Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

история, написанная светом



«настоящее искусство вечно», как бы ни пытались его уничтожить. в частности память о взорванных и разрушенных в годы лихолетий храмах, о жизни наших предков навсегда осталась запечатлена на фотографиях талантливого мастера алексея кочешева, словно особым промыслом прибывшего в курган и ставшего для маленького провинциального городка кем-то вроде «человека с бульвара капуцинов».

о том, что с помощью света можно творить шедевры, узнали в кургане 150 лет назад. однако первая фотомастерская или, как раньше говорили, светописная мастерская, не оставила заметного следа в истории города. до наших дней не дошло ни одного снимка этой мастерской. но факт её существования донесла до нас газета «тобольские губернские ведомости» от 4 мая 1868 года, сухо сообщив: «в марте-месяце открыта фотомастреская г. кропанина, которая, по слухам, намеревается остаться на постоянное место жительства в городе». точно так же не дожили до наших дней фотографии других мастеров, основывавших свои фотостудии в кургане. зато их имена также запечатлела газета «тобольские губернские ведомости»: карл егорович руди из саратова, германский подданный альберт бах, тобольский мещанин шмуль вишняк.

 

главный фотолетописец зауралья

жизнь города круто изменилась с приездом 19 сентября 1891 года 27-летнего алексея ивановича кочешева. получив от тобольского губернатора «разрешение производить фотографические работы в пределах тобольской губернии», он сразу же принялся за дело. поначалу своей фотомастерской он не имел и был, так сказать, передвижным фотографом. сам кочешев любил повторять: «снимаю все, не стесняясь условиями… с 8 часов утра и до 11 часов вечера». подвижной фотокамерой он запечатлевал виды поселений, самые разные типы людей – от нищих калек и слепцов до изысканных аристократов, важнейшие события — пожар в городе кургане (1892); строительство железной дороги и встречу первого поезда (1893); голодный год и переселенческое движение, открытие столовой для голодающих… о кочешеве заговорили, что он имеет дар свыше, снимая так пронзительно и точно. своими талантливыми фотографиями он прививал соотечественникам вкус, формировал принципиально новую фотографическую культуру.  

с помощью света он увековечил две площади – троицкую и соборную, на каждой из которых стояла каменная церковь. после революции храмы были уничтожены, но их красота и величие навсегда остались запечатлены на фотографиях.

вообще алексей кочешев был человеком верующим и неравнодушным, он стремился отразить действительность порой во всех её скорбных проявлениях, побуждая сильных мира сего задуматься и протянуть руку слабым. на его фотографиях много представителей нищих сословий – нищий слепец в иковской волости, крестьянки, занятые белением холста, рабочие зауральских промышленных предприятий.

не прошёл кочешев и мимо общей курганской беды 1914 года – разлива тобола. тогда вода затопила весь город. спасательный отряд на лодках вывозил жильцов и имущество. на снимках видно, как стремительно прибывает вода, а курган совершенно отрезан от внешнего мира. женщины, подняв на руки детей, ищут спасения на крышах и заборах, кто-то срывается, падает вниз, и вода стремительно уносит его, словно щепку…  

остановленные мгновения…

на первую курганскую сельскохозяйственную кустарно-промышленную выставку (1895) кочешев представил около 400 снимков и был отмечен серебряной медалью. через год, в 1896 году, последовал похвальный отзыв на фотовыставке в москве. это было время, когда фотография уже проникла на страницы столичных журналов, но периферийные издания еще не имели необходимой типографской базы.
и вот в 1909 году кочешев решил эту базу создать, а фотографическое дело в кургане поставить на широкую ногу. он приобрёл собственный дом на углу дворянской улицы и думского переулка (ныне угол советской и комсомольской).

внешний облик одного из красивейших домов города, где до революции жил и работал алексей кочешев, хоть и значительно видоизменился в наши дни, по-прежнему радует глаз как образчик великолепной архитектуры xix века. сейчас большинство помещений дома кочешева пустуют, в здании открыт музей, где хранятся архивные фотографии мастера. при жизни алексея ивановича в доме располагались фотоателье, магазин и типография. однако самым выгодным было именно фотографическое дело. поэтому фотоателье имело особый антураж. было оно со студией, стеклянной крышей, несколькими фотоаппаратами, ярко раскрашенными задниками, колоннами, креслами и прочими фотографическими атрибутами. съёмка велась при дневном и искусственном освещении. в ателье не только производилось исполнение художественных портретов, но и увеличение их до натуральной величины. среди клиентов кочешева был весь курганский «высший свет» - предприниматели менщиковы, ванюковы, балакшины, врач успенский и т. д. продолжал алексей иванович снимать и яркие события в жизни зауралья, и виды любимого кургана, особенно храмы, церковные праздники, на которые собирался весь город.

поначалу увлекли кочешева и бурные события 1905 года. «манифест о свободе» печатался именно в его типографии. подавив открытое революционное выступление рабочих кургана, городская полиция арестовала весь стачечный комитет. кочешев, пользуясь своим авторитетом, сумел проникнуть в тюремный двор и сделать групповой снимок арестованных – 14 человек. для истории!

но полицейские вскоре поняли, что дали маху! специальный наряд нагрянул в фотографию и конфисковал крамольный негатив. все же один отпечаток остался (он теперь хранится в музее). в 1907 году кочешев отснял первомайские демонстрации, а в 1917 году стал очевидцем революции. но радость от её встречи вскоре сменилась разочарованием. ожидаемого торжества справедливости не случилось. на его глазах осквернялись храмы, убивались священнослужители, словно на смену тому злу, с которым он боролся, пришло ещё большее зло…

алексей иванович покинул курган и уехал в новосибирск, где ещё долго, до 1933 года работал мастером по ремонту павильонной аппаратуры.

дом его в кургане национализировали, а вернее растащили. множество уникальных карточек просто выбросили, как никому не нужные. но знакомые фотографа подбирали валяющиеся в грязи и лужах фотографии и бережно сохранили то, что удалось спасти. таким образом, до наших дней дошёл 521 фотоснимок именитого мастера, передающий историю зауралья до 1917 года. и несмотря на то, что до неузнаваемости изменился город, благодаря кочешеву тянется ниточка в прошлое, осуществляя связь времён.  

кстати: а. кочешев впервые объединил фотоателье, типографию, склад фотоаппаратов, волшебных фонарей и магазин «писчебумажные принадлежности и книги». здесь же можно было почитать столичные газеты и журналы. и…получить бесплатно фотоаппарат. от желающих попробовать фотографировать не было отбоя. многие, кто научился, приходили уже как покупатели.

лариса фомина 
фотографии алексея кочешева из музейных архивов