Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 18:48

«Странное название, – скажет строгий читатель. – А зачем тогда существуют монастыри?»
И действительно, молитва за нас, за весь Божий мир – то, что отличает монастырское делание от любого другого.


А если монастырь – строящийся? Если ему всего-ничего – неполные 8 лет? Обычно к таким монастырям относятся снисходительно: дескать, зачтется строительство за молитву. А вот потом придут настоящие молитвенники…

***

Когда я приезжаю в монастырь во имя иконы Божией Матери «Нерушимая Стена», что в Апшеронске, то всякий раз поражаюсь, как много изменений произошло за короткое отсутствие. Там, где еще, казалось, недавно был котлован, вырос храм, а рядом – колокольня. И теперь сияющие купола, увенчанные крестами, видно издалека. И при этом чистота и порядок: ни разбросанных кирпичей, ни инструментов, ни рулонов, да мало ли еще какого строительного хлама! В детском приюте один этаж уже принимает учениц воскресной школы, а на других – штукатурят стены. А вокруг всех этих строек цветут хризантемы и бесстрашные виолы. Розы бы тоже еще цвели, но их обрезали – в зиму. Зато сделали зимний сад, пока небольшой.

Еще внутри монастырской ограды поражает тишина – какая-то особая, словно наполненная незримым присутствием. Я долго пыталась сформулировать для себя, обозначить эту тишину. А потом поняла – молитвенная. С молитвой здесь делают все: сажают розы, кладут кирпичи, готовят. А еще здесь, по благословению митрополита Исидора, читается Неусыпающая Псалтирь – непрерывное чтение Псалтири с поминовением на «славах» живых и усопших. Такое чтение совершается обычно в больших монастырях. Но игумения Зосима (Быстрова) не дожидается времени, когда монастырь станет «большим». Обитель растет и возрастает одновременно. И строится, и молится.

***

19 декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, одного из самых почитаемых в православном мире святых, в монастыре был не просто праздник, а сугубый: освящали нижний храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Накануне похолодало, дождь перешел в снег, и горные леса встречали митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора искрящимся узорным великолепием. Восходящее солнце ослепительным блеском зажгло купола и бросало золотые и розовые отсветы на белую монастырскую ограду и снег вдоль нее. Никола Зимний сделал подарок и владыке, и матушке игумении, и прибывшему вместе с владыкой архимандриту Трифону (Плотникову), напомнив им об Архангельской земле, с который все они связаны – узами служения или рождения.

***

Чин освящения престола сложен и исполнен глубокого таинственного смысла. Воспоминания о Моисеевой скинии и Соломоновом храме в молитвах на освящение храма и престола призваны засвидетельствовать духовное исполнение в Новом Завете ветхозаветных прообразов и богоустановленность священных предметов храма.

На четырех деревянных столпах полагается деревянная доска так, чтобы ее углы точно ложились на столпы, вровень с ними. Между четырех столпов в середине под доской престола ставится пятый столбец для поставления на нем ящичка с мощами святых. Углы верхней доски, называемой трапезой, в местах их сопряжения со столпами заливаются воскомастихом — расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, все эти вещества «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти». Престол скрепляется четырьмя гвоздями, знаменующими те гвозди, которыми Господь Иисус Христос был пригвожден ко кресту, омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой, особым образом помазуется святым Миром, что знаменует и возлияние Мира на Христа Спасителя перед Его страданиями, и те ароматы, которыми было полито Тело Его при погребении, и теплоту Божественной любви, и благодатные дары Божий, излившиеся на нас благодаря крестному подвигу Сына Божия.

Престол далее облачается в особо освященную белую нижнюю одежду — катасарку (от греч. «катасаркинон»), что в переводе означает буквально приплотие, то есть ближайшую к телу одежду. Она покрывает весь престол до основания и знаменует собою плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во Гроб. Вслед за этим престол опоясывается вервием длиной около 40 м. Это вервие знаменует собою путы, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд к первосвященникам иудейским, и Божественную силу, которая держит собою всю Вселенную, объемлет собою все творение Божие.

За этим престол сразу облачается в верхнюю, нарядную одежду — индитию, что в переводе значит одежда. Она знаменует собою одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия, после Своего спасительного подвига воссевшего во славе Бога Отца и грядущего «судить живым и мертвым». Тем самым изображается, что слава Иисуса Христа, Сына Божия, которую имел Он и прежде всех времен, непосредственно основана и на его крайнем уничижении, даже до смерти, во время первого пришествия на той Жертве, которую Он, принес Собою за грехи человеческого рода. В соответствии с этим владыка Исидор, совершавший освящение храма, до покрытия престола индитией священнодействовал в срачице — белой одежде, надетой поверх его святительских риз. Совершая действия, знаменующие погребение Христово, архиерей, который собою также знаменует Христа Спасителя, облачается в одежду, соответствующую погребальной плащанице, в которую обернуто было тело Спасителя при погребении. Когда же престол одевается одеждой царственной славы, тогда с архиерея снимается погребальная одежда, и он предстает в блеске святительских риз, изображающих одежды Небесного Царя.

И вот, по слову блаженного Симеона, архиепископа Солунского, «алтарь становится уже небом, и туда нисходит сила Духа Святаго». От святого престола получает освящение и все здание храма, и все, что находится в нем. Теперь можно совершать Божественную литургию.

***

В праздничной литургии владыке Исидору сослужили архимандрит Трифон (Плотников), протоиерей Владимир Кириченко, игумен Амвросий (Диденко), протоиерей Евгений Хаджипараш, духовенство монастыря, протодиакон Сергий Мрачко, который поистине украсил благолепие торжества вместе с монастырским хором.

С проповедью о святителе Николае Чудотворце к собравшимся прихожанам и гостям обратился архимандрит Трифон (Плотников).

По окончании Литургии владыка поздравил всех собравшихся с воскресным днем и с памятью святителя и чудотворца Николая, а также с освящением нового храма. Владыка вручил начальнику ФБУ ИК–5 г. Апшеронска И. В. Задорожному и заместителю по кадрам и воспитательной работе С. В. Диулину награды за строительство храма в честь святого Алексия Человека Божия на территории ФБУ ИК–5 – по ордену преподобного Сергия Радонежского.

Теплые слова поздравления были сказаны архиереем в адрес игумении Зосимы и матушек, которые так ждали этого дня. Их заботами и трудами обустроился этот храм, в котором было тепло не только от теплых полов, но и от горячей молитвенной любви сестер и настоятельницы.

***

Теперь в монастыре есть просторный храм, который может вместить и сестер, и прихожан, и даже гостей. Разумеется, в престольные праздники, когда в монастырь приезжают со всех концов земли Кубанской, в нем будет тесно. Но, даст Бог, главный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» скоро также станет Домом Божиим, и во всеуслышание разнесется над горами молитва, которая и сегодня непрестанно звучит в тишине монастырской ограды.

Марина Черкашина

Фото Пресс-службы Екатеринодарской епархии
<