Проект «Епархия» / Разное

Проект «Епархия»
   

Версия для печати

Разное

Корреспондент НГС.НОВОСТИ записал самые интересные вопросы журналистов и ответы архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона на пресс-конференции в пресс-центре ГТРК 'Встречи на Вертковской' [Новосибирская и Бердская епархия] []

29.12.2010

корреспондент нгс.новости записал самые интересные вопросы журналистов и ответы архиепископа новосибирского и бердского тихона на пресс-конференции в пресс-центре гтрк "встречи на вертковской"

архиепископ тихон рассказал о поклонных крестах вдоль дорог, межнациональных конфликтах и своем автомобиле mercedes



архиепископ новосибирский и бердский тихон убежден, что 33 поклонных креста, установленные в местах концентрации дтп, помогли снизить число аварий на новосибирских дорогах. кроме того, на своей пресс-конференции в гтрк «новосибирск» 21 декабря он высказал уверенность, что новосибирск — это атеистический и спокойный город, но приезжие должны интегрироваться в нашу культуру, чтоб не получилось, как на западе. корреспондент нгс.новости записал самые интересные вопросы журналистов и ответы архиепископа.


справка: епархия учреждена в 1924 году как новониколаевская и барнаульская, с 1994-го — новосибирская и томская, с 1995-го — новосибирская и бердская. объединяет приходы и монастыри русской православной церкви на территории новосибирской области, кафедральный город — новосибирск. кафедральные соборы: вознесенский (новосибирск), преображенский (бердск). правящий архиерей с 28.12.2000 — архиепископ тихон (емельянов). (orthedu.ru)

что представляет собой новосибирская епархия? сколько в ней храмов и чем она занимается?


наша епархия занимает только новосибирскую область. всего в епархии около 60 храмов, где-то 40 храмов находятся в процессе строительства. в самом городе 29 приходов и очень величественные храмы, которые не уступают московским. всего у нас зарегистрировано 145 приходов, но, конечно, их больше: некоторые просто не имеют юридического оформления. наши монастыри занимаются и сельскохозяйственной, и благотворительной деятельностью. 114 часовен у нас в епархии, 234 священнослужителя.

за эти годы установлены 33 поклонных креста, особенно на тех местах трасс, где происходят большие аварии. после того, как там установили кресты, стало меньше жалоб на то, что в этих местах происходят аварии.

есть у епархии и свое подсобное хозяйство: три года назад мы взяли в новосибирском сельском районе 2,5 тыс. гектар земли. сейчас у нас 100 голов крупного рогатого скота, много лошадей, заготавливаем сено, сами выпекаем хлеб — у нас стоят две мельницы. нашей епархией подписано где-то 16 соглашений с разными светскими структурами, и только в этом году 5 таких соглашений подписано с управлением физкультуры и спорта мэрии, с гуфсин, с нгпу, с руководством гвардейской глуховской дивизии и с министерством социального развития новосибирской области. в епархиальном управлении имеется 26 отделов и комиссий.

епархия окормляет где-то 28 медицинских учреждений, в которых открыто 16 часовен и два храма, и 16 мест заключения, где еще 10 храмов и часовен.

миссия среди заключенных идет очень успешно: у нас более 10 реабилитационных центров — несколько мы просто окормляем (они принадлежат другим организациям), и у нас 6 своих реабилитационных центров — пять мужских и один женский. там проходят духовную и трудовую реабилитацию бывшие наркоманы. мы не проводим лечение — детоксикацию они проходят в государственных наркологических центрах, — а к нам по доброй воле поступают те люди, которые считают себя православными. мы обучаем их тому, что нужно знать верующему человеку, у них есть свой устав, распорядок дня (утренняя молитва, обед, какой-то посильный труд и так далее), запрещается пить, курить, и они еще сами себе записали правило «не материться». очень большой процент выздоравливающих, хотя, конечно, бывают и рецидивы. по нашим подсчетам, где-то 60 % создают семьи и остаются нормальными членами общества.

есть у нас центр по реабилитации жертв различных сект и культов, по работе с осужденными и их родственниками — это тоже категория риска, которая требует особого внимания.

это не только задача церкви — заниматься социальными вопросами. это наша общая задача, и здесь не должно быть равнодушных людей. мы окормляем 50 детских учреждений — детских домов, домов инвалидов детей. мы стараемся держать в поле зрения этих ребятишек, помогать им, особенно после того, как они вышли из детских домов. как правило, девочки еще не имеют жилья, работы, а уже есть ребенок. мальчишки также: жить негде, работать негде, и они становятся на преступный путь. в этом году открыта материнская обитель, где сейчас живут 5 девочек с детьми. мы постарались найти им работу, кормим их, одеваем.

церковь старается быть современнее, включает такие формы общения, как интернет, icq. происходит ли сближение церкви и общества?

новосибирск — это все-таки атеистический город. мы все выходим из атеистического государства, и естественно, что взаимоотношения церкви и общества меняются. мы о себе рассказываем: чем мы занимаемся и чем хотели бы быть полезными обществу. церковь создана сама для себя. верующие люди составляют церковь, и они обустраивают все, что им нужно, чтобы исполнять свои обряды, совершать таинства, богослужения и так далее. но в церкви есть люди, которые имеют теплое сердце, добрые руки, и они могли бы помочь обществу.

«mercedes я оставлю вам, в новосибирске. это не моя машина. она принадлежит епархии»
самое главное, что в церкви сохраняется наша традиционная духовно-нравственная культура.

если государство желает, чтобы общество возрастало духовно, совершенствовалось нравственно, оно открывает двери для влияния церкви на общество. и хотя у нас церковь отделена от общества, но не удалена, потому что члены церкви являются и членами общества. сейчас церковь набирает силу: пришли молодые, мы занимаемся кадровой политикой, в церковь влились люди, которые имеют хорошее светское образование.

в советское время все были атеистами, а сейчас устремились в лоно церкви. как вы считаете, это искренне?

я бы не сказал, что все устремились в церкви — это сколько бы надо было храмов, если бы все сразу пришли. я стараюсь не осуждать людей, которые перестали быть атеистами и пришли в церковь. просто изменилось время, обстановка в стране, и те люди, которые вынуждены были в советское время скрывать свои убеждения, они открыто исповедуют свою веру. не только в русскую православную церковь пришло пополнение, и в другие религии. мы знаем, что очень выросли всякие секты. само понятие демократического государства включает в себя развитие религий — у них появляется больше возможностей.

мне кажется, это хорошо, что люди пришли не в казино, а в церкви. люди хотят услышать вечные истины, изучить свою древнюю духовную, нравственную культуру, потому что без этого нельзя двигаться дальше. если бы люди и дальше были «комсомольцами», мы, наверное, пришли бы в тупик, потому что неверующему человеку, которого совесть не контролирует, трудно жить в демократическом обществе.

как вы думаете, возможны ли в новосибирске конфликты на национальной или религиозной почве?

национализм, я думаю, не характерен для нашего города. у нас город считается спокойным — на втором месте после томска, там еще спокойнее. я думаю, что недостатки воспитательной работы приводят к тому, что бывают религиозные и националистические столкновения. воспитание играет очень большую роль в том, чтобы обстановка была стабильной и спокойной, ведь взаимное уважение начинается с терпения. не всегда у нас это прививается в школе, не всегда дается должная оценка людям другой культуры, другой религии.

государство пытается, но немножко не успевает с этим. в школах вводится предмет «основы религиозных культур» для того, чтобы мы лучше узнавали друг друга. мы знаем, что есть такие направления, как ваххабизм, где учат ненависти, убийствам других людей, поэтому изучение религии только в семье должно исключаться. школа должна здесь сыграть свою роль, разъяснить, что это за религия, что этих людей надо уважать, быть терпимым к людям другой национальности, другой культуры.

нужно учить не только нерусское население, украинцев и белорусов, которые живут в новосибирске, но и приезжающих сюда, чтобы они тоже могли ознакомиться с нашей культурой. они должны адаптироваться в нашу культуру.

видите, как ярко вырисовывается эта ошибка на западе: приезжающие из южных стран не могут адаптироваться в местную культуру. ну это же неправильно, раз они здесь живут.

вас удивил выбор, которые сделали родители новосибирской области? ведь они выбрали историю мировых религий, а не основы православной культуры.

идет апробация этого предмета, и поэтому рано еще делать выводы. я считаю, что «мировые религии» — это предмет, на котором невозможно воспитать. это информация о том, что вот есть такая религия, и все. а правительство вводит этот предмет с определенной целью — «воспитание добросовестного гражданина». то, что многие школы отдали приоритет «светской этике», — это, мне кажется, тоже ошибка. потому что светская этика — это мораль бездуховная и безнравственная.

есть древняя традиционная культура, которой тысячу лет жила наша страна. никто не говорит об изучении религии, постов, поклонов и молитв. говорится о совести, о чести, об ответственности, о терпении и взаимоуважении, что и составляет нашу духовную культуру. человек должен знать, где необходимость и где излишества, где правда и где ложь.

новосибирская епархия взялась за восстановление одного из самых больших соборов сибири — свято-троицкого в колывани
что такое секта с вашей точки зрения, есть ли они в новосибирске?

сект много. в 90-е годы, когда упал железный занавес, в нашу страну въехало 300 тысяч русскоязычных миссионеров с запада. они стали насаждать здесь религиозный плюрализм. себя они именовали «новыми религиями» и никак не хотели, чтобы их называли «сектами». многие из них были деструктивными сектами — они контролировали человеческое сознание, использовали гипноз, психотропные вещества. и самое главное — они разрушали наше общество: люди уходили из семей, бросали свою работу и становились жертвами этих сект.

некоторые секты были просто искусственными, некоторые были привиты с запада. нам пришлось создать информационный центр, и мы начали собирать сведения, чтобы разобраться, что это за секты, чем они занимаются. как правило, эти секты — американского происхождения, возникли в позапрошлом веке, имели довольно большой успех в сша и потом были перенесены на нашу территорию. как ни странно, особенно был поражен академгородок. была такая секта «семья», сейчас она выехала из нашей области, они практиковали сожительство родителей с детьми. естественно, что примириться с этим мы не могли и начали вести разъяснительную работу через наш центр. сейчас секты есть в нашей области, но особенно их не слышно, потому что активизировалась православная церковь. когда я приехал в 90-м году, здесь было 4 батюшки в вознесенском соборе и 65 священнослужителей других религий.

кто сейчас ходит в церкви — старики или молодежь?

люди разного возраста. если раньше в вознесенском соборе стояли бабушки и кое-где молодые люди, то теперь наоборот — стоят молодые люди и кое-где бабушки. у нас есть специальный отдел по работе с молодежью. сейчас на ул. сибревкома мы строим дом молодежи, где будет кафе и офисы различных наших отделов, которые работают с молодежью.

какая заповедь сейчас кажется вам наиболее актуальной? «не сотвори себе кумира»?

все 10 заповедей хорошие. «не сотвори себе кумира»? да. я думаю, что для нашего общества это важно, когда насаждается лидерство, идолы, певцы, артисты и так далее. свобода в христианском понимании означает отсутствие зависимостей от чего-либо. в основном, конечно, от зла. мы знаем такие пороки, как алкоголизм, игромания, наркомания, — пороков очень много, и от всего мы находимся в зависимости. любим вкусно покушать, красиво одеться, иметь хорошую машину, хорошее жилище. у нас у всех, конечно, крен на излишества. это характерно для общества потребления, которое не имеет духовной культуры.

красивый автомобиль mercedes, на котором вы ездите, — это излишество?

это не моя машина. она принадлежит епархии. а у меня здесь, кроме моего дембельского чемодана, ничего нет. я командирован сюда из москвы, и все мне предоставляет епархия. она кормит, я живу в епархиальном доме — тоже хороший дом. вот я ездил на «волге» и отморозил себе весь правый бок. я попросил, чтобы купили машину получше, чтобы я мог больше сделать. многие бизнесмены и члены правительства ездят на хороших машинах, потому что на плохой далеко не уедешь. меня сегодня к вам прислали, завтра отошлют, и mercedes я оставлю вам, в новосибирске.

церкви возвращают ее имущество, отнятое большевиками. на что вы можете претендовать в новосибирской области?

когда приехал владыка варфоломей в 1924 году, был только вознесенский собор и маленькая деревянная туруханская церковь. у него не было даже епархиального управления. он совершал богослужения, выходил и на ступеньках принимал народ. мы мало на что можем претендовать. храмов было много, но они в основном были деревянные. уцелел «александр невский» и еще несколько кирпичных храмов. обычно если нам передают что-то, то по пословице «на тебе, боже, что нам негоже». как правило, это руины. конечно, мы нуждаемся в помещениях, но в основном приходится строить.

сейчас мы проводим просто грандиозную работу: взяли троицкий собор в колывани. там долгое время сидела соцслужба и были два спортзала. в дореволюционное время это был один из самых больших соборов в сибири.


константин пономарев
фото автора (1, 2), orthedu.ru (3)

orthedu.ru / http://news.ngs.ru/

(голосов: 3)

версия для печати просмотров: 138



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика