегический контингент туризма в Турции. В общем, турки совершили очередную ошибку, которую пришлось исправлять россиянам. В 2005-м году, во время престольного праздника, который отмечается здесь 6 декабря, в Демре, перед храмом свт. Николая, был установлен заново изготовленный монумент святому, который появился, благодаря российским фондам мира и письму деятелей культуры России, адресованному президенту Турции.

Приведу дословно выдержку из туристического проспекта турецкой фирмы: «Хотите побывать на родине Санта Клауса и увидеть затонувший город? Если да, то мы рады пригласить Вас на экскурсию в Демре. Современный город Демре- древняя Мира - дарит нам необычно трогательный памятник- церковь Святого Николая Чудотворца. В 300 году н.э. Николай, уроженец Патары, стал епископом Миры, где он проповедовал до самой своей смерти в 325 году. Вскоре после смерти Святого Николая, было отмечено несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его праху».

Ликия – страна солнца. В древности ликийским городам было принято давать красивые названия. Мира называлась «Жемчужиной побережья». Почему так? Потому что Мира являлась одним из важнейших 23-х городов Ликийской федерации.

Хорошо сохранившийся театр Миры был одним из самых выдающихся образцов античной архитектуры. В прекрасном состоянии сохранились некрополь с захоронениями знатных жителей древней Ликии, храм свободной Артемиды, который древние историки упоминают наряду с храмами Артемиды в Эфесе и Перге, - сооружение, которым Мира особенно гордилась. Из этого следует, что Мира действительно была одним из значимых городов древней Ликии. В Мире побывали святые Павел, Лука и Аристарх (Библ. 27:5/6). Здесь их, арестованных, пересаживали с одного корабля на другой по пути в Рим в 60 г.н.э.

Другим подтверждением значения Миры является тот факт, что в византийский период в Мире служил свой епископ, а им в IV в. был святитель Николай. Благодаря этому, в Мире был возведен великолепный храм-церковь (базилика) святого Николая.

Вот так не больше, ни меньше. Судите сами. И, если Турция, намеревающаяся добиться возвращения мощей святителя Николая Мирликийского на историческую родину через международный суд в Гааге, одержит победу, то неизвестно, сможем ли мы поклоняться мощам святого так, как сейчас это возможно делать в итальянском городе Бари, в находящемся там католическом храме.

Храм в Демре является музеем. Священнослужители Константинопольской патриархии совершают в нем богослужения дважды в год: в день памяти Святителя 19 декабря и в праздник Рождества Христова.

На фотографии виден проход под алтарем. Среди паломников бытует мнение, что для исполнения своих просьб к Святителю нужно пройти по проходу под алтарем. Идут все: взрослые и дети. В небольшом узком тонеле темно, идти нужно на ощупь. Я, каюсь - грешен, тоже прошел по этому проходу, более для того, чтобы полнее ощутить само событие посещения храма и побывать всюду. Хотя и просил женщин не грешить, проходя сквозь алтарь, говоря им, что в алтарь можно входить только мужчинам.

Место упокоения свт. Николая, в течение нескольких веков, было заброшенным и представляло собой убогий вид. Развалины древнего Сионского храма побудили русского паломника-писателя Муравьева А.Н. просить благословения Московского митрополита Филарета на приобретение развалин древнего храма в собственность России для его восстановления. С разрешения Святейшего Синода, путем щедрых пожертвований, Муравьев собрал необходимую сумму и приобрел, только не на свое имя, поскольку это было запрещено турецкими законами, а на имя одного местного жителя, значительный земельный участок с развалинами полуразрушенной крепости, включая храм. Не сразу, к 1860 году, в нижнем этаже бывшего Сионского храма появилась небольшая русская церковь во имя святителя Николая. Стараниями А.Н.Муравьева и тогдашнего русского посла в Константинополе графа Н.П.Игнатьева, удалось более прочно закрепить территорию храма за Россией, оформив мирликийские владения за княгиней А.М.Голицыной.

Граф Игнатьев не собирался останавливаться на этом и хотел предпринять все меры для возрождения и восстановления храма. Но позднее, в 1879 году, турецкое правительство издало особое постановление, где объявлялось, что мирликийская церковь не может быть передана русским, по соображениям военно-стратегического характера. Возникло даже подозрение, что таким образом русское правительство пытается создать военный оплот в Средиземном море. После победы России в войне 1877-1878 гг., в 1891 году турецкий государственный совет, из опасений перед Россией, постановил считать приобретенные Россией в Мирах земли потерявшими своих владельцев на основании того, что со времени приобретения они не обрабатывались русскими, и, следовательно, подлежали, согласно существующим в Турции законам о земельной собственности, отчуждению в пользу государства.

Посещение храма произвело на меня очень глубокое благоприятное впечатление. Власти все-таки стараются поддерживать в самом храме, и в округе, чистоту и порядок. Ведут реконструкцию, восстанавливают первоначальный вид церкви, берегут то, что сохранилось. Я входил в здание, официально считающееся сейчас только музеем, как положено православному входить в действующий храм. Глядя на меня, наши туристы повторяли за мной все то, что делал и я. Нельзя не высказать моей радости от того, что я нахожусь в храме, где десятки лет служил сам святитель Николай Мирликийский! Не верилось в это чудо! Не хотелось уходить из храма, в котором проходило служение святителя, с того места, где он стоял, где звучал его голос во время богослужения,. где он причащал своих прихожан и произносил проповеди перед ними.

Храм представляет собой базилику в форме креста, с одним большим помещением, посередине покрытым куполом с двумя залами по бокам, на севере с маленькой четырехугольной и двумя комнатками.

Перед входом в церковь расположены внутренний двор и двойной притвор с крестово-образными сводами. Стены церкви были украшены фресками XI и XII веков, фрагменты которых можно различить и сегодня, а пол был выложен мозаиками с геометрическими узорами. В полукруглой части центральной части базилики находился синтронон с рядом мест для священников, кафедрой священника и нижней галереей. Центральное помещение отделено от боковых приделов сводчатыми галереями. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации заменённый сводом.

Саркофаг, в котором, как полагают, и был захоронен святой Николай, находится южной части церкви между двумя колоннами позади разрушенной мраморной перегородки. Саркофаг изготовлен из белого мрамора, украшен различными рельефами и орнаментом с растительным узором.

С большим благоговением и надеждой наши паломники прикладывались к саркофагу святителя, кланялись, у подножия ставили свечи, подносили детей. Люди, как могли, молились, шептали просьбы и чувствовалось, будто все они привезли с собой со своей Родины, где любят Николая Чудотворца, как нигде в мире, привезли с собою частичку своей Церкви. Церкви, в которую их впервые когда-то приводила мама, где они первый раз увидели икону с ликом небесного заступника и вместе с мамой ставили свечечку у его образа. Войдя в храм, я чувствовал себя будто в родном доме, в России, в русском православном храме. И вели себя наши соотечественники молитвенно, благоговейно, как говорят, со страхом Божиим и трепетом духовным. Я вышел из храма и опять вернулся, чтобы еще минуту постоять под его сводами, полюбоваться уцелевшими древними фресками, пройти по древнему мрамору, отполированному миллионами ног паломников, и помолиться. А потом понял, почему не хотелось уходить. Я чувствовал, почти физически ощущал незримое присутствие святителя Николая.

Надпись на мраморной крышке саркофага была выполнена по заказу русского царя Николая I, который финансировал реставрацию церкви в 1862 году. Текст написан на кириллице. Резчик, высекавший надпись не был знаком с русским алфавитом, и, поэтому, надпись сделана с большим количеством грамматических ошибок и неверно изображенных букв.

Текст представляет собой тропарь святому: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче сявщенноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».

Гид-женщина, которая сопровождала нас, приехала в Турцию из Советского Союза. Она является уроженкой Душанбе, русской, православной христианкой. Рассказывает, что очень непросто в Турции обстоят дела с организацией православных приходов, общин. Власти, как могут, мешают, препятствуют этому. Местные жители не хотят проблем в жизни, и, поэтому, многие скрывают свои христианские убеждения. Сейчас она и ее друзья озабочены тем, что хотели бы создать свою православную общину, иметь место для совершения Богослужений, но пока не могут решить ни одной из проблем. Нет ни дома, комнаты, ни разрешения от властей.

В новом сезоне туристические центры планируют организацию паломнических маршрутов для российских туристов в Демре, Каппадокию, Эфес и многие другие города по местам, где сохранились христианские церкви, в сопровождении православных священников. По крайней мере, такое сообщение поступило через эти турагенства.

Святитель Николай родился в III веке в городе Патаре, в Малой Азии (сейчас территория Турции). С самого детства он преуспевал в изучении Божественного Писания и молитве, впоследствии стал священником, а затем епископом города Миры Ликийские.

По церковному преданию, за свою земную жизнь Николай Чудотворец совершил множество добрых дел. Поэтому считается, что именно святитель Николай является прототипом современного Деда Мороза, который способен приносить людям счастье и благополучие, мир и здоровье, любовь и надежду.

Святитель Николай – самый почитаемый святой не только в России, но и во всем православном мире. Именно к нему обращаются с молитвами путешествующие и мореплаватели, считающие небесного Угодника своим покровителем. Христиане мира знают его, иконы свт. Николая всегда ставятся в храмах на самых почетных местах. Очень большое количество храмов в России носит имя этого величайшего чудотворца.

Скончался святитель 19 декабря, в середине IV века в глубокой старости. Мощи святого сохранились в нетлении. От них произошло исцеление множества людей.

«Первый перед Богом заступник», «Николай Угодник», - так называют на Руси святителя Николая.

Много преданий связанных с помощью Николая Чудотворца передается верующими на русской земле. Наш симбирский край не стал исключением. Самый почитаемый святой на Руси и в древности и дни тяжких испытаний приходил на помощь православному народу.

Под покровом Святителя Николая выстоял наш край Сурский!

В прошлом, народы, жившие в этих местах, зарабатывали славу России своей кровью, отстаивая свою независимость от захватчиков и свою веру: Святое Православие. Наши предки были людьми глубоко религиозными, и для них было очень важным не только географическое, удобное и экономически или стратегически-военное полезное место расположения своего села, но и то, есть ли Благословение Божие на это жизнь в этом месте. А здесь, на Промзинской горе, Господь явил Чудо.

В старину было естественным то, что, при заселении, люди сначала возводили храмы, а потом уже начинали строить острог и свое жилье. С XVI века крымские татары совершали опустошительные набеги на эти места, поселения. Здесь не было постоянного войска. Земли были приграничными. Кочевники захватывали в плен детей, женщин, мужчин убивали, мальчиков превращали в янычар. Человек, насильно в детстве лишенный своих национальных корней, становился самым страшным и беспощадным воином, более жестоким, чем сами захватчики.

В 1552 году один из подобных больших отрядов подошел к берегам Суры. Местные жители смогли набрать лишь небольшое ополчение из стрельцов и местных жителей. И понимали, что если не будет никакой помощи, то наступит полное истребление населения и разорение селения. Один из русских воинов-разведчиков переплыл Суру и заметил в стане врага смятение: спешные сборы кочевников и не просто отступление, а бегство из этих мест. Наш земляк-воин поднял голову и увидел то, что напугало кочевников - чудесное видение на горе. В гигантском небесном огненном столпе стоял Старец в святительских одеждах. В одной руке, в виде щита, он держал икону, в другой - боевой меч. Он был таким, каким мы видим Святителя Николая на некоторых иконах. А перед ним предстоял воин на белом коне, в обличии, в котором изображается на иконах Георгий Победоносец. Воин спешился, сошел с коня, преклонил колени и стал молиться перед Старцем. Видя это грозное видение, крымские татары бежали. И после этого набеги на эти местности прекратились. Вскоре на родниках была найдена икона Святителя Николая, в том виде, котором он и явился в тот знаменательный день.

Родник, на котором была найдена Чудесная Икона, истекает в 2 км от горы, на которой было Видение. Икона была явлена на каменной доске размером в человеческий рост. От нее вскоре стали происходить Чудотворения. Это событие - явление Николая Чудотворца,- послужило отправной точкой заселения Сурского края. Место, указанное Божиим Угодником было богато природными ресурсами, - замечательная река и озера - рыбой, удивительные леса – дичью и зверями, грибами и ягодами. И конечно, здесь есть духовное богатство. Народ издревле тянулся к Святыне, а паломничество в наши места совершается до сих пор со всей России.

Мы очень немного знаем о земной жизни святителя Николая. Достоверных свидетельств о жизни святого практически нет вообще. Но многие поколения верующих испытали на себе реальную помощь святого в своей жизни.

В кафедральном соборе Симбирска один раз в неделю совершается служба с акафистом святителю Николаю. Верующие приходят, чтобы специально попросить благодатной помощи святого, получить его покровительство.

Паломник с симбирской земли Нафанаил.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика