Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

C 28 ноября по 6 января – Рождественский пост [Православная газета (Екатеринбургская епархия)] []

28.11.2010

Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковию и Соборами, а основание и Глава Церкви Сам Господь наш Иисус Христос. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто прослушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17), а еще сказал к Апостолам, и в них к пастырям: слушает вас, Мене слушает; и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк. 10, 16).

Преподобный Макарий Оптинский

При изгнании наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Мессию-Спасителя. Это обещание Он повторял неоднократно, чтобы приготовить людей к Его принятию. Рождением Иисуса Христа Господь исполнил пророчества, воплотив Своего Сына в человеческом обличии.

Посредством Иисуса Мудрый Создатель дал человеку благодать быть восстановленным до безгрешного первоначального состояния, ведь мы были созданы по образу Божию, но, растлев от преступления, были повреждены и лишились высшей Божественной Жизни.

Возникновение праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца (старый стиль, теперь - 7 января)». Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в этот день нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Празднованию предшествует Рождественский пост, а само празднование сопровождается пением, прославляющим Святую Троицу. Этот день хорошо отметить посещением церкви, после которого все с радостью собираются за праздничным столом, накрытым особой праздничной пищей.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Перед рождением Спасителя римский император Август, правивший Иудеей, проводил в Римской Империи всенародную перепись. Подданные империи обязаны были пройти перепись в своих родных городах. Дева Мария с мужем Иосифом жили в Назарете (область Галилеи), но происходили из рода Давидова, жившего в Вифлееме (Иудея), поэтому направились туда. Там-то и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: «Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14); «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).

Итак, Господь Иисус Христос родился от Девы Марии в правление римского кесаря Августа в 5508-ом году от сотворения мира. «Повинуясь кесареву повелению, Христос был вписан в число рабов, а нас, рабов врага и греха, сделал свободными». Ни ночной мрак вертепа (где был рожден Иисус), ни ясли с пеленами (атрибуты Его смирения ради миссии нашего спасения) не могли утаить Божественной славы Младенца.

О рождении Младенца тотчас узнали вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, то есть «простецы и мудрецы». Пастухи после явления им Ангела с воинством небесным, поспешили в Вифлеем и первыми пришли в вертеп поклониться Младенцу-Господу.

Перед Его рождением явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда. Своим появлением она возвестила миру, что сбылось пророчество о пришествии Мессии. Первыми эту необычную звезду обнаружили волхвы (мудрецы-астрономы). Она привела их с востока на поклонение новорожденному Царю Иудейскому. Преклонив колени, волхвы поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну. Золото - как Царю, ладан - как Богу, смирну - как человеку смертному.

Не только пастухи и волхвы причастны к чуду, но и Ангелы - пением, небеса - звездой, земля - вертепом, человечество - Девой, язычество - начаток христианства - в своих волхвах. Так, в вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Он упоминается в исторических источниках уже с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней. Сорокадневным он стал в 1166 году по решению константинопольского патриарха Луки при византийском императоре Мануиле.

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и именуется Четыредесятницей, так же, как и Великий предпасхальный пост.

Воздержание постами приходится на каждое из времен года. Это указывает на постоянную необходимость истребления греха, который накапливается в нас из-за бренности нашей плоти и нечистоты мыслей.

Этот зимний пост служит для нас освящением последней части года - таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Особенно помогает в деле истребления греха в этот пост милостыня нищим и нуждающимся. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет священник Лев Великий, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Пища, от которой мы отказываемся в дни поста, является жертвой Богу. Дни поста символизируют 40 дней, в которые Моисей получал закон от Господа на горе Синай. С той разницей, что вместо каменных скрижалей закона, Рождением Иисуса мы получаем Новое Слово - воплотившееся и живое.

Рождественский пост установлен для того, чтобы ко дню Рождества Христова мы очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

КАК ПОСТИТЬСЯ

Все, решившие поститься, должны строго соблюдать отказ от определенных видов пищи, не как от скверных (пред Богом нет скверной пищи), а как от неприемлемых посту. Нельзя употреблять в пищу мясо, масла животного происхождения, молоко (и все производные, такие как сыр, мороженое, кефир и т.д.), яйца, сдобу (булочки, торты, пирожные…)».

Во вторник, четверг и выходные на ужин дозволяются рыба (строгие правила позволяют рыбу только по выходным и церковным праздникам) и вино (не до пьяна, разумеется). С теми же послаблениями празднуется Новый год, поэтому необходимо проявлять особенную собранность, чтобы весельем, пьянством и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Последние 5 дней пост усиливается, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Важнее телесного поста пост духовный. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Наоборот, может нанести духовный вред, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием от плотских брачных отношений.

Сам пост не является целью, он - средство смирить плоть, чтобы очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится фальшивым, обычной диетой. Более того, постясь только от пищи, а не от страстей, мы уподобляемся злым демонам, не нуждающимся в пище. Такой пост не принесет исправления души и ненавистен Богу.

КАК ПИТАТЬСЯ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8), - и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-36).

В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать «с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти».

КАК ПРИГОТОВИТЬ СОЧИВО

По церковному уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Вот как его приготовить.

Ингридиенты: 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки меда, сахар по вкусу. Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. Из чистых зерен варят на воде обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Для подслащивания лучше использовать только мед.

ПОЧЕМУ НА РОЖДЕСТВО УКРАШАЮТ ЕЛКИ

Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его» (Ис. 2, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе - отрасль от корня Иессеева и цвет от него - произрос Ты от Девы».

Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

КАК ПРАЗДНУЕТСЯ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно Божественному свидетельству Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе».

В пределах предпразднства и попразднства праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».

В древние времена бдение продолжалось всю ночь. «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче», - говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.

Божественную литургию в праздник постановлено совершать «порану труда ради бденного». После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.

Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: «Постановлено возжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а клирикам стать вкупе среди храма и петь возгласно: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» и прочее».

С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.

Зачем установлен Рождественский пост?
Как был установлен Рождественский пост?



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика