Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Митрополит Волоколамский Иларион посетил монастырь Ксенофонт [Патриархия.ru] []

25.10.2010

митрополит волоколамский иларион посетил монастырь ксенофонт

25 октября 2010 г. 20:01

24 октября 2010 года в рамках паломнической поездки по святой горе афон делегация русской православной церкви во главе с председателем овцс митрополитом волоколамским иларионом прибыла в монастырь преподобного ксенофонта, посвященный святому великомученику георгию победоносцу.

члены паломнической группы проследовали в соборный храм обители, где молились за вечерней.

по окончании богослужения игумен обители архимандрит алексий обратился к высоким гостям с торжественным приветствием, в котором, в частности, сказал: «для братии нашей обители является особым благословением ваше прибытие в монастырь. со священным умилением возглашаем: благословен грядый во имя господне (мф. 21. 9)! со смирением и благоговением испрашиваем ваших богоугодных святительских молитв».

отметив, что святая гора является местом безмолвия, утешения, покаяния, молитвы, подвига и совершенства в боге, игумен обители продолжил: «своей уникальностью монашеское государство на афоне обязано многовековым традициям, богатому культурному наследию, духовной атмосфере исихазма, подвижническому и скромному бытию, красоте окружающей природы. оно следует путем преодоления атомоцентричности и продвижения вселенскости через совместное жительство и соработничество представителей разных народов благодаря общей их вере и благодетели любви, которой мы научены богом и которую исполняем благодаря традиционному гостеприимству и милосердию. все это представляет собой пример евангельской жизни во спасение человека и всего мира».

святое православие неизменно предлагает народам земли спасительное свое послание, свою духовную силу, истину, которой оно живет, и свидетельство, подчеркнул архимандрит алексий. «мы говорим на различных языках, но исповедуем единую веру, которая нас делает братьями и сподвижниками в этой жизни», — засвидетельствовал он.

в заключение игумен обители преподобного ксенофонта сказал, обращаясь к главе делегации митрополиту илариону: «желаем сыновне, чтобы это паломничество привлекло благодать и благословение божией матери как на вас лично, так и на ваших честных спутников и на избранный и дружественный русский православный народ, который в прошлом столетии украсился бесчисленным сонмом мучеников и исповедников. молитесь, высокопреосвященнейший отец и владыка, чтобы и нам сподобиться милости божией и его небесного царствия! добро пожаловать!»

в память о посещении обители иерархами русской православной церкви игумен преподнес икону покровителя обители святого великомученика георгия, написанную насельником монастыря.

от лица паломнической группы митрополит иларион обратился с ответным приветствием:

«святый отче игумене! возлюбленные во христе отцы и братия! святая гора — уникальное место, куда сходятся православные монахи со всего мира и возносят свои молитвы за весь мир. каждый подвижник одновременно и учится монашескому житию, и вносит свою лепту в формирование афонской монашеской традиции. отсюда она уже распространяется во все уголки православного мира.

бывая на афоне, мы всякий раз испытываем духовную радость от молитвенного общения с вами. именно через вас мы приобщаемся святогорскому монашескому духу. здесь мы можем прикоснуться и к материальным сокровищам православия, которые в течение веков накапливались и бережно сохранялись монахами-святогорцами. это и святые мощи, и иконы, и фрески, и рукописи святоотеческих творений. паломников особенно привлекает уклад монашеской жизни с его строгим распорядком, во главе которого стоит храмовая молитва.

у русской православной церкви всегда были особые отношения с афоном. с вашим святым монастырем нас роднит покровительство великомученика георгия победоносца. промыслом божиим святой георгий стал покровителем российского государства, его икона находится в центре российского герба, он считается также покровителем русского воинства. здесь же он своими молитвами подает вам победы в невидимой духовной брани, которая является уделом каждого монаха.

еще раз благодарю вас за совместную молитву и призываю вас молиться за любящую вас русскую церковь».

после братской трапезы гости были приглашены в соборную залу обители, где были приняты игуменом и старейшими братиями монастыря. игумен рассказал историю обители и поделился своими воспоминаниями о посещении русской православной церкви в составе делегации афонских монастырей в 1985 году. митрополит иларион рассказал братии обители о положении русской церкви в современных условиях, ее служении и о возрождении в ней монашеской жизни. в память о посещении монастыря председатель овцс передал в библиотеку обители комплект фотоальбомов «русские монастыри».

далее в игуменских покоях состоялась беседа митрополита илариона с архимандритом алексием, посвященная современному состоянию монашеской жизни на афоне. отец игумен просил передать низкий поклон святейшему патриарху московскому и всея руси кириллу и выразил надежду, что предстоятель русской православной церкви посетит обитель в ходе своего будущего визита на афон.

25 октября 2010 года в новом монастырском соборном храме великомученика георгия, построенном в 1809 году, митрополит иларион совершил божественную литургию в сослужении председателя синодальной комиссии по делам монастырей сергиево-посадского феогноста, ректора киевских духовных академии и семинарии бориспольского антония, епископа брянского и севского феофилакта, игумена монастыря ксенофонт архимандрита алексия, членов паломнической группы русской православной церкви в священном сане и клириков обители.

после отпуста божественной литургии в знак признательности за оказанное гостеприимство и на молитвенную память о состоявшемся совместном служении митрополит иларион возложил на архимандрита алексия наперсный крест. по уставу обители ежедневно после литургии в соборном храме монастыря совершается пение канона божией матери. паломники из русской православной церкви поклонились святыням обители, среди которых — частица животворящего креста господня, десница великомученика георгия, рука мученицы марины, стопа мученика феодора тирона, главы мученика трифона и первомученика архидиакона стефана.

на трапезе митрополит иларион обратился к игумену обители, братии и паломникам со словом:

«ваше высокопреподобие, всечестной отец игумен! дорогие отцы и братья!

для нас, паломников из русской православной церкви, было особой радостью совершить сегодня божественную литургию в соборном храме вашего монастыря.

память святого филофея коккина, патриарха константинопольского, которую мы сегодня совершаем, переносит нас в те далекие времена, когда связи между церковью константинопольской и церковью русской были не менее тесными, чем теперь. патриарх филофей коккин был соратником, сподвижником и единомышленником святителя григория паламы. он был одним из тех иерархов церкви, которые ревностно защищали афонскую монашескую традицию.

но и на руси в это время созидалась своя монашеская жизнь и своя исихастская традиция. ее главным выразителем в то время был преподобный сергий радонежский, которого на руси называют игуменом земли русской. патриарх филофей знал о нашем святом подвижнике. именно он благословил преподобного сергия на устроение общежительного монастыря, прислав ему благословенную грамоту и параманный крест, который до сего дня хранится в троице-сергиевой лавре. таким образом, русская монашеская традиция получила благословение от святого патриарха филофея.

в составе нашей паломнической группы есть и преемник преподобного сергия — наместник троице-сергиевой лавры архиепископ феогност.

мы слышали из жития преподобного филофея коккина о том, какие трудности в тот период испытывала святая константинопольская церковь и какие попытки предпринимались для того, чтобы найти общий язык с латинской церковью: как папа римский присылал своих легатов в константинополь для заключения унии и как в эту трудную для православия эпоху иерархи святой церкви, во главе которых стоял святитель филофей, защищали православие.

а между тем единство православной церкви существовало по всему миру, в том числе и далеко за пределами константинополя. в далекой россии созидалась тогда церковная и монашеская жизнь при прямом участии константинопольских патриархов.

мы знаем из истории константинопольской церкви, что патриархи в разное время занимали разную позицию: были среди них те, которые, как святой филофей коккин, прославились защитой православия, а были и те, которые, подчинившись политическим влияниям и обстоятельствам, подписали унию. в россии знали об этом. и события, происходившие в константинополе, не могли не отражаться на жизни русской церкви. она стала автокефальной в силу сложившихся тогда исторических обстоятельств, а именно в силу того, что патриарх константинопольский подписал унию. но впоследствии константинопольские патриархи признали русскую церковь как автокефальную, и из возлюбленной дочери она превратилась в возлюбленную сестру.

сегодня эти события кажутся очень далекими, но связи, которые были тогда установлены, остаются и сейчас. это и связи между иерархией константинопольской церкви и московского патриархата, это и связи между монахами двух церквей. и сегодня, как и тогда, афон является местом, где встречаются православные люди, православные иноки разных национальностей. как и тогда, афон является местом, где в монашеском подвиге подвизаются не только греки, но и русские, и украинцы, и молдаване, и представители многих других национальностей. паломники из русской православной церкви, как и прежде, приезжают на святую гору афон, чтобы напитаться здесь духовной мудростью и приобщиться к монашеской традиции, давшей миру великих святых: святителя филофея коккина, святителя григория паламу. эта же традиция духовно напитала и русское монашество.

я благодарю вас, отец игумен, за гостеприимство, которое вы нам оказали. благодарю братию монастыря за совместные молитвы и надеюсь, что афон и дальше будет оставаться тем, чем он был на протяжении более тысячи лет, — местом, куда стекаются ищущие жития постнического, где будут ярко сиять светочи православной веры, где будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение монашеская традиция».

преподав архипастырское благословение всем участникам трапезы, митрополит иларион и члены делегации русской православной церкви в сопровождении игумена монастыря архимандрита алексия осмотрели расписанный в 1544 году представителем критской школы иконописцем антонием старый соборный храм обители, самая древняя часть которого относится к x веку.

затем паломники осмотрели музей ксенофонтовой обители, насчитывающей богатейшую коллекцию византийских древностей. тепло попрощавшись с братией монастыря, митрополит иларион с сопровождающей его группой направился в монастырь филофей.

согласно преданию, монастырь ксенофонт, расположенный на пологой возвышенности у моря между монастырем дохиар и свято-пантелеимоновым монастырем, основан в x столетии преподобным ксенофонтом, от которого и получил свое название. обитель освящена в честь великомученика георгия. в монастыре пребывает честная десница великомученика георгия и чтимая мозаичная икона этого святого, датируемая xiv веком.

служба коммуникации овцс/патриархия.ru



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика