Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

митрополит ювеналий возглавил церемонию открытия viii московских областных рождественских образовательных чтений

27 ноября 2010 г. 16:26

25 ноября в наро-фоминске в доме культуры «звезда» состоялось открытие viii московских областных рождественских образовательных чтений на тему «учитель! пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени…».

перед аудиторией выступили заместитель председателя правительства московской области в.а. егерев, глава наро-фоминского муниципального района а.н. баранов, министр образования правительства московской области л.н. антонова.

в своем слове к собравшимся митрополит крутицкий и коломенский ювеналий, в частности, сказал:

мне особенно приятно обращаться к вам в год учителя, на протяжении которого мы много говорили о задачах педагогической общественности, а также чествовали тех, кто особо потрудился на ниве просвещения. сегодня в приближении конца года мне хотелось бы остановиться на том значении, которое должно иметь учительство в жизни нашего общества.

на протяжении многих веков церковь и школа в нашем отечестве были неразделимы. и очень часто в одном лице соединялись и священник, и педагог, и воспитатель. однако в минувшем столетии в образовании возобладали совсем иные тенденции. священников власть планировала полностью истребить, а учителя стали бойцами атеистического авангарда. такая общественная модель оказалась нежизненной и ушла в прошлое. сегодня мы находимся на начале пути по возрождению духовно-нравственного воспитания и просвещения.

минувшие годы показали, что у нас в московской епархии церковь и школа вовсе не антагонисты, а соработники в общем деле нравственного и интеллектуального формирования подрастающего поколения. священник и учитель уже в очень многих случаях стоят рядом, сотрудничают заинтересованно, доброжелательно и творчески.

когда я говорю так, то вовсе не имею в виду диффузию церковной и светской систем образования. у них во многом различные задачи. однако они в то же время уже больше не являются замкнутыми системами. например, в поддержку преподаванию «основ православной культуры» и «духовного краеведения подмосковья» нашим епархиальным отделом религиозного образования и катехизации создан методический кабинет, обладающий достаточными людскими и информационными ресурсами для оказания помощи педагогам, участвующим в преподавании дисциплин духовно-нравственного содержания. подмосковные священнослужители охотно помогают учителям в проведении экскурсий, в организации внеклассных занятий, в подборе необходимой литературы.

имею потребность сердца сказать о своей глубокой признательности нашему духовенству за его подвижнический труд на всех направлениях церковного служения, в том числе и просветительского. ведь наши батюшки помимо своих непосредственных обязанностей в храмах, где они совершают богослужения, активно вовлечены в благотворительную, образовательную, молодежную работу. и никто из них не жалуется, что нет времени или сил недостает: это поистине подвижнический труд. спасибо вам, братья сопастыри.

мне представляется, что складывающаяся атмосфера конструктивного и уважительного взаимодействия церкви и школы, причем, прежде всего между рядовыми их тружениками, — является нашим серьезным достижением. это подтверждает правильность принятого в свое время лидией николаевной решения активно развивать сотрудничество с московской епархией. тогда, изначально, это было движение сверху. и стали появляться учебники и программы, многочисленные совместные мероприятия, которые теперь всем хорошо знакомы, нет нужды их вновь перечислять. но вряд ли вся эта работа была бы успешной, если бы не поддержка снизу. и я от всего сердца благодарю подмосковное учительство за ваш энтузиазм, за вашу самоотверженность, за вашу любовь к детям и стремление помочь им стать настоящими людьми и достойными гражданами россии. <…>

сегодня перед учителем непочатый край работы. необходимо объяснить молодым, что полноценная человеческая самореализация невозможна без любви, честности, правдивости, самоотверженности и жертвенности. все эти нравственные качества связаны со способностью человека сделать нечто для других, не ожидая ничего взамен. в книге деяний апостольских цитируются такие слова иисуса христа: «блаженнее давать, нежели принимать» (деян. 20:35). <…>

глубокая заинтересованность самого преподавателя в тех вопросах, которые он обсуждает на уроках с детьми, является важнейшей предпосылкой успеха как обучающего, так и воспитательного процессов. здесь важен взгляд на православие изнутри, причем не как на этнографический феномен (а такая тенденция тоже имеет место), но как на слово истины, на духовное наследие веков, которое и доныне, несмотря на исторические испытания, продолжает питать и поддерживать наш народ.

очень важным представляется в этой связи углубленное ознакомление учителя с библией, в первую очередь с новым заветом. ведь их содержание является первостепенным для понимания практически всех аспектов отечественного культурного наследия. откройте многотомное издание «библиотека литературы древней руси», и вы увидите, что наши предки считали естественным и верным выражать свои мысли по преимуществу при посредстве библейских образов.

библейское слово — вечно живое. внимательно вникая в евангельское повествование, современный человек находит там ответы на волнующие его жизненные вопросы, определяет свой выбор в минуты испытаний. обращенное к людям, слово божие открывает нам мир, сопричастный вечности, показывает путь освобождения от греха и стяжания праведности, учит жертвенности и любви. все это так необходимо нашим юным современникам, которые не избегли отчуждающего воздействия современной массовой культуры и деструктивных тенденций в общественном сознании.

в конечном итоге миссия учителя сводится к тому, чтобы найти в себе силы и мужество сказать детям что ложь — это ложь, а правда — это правда. для этого требуется и глубокая профессиональная подготовка, и личная нравственная устойчивость. хочу в год учителя пожелать всем вам, дорогие педагоги, и светские учителя, и преподаватели-священнослужители, чтобы господь помогал вам в ваших многополезных и ответственных трудах.

завершая свое выступление, митрополит ювеналий предложил тему ix подмосковных рождественских образовательных чтений 2011 года — «через просвещение к нравственности».

«все мы остро ощущаем насущность морального возрождения нашего общества, и церкви и школе многое еще предстоит сделать для достижения этой цели», — подчеркнул архипастырь.

также на открытии чтений с докладами выступили:

  • е. е. истомина, учитель мировой художественной культуры краснозаводской средней школы № 1, сергиево-посадский район;
  • протоиерей сергий махонин, настоятель духовской церкви поселка первомайский наро-фоминского района;
  • н. в. бессонова, директор центра детского творчества «импульс» г. видное ленинского района;
  • протоиерей михаил ялов, директор православной классической гимназии имени сщмч. константина богородского, настоятель богоявленского собора города ногинска, благочинный церквей богородского округа, председатель епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами.

в заключение с концертной программой выступили творческие коллективы наро-фоминского района.

московская епархия/патриархия.ru

материал на: украинском