Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

История, написанная светом [Курганская епархия] []

08.09.2010

история, написанная светом



«настоящее искусство вечно», как бы ни пытались его уничтожить. в частности память о взорванных и разрушенных в годы лихолетий храмах, о жизни наших предков навсегда осталась запечатлена на фотографиях талантливого мастера алексея кочешева, словно особым промыслом прибывшего в курган и ставшего для маленького провинциального городка кем-то вроде «человека с бульвара капуцинов».

о том, что с помощью света можно творить шедевры, узнали в кургане 150 лет назад. однако первая фотомастерская или, как раньше говорили, светописная мастерская, не оставила заметного следа в истории города. до наших дней не дошло ни одного снимка этой мастерской. но факт её существования донесла до нас газета «тобольские губернские ведомости» от 4 мая 1868 года, сухо сообщив: «в марте-месяце открыта фотомастреская г. кропанина, которая, по слухам, намеревается остаться на постоянное место жительства в городе». точно так же не дожили до наших дней фотографии других мастеров, основывавших свои фотостудии в кургане. зато их имена также запечатлела газета «тобольские губернские ведомости»: карл егорович руди из саратова, германский подданный альберт бах, тобольский мещанин шмуль вишняк.

 

главный фотолетописец зауралья

жизнь города круто изменилась с приездом 19 сентября 1891 года 27-летнего алексея ивановича кочешева. получив от тобольского губернатора «разрешение производить фотографические работы в пределах тобольской губернии», он сразу же принялся за дело. поначалу своей фотомастерской он не имел и был, так сказать, передвижным фотографом. сам кочешев любил повторять: «снимаю все, не стесняясь условиями… с 8 часов утра и до 11 часов вечера». подвижной фотокамерой он запечатлевал виды поселений, самые разные типы людей – от нищих калек и слепцов до изысканных аристократов, важнейшие события — пожар в городе кургане (1892); строительство железной дороги и встречу первого поезда (1893); голодный год и переселенческое движение, открытие столовой для голодающих… о кочешеве заговорили, что он имеет дар свыше, снимая так пронзительно и точно. своими талантливыми фотографиями он прививал соотечественникам вкус, формировал принципиально новую фотографическую культуру.  

с помощью света он увековечил две площади – троицкую и соборную, на каждой из которых стояла каменная церковь. после революции храмы были уничтожены, но их красота и величие навсегда остались запечатлены на фотографиях.

вообще алексей кочешев был человеком верующим и неравнодушным, он стремился отразить действительность порой во всех её скорбных проявлениях, побуждая сильных мира сего задуматься и протянуть руку слабым. на его фотографиях много представителей нищих сословий – нищий слепец в иковской волости, крестьянки, занятые белением холста, рабочие зауральских промышленных предприятий.

не прошёл кочешев и мимо общей курганской беды 1914 года – разлива тобола. тогда вода затопила весь город. спасательный отряд на лодках вывозил жильцов и имущество. на снимках видно, как стремительно прибывает вода, а курган совершенно отрезан от внешнего мира. женщины, подняв на руки детей, ищут спасения на крышах и заборах, кто-то срывается, падает вниз, и вода стремительно уносит его, словно щепку…  

остановленные мгновения…

на первую курганскую сельскохозяйственную кустарно-промышленную выставку (1895) кочешев представил около 400 снимков и был отмечен серебряной медалью. через год, в 1896 году, последовал похвальный отзыв на фотовыставке в москве. это было время, когда фотография уже проникла на страницы столичных журналов, но периферийные издания еще не имели необходимой типографской базы.
и вот в 1909 году кочешев решил эту базу создать, а фотографическое дело в кургане поставить на широкую ногу. он приобрёл собственный дом на углу дворянской улицы и думского переулка (ныне угол советской и комсомольской).

внешний облик одного из красивейших домов города, где до революции жил и работал алексей кочешев, хоть и значительно видоизменился в наши дни, по-прежнему радует глаз как образчик великолепной архитектуры xix века. сейчас большинство помещений дома кочешева пустуют, в здании открыт музей, где хранятся архивные фотографии мастера. при жизни алексея ивановича в доме располагались фотоателье, магазин и типография. однако самым выгодным было именно фотографическое дело. поэтому фотоателье имело особый антураж. было оно со студией, стеклянной крышей, несколькими фотоаппаратами, ярко раскрашенными задниками, колоннами, креслами и прочими фотографическими атрибутами. съёмка велась при дневном и искусственном освещении. в ателье не только производилось исполнение художественных портретов, но и увеличение их до натуральной величины. среди клиентов кочешева был весь курганский «высший свет» - предприниматели менщиковы, ванюковы, балакшины, врач успенский и т. д. продолжал алексей иванович снимать и яркие события в жизни зауралья, и виды любимого кургана, особенно храмы, церковные праздники, на которые собирался весь город.

поначалу увлекли кочешева и бурные события 1905 года. «манифест о свободе» печатался именно в его типографии. подавив открытое революционное выступление рабочих кургана, городская полиция арестовала весь стачечный комитет. кочешев, пользуясь своим авторитетом, сумел проникнуть в тюремный двор и сделать групповой снимок арестованных – 14 человек. для истории!

но полицейские вскоре поняли, что дали маху! специальный наряд нагрянул в фотографию и конфисковал крамольный негатив. все же один отпечаток остался (он теперь хранится в музее). в 1907 году кочешев отснял первомайские демонстрации, а в 1917 году стал очевидцем революции. но радость от её встречи вскоре сменилась разочарованием. ожидаемого торжества справедливости не случилось. на его глазах осквернялись храмы, убивались священнослужители, словно на смену тому злу, с которым он боролся, пришло ещё большее зло…

алексей иванович покинул курган и уехал в новосибирск, где ещё долго, до 1933 года работал мастером по ремонту павильонной аппаратуры.

дом его в кургане национализировали, а вернее растащили. множество уникальных карточек просто выбросили, как никому не нужные. но знакомые фотографа подбирали валяющиеся в грязи и лужах фотографии и бережно сохранили то, что удалось спасти. таким образом, до наших дней дошёл 521 фотоснимок именитого мастера, передающий историю зауралья до 1917 года. и несмотря на то, что до неузнаваемости изменился город, благодаря кочешеву тянется ниточка в прошлое, осуществляя связь времён.  

кстати: а. кочешев впервые объединил фотоателье, типографию, склад фотоаппаратов, волшебных фонарей и магазин «писчебумажные принадлежности и книги». здесь же можно было почитать столичные газеты и журналы. и…получить бесплатно фотоаппарат. от желающих попробовать фотографировать не было отбоя. многие, кто научился, приходили уже как покупатели.

лариса фомина 
фотографии алексея кочешева из музейных архивов



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика